З архіву ПУ. Росія не вірить у втрату ринку: "Європа відмовляється від вугілля", - DW

У портах під Петербургом і Мурманськом будують нові вугільні термінали для експорту в ЄС, а там приймають програми по закриттю вугільних електростанцій. На черзі - Німеччина.

Про це йдеться в матеріалі видання Deutsche Welle за вересень 2019 року, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Такое впечатление, что Евросоюз и Россия живут в разных энергетических реалиях. Во всяком случае их представления о будущем угля в европейской энергетике на удивