"Для поддержания динамики экономического развития на уровне 3-4%, то есть в коридоре, который прогнозируют для нашей страны все ведущие МФО, Украине придется решить проблему компенсации трудового дефицита", - пише у своєму блозі Олексій Кущ, передають Патріоти України, і продовжує:
Казалось бы, так просто с помощью обычных эмпирических моделей рассчитать возможный доверительный интервал роста отечественного валового продукта, особенно если в основе их будет лежать опыт других стран, к примеру, любимого в политических экспертных кругах Сингапура, который стал для нас неким эталоном для подражания что в части борьбы с коррупцией, что в контексте экономического развития. Правда, дальше простых линейных сравнений дело пока не идет.
С другой стороны, сложность украинской экономики заметно выше сингапурской, достаточно взглянуть на публикации международной Обсерватории экономической сложности (ComplexityEconomics), созданной профессорами Гарварда Рикардо Хаусманном и Цезарем Идальго.
В моделях оценки конкурентоспособности, которые применял Всемирный экономический форум в Давосе для классификации стран по типам экономического роста, Украина находилась в нижней корзине "факторных" государств, то есть экономик, которые опираются на какой-либо базовый, внутренний фактор конкурентоспособности, либо на их комбинацию. К примеру, в Саудовской Аравии это нефть. У нас - целый набор квазистимулов, возникших на фоне дефицита энергоресурсов. В разное время это были дешевая рабочая сила (данный фактор начал стремительно исчезать с начала двухтысячных), дешевый российский газ, полученный в обмен на политические уступки РФ, арендный характер землепользования, когда агропроизводители не отвлекали финансовый ресурс на выкуп земли и вкладывали средства в развитие своих хозяйств, государственный протекционизм отдельных отраслей экономики (фактор в стадии затухания), высокие цены на сырьевые товары (циклично возобновляемый фактор, находящийся ныне на нисходящей траектории).
Мы так и не смогли перейти во вторую корзину стран, где основой конкурентоспособности является производительность труда (маркер целого ряда успешных развивающихся государств, которые проводят национальную промышленную политику). В то же время наши квазифакторы конкурентоспособности постепенно угасают. Квалифицированная рабочая сила в Украине уже не такая и дешевая, стоимость энергоресурсов выше, чем в странах - экономических конкурентах, либерализация рынка земли угрожает разрушением сложившимся бизнес-моделям в аграрном секторе, государство полностью отказалось от проведения суверенной промышленной политики. И, конечно, нам еще очень далеко до перехода в третью группу самых развитых экономик мира, где фактор конкурентоспособности - это инновации, творческая модель развития и экономика знаний.
Хотя данная классификация уже не используется ВЭФ, так как мир становится сложнее, но в целом это весьма показательная стратификация стран по типам экономического роста.
Итак, с одной стороны, в ближайшее время Украина утратит свои еще не утраченные базовые квазифакторы конкурентоспособности, а с другой, завтра нашей стране придется выдержать очередной экзамен по конкуренции в системе глобального разделения рынка труда за место в мировых цепочках добавленной стоимости. И все это на фоне глобальной дефрагментации, перезагрузки ключевых мировых рынков и бизнес-моделей межгосударственной промышленной кооперации. Но может ли сложившаяся в Украине демографическая база поддерживать динамичные темпы экономического развития?
В экономической науке используется закон Оукена, который был разработан Артуром Мелвином Оукеном, председателем Совета экономических консультантов при президенте США в 1968-1969 гг., неокейнсианцем и автором концепции "индекса несчастья", ученым, вошедшим в рейтинг "100 известных экономистов после Кейнса". Суть этого закона в следующем: есть определенная эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и динамикой уровня безработицы. К примеру, сокращение темпов роста валового продукта на 2% приводит к росту безработицы в среднем на 1%. Для базовой модели темпы роста ВВП принимаются в расчете 3% ежегодно. Естественно, существует широкий спектр допусков и ограничений по применению данного закона в зависимости от типа экономики, региональных отличий и так далее, но в целом - это хороший способ проверить потенциал такого источника роста, как человеческий капитал.
В Украине, начиная с 2010 г., когда наш Госстат стал публиковать данные по методологии Международной организации труда, происходит постоянное снижение численности экономически активного населения (ЭАН) в возрасте от 15 до 70 лет. В 2010-м таких людей было 20,9 млн, а в 2015-2018 гг. - около 18 млн. И хотя в 2014 г. ключевой причиной этого была аннексия Крыма и оккупация части Донбасса, в Украине можно считать нормой медленное сокращение данной группы в связи с демографической ситуацией. При этом уровень безработных в последние годы немного снизился - до 1,6 млн в прошлом году.
Относительный показатель безработицы в Украине по методологии МОТ за анализируемый период колеблется в диапазоне от 7,8% до 9,9% (экстремумы). Это показатель, в котором численность безработных трудоспособного возраста соотносится с численностью экономически активного населения соответствующей возрастной группы. В 2018-м данный индикатор сократился до 9,1% и продолжает снижаться в 2019-м.
Методология МОТ не вполне адаптируема к демографическим параметрам и показателям рынка труда в Украине, но это единственно возможная методология оценки, так как она опирается на существующие параметры формирования и структурирования мирового рынка труда и именно на ее базе разрабатываются пенсионная и социальная реформы в таких странах, как Украина. То есть в результате реформ, которые приближают стандарты жизни украинцев к общепринятым, граждане нашей страны «должны» жить и работать дольше и раньше начинать трудовую карьеру. Сегодня это нереально, но ООН в своих прогнозах ожидает увеличения удельного веса работников старше 60 лет в экономиках, сходных с нашей.
Если оценить долю экономически активного населения в общей численности жителей страны, то мы увидим, что с 2010 г. показатель снизился с 45,5% до 42,3% в прошлом году. Простыми словами, уже в 2010 г. более половины жителей страны не являлись экономически активными, и с тех пор ситуация стала только хуже.
Теперь вернемся к закону Оукена. Существуют различные числовые интерпретации описанной экономистом зависимости между ВВП и уровнем безработицы. К примеру, есть расчеты, показывающие, что каждый новый процент в уровне безработицы - это минус 3% в динамике ВВП. А что можно сказать об обратной зависимости? Здесь нам поможет так называемая шкала Чеддока, которая показывает, что связь между указанными показателями есть, но она не полная, то есть в каждой стране могут быть свои варианты: 1 к 3 или 1 к 2 при падении ВВП и росте безработицы.
А вот обратная зависимость "рост ВВП - сокращение безработицы" работает по-другому. Исследования российских экономистов на базе параметров экономики РФ показали, что при росте ВВП на 1% уровень безработицы сокращается на 0,25% на протяжении временного интервала в три квартала. Здесь нужно сделать одну оговорку: рост/падение безработицы в контексте динамики изменения ВВП оценивается лишь на уровне, превышающем так называемую структурную безработицу в размере 4%, которая будет всегда, если мы, конечно, анализируем не тоталитарную экономику.
Как эти показатели интерпретировать в украинских условиях? Если отнять структурную безработицу, у нас есть примерно 5% экономически активного безработного населения, которое чисто теоретически можно вовлечь в хозяйственный оборот. В качестве базовой установки можно принять версию, что численность данной группы населения в абсолютных цифрах будет сокращаться под воздействием естественных демографических факторов на уровне последних нескольких лет. В таком случае рост ВВП на 15% приведет к сокращению безработицы на 3,75%, то есть при грубой оценке она подойдет к структурному уровню.
Основными поглотителями трудовых ресурсов станут те отрасли, которые являются крупнейшими работодателями, то есть сектор торговли, ремонта и оказания услуг, транспорта и связи, перерабатывающей промышленности. Высокие темпы развития без создания нового индустриального ядра в украинских реалиях невозможны, следовательно, наиболее дефицитным направлением станет кадровый резерв для промышленности, так как в сектор торговли и услуг могут быть привлечены трудовые ресурсы из "экстремальных" возрастных подгрупп (до 25 лет и старше 60 лет), а также низкоквалифицированные кадры. Сегмент транспорта и связи обеспечит приток новых трудовых ресурсов за счет роста конкурентных заработных плат. Наиболее проблемное направление - именно промышленность, где использование "экстремальных" возрастных групп ограничено и существуют относительно высокие требования по уровню квалификации персонала. При этом уровень зарплат здесь недостаточно высок для прекращения трудовой миграции из Украины.
В такой парадигме развития у нашей страны есть несколько вариантов, среди которых - либо наращивание существующего промышленного потенциала (с дефицитом трудовых ресурсов согласно закону Оукена); либо повышение производительности труда, но для этого потребуется привлечение не менее $10 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в год в реальный сектор экономики; либо "утилизация" промышленного ядра и переход в формат сервисной экономики (с акцентом на сектор услуг). В последнем варианте существует опасность того, что Украина может потерять еще 5-10 млн человек, которые поедут работать за границу, а крупные мегаполисы (кроме Киева) деградируют. При этом в стране потребуется обеспечить высокий уровень личной безопасности, инфраструктурное развитие и качественную среду для микропредпринимательства. Естественно, усиление трудовой миграции не будет вызвано исключительно сокращением рабочих мест в промышленности: это эффект мультипликации, когда мигрируют члены семьи, сокращается занятость в смежных сервисных сегментах экономики и сфере услуг. К примеру, когда останавливается градообразующее предприятие, то страдает весь город, а не только штатные работники.
С точки зрения вероятности указанных выше сценариев, существуют определенные нюансы. "Сервисный" вариант наиболее ментально близок нынешнему правительству, но оно даже не представляет сложность его реализации в нынешних украинских реалиях. Более того, этот вариант чреват тотальной экономической катастрофой, тут как в пословице "пан или пропал": можно окончательно разрушить индустриальное ядро и не построить качественную экономику услуг.
Вариант с $10 млрд ПИИ и ростом продуктивности пока хорош лишь на стадии презентаций и предвыборных политических программ. Наиболее вероятен сценарий наращивания существующего потенциала, но здесь нас и подстерегает ловушка в виде закона Оукена: при высоких темпах роста ВВП в данной модели опережающего развития уже через пять лет будет исчерпан потенциал в виде существующих трудовых ресурсов с учетом кадрового резерва. Быстрый рост украинской экономики в начале нулевых годов происходил еще на старой демографической базе, которой уже нет.
Если не брать совсем экзотические и далекие от нас государства, это могут быть: Камбоджа, Сирия и ряд африканских стран, таких как Мозамбик, ДРК, Конго, Чад. Насколько выходцы из Африки смогли бы стать украинскими химиками, металлургами и ракетостроителями - вопрос сложный. И дело тут не в дискриминации, а в том, что африканские страны активно реализуют свои национальные промышленные политики, а избыток населения, не поглощенный этим процессом, выезжает на заработки в ЕС и США, как правило, в сектор услуг. Либо мигрирует в высокоразвитые страны в поисках социальных выплат.
Времена вьетнамских ткачих на предприятиях легпрома УССР остались в далеком прошлом. Равно как и стереотип об индусах, работающих за один доллар в день (Индия с более $500 нетто-зарплаты в месяц находится на 81-м месте рейтинга МОТ, далеко впереди Украины, имеющей 127-е место). Следовательно, единственный выход для нас - вспомнить о своей "экономической сложности", изменить социальную политику государства и возвращать утраченный трудовой потенциал пропорционально параметрам реализации национальной промышленной политики".
Президент Володимир Зеленський обіцяв, що всі зарплати і пенсії в Україні будуть виплачені згідно із законом, уряд має на це гроші. Крім того, у березні 2025 року буде проведено індексацію пенсій, що частково компенсує зростання споживчих цін, передают...
Від 1 січня 2025 року педагогічні працівники середніх шкіл почнуть отримувати щомісячну доплату в розмірі 1 300 грн, а від 1 вересня сума збільшиться до 2 600 грн. Про це йдеться в постанові Кабінету міністрів України №1286, передають Патріоти України....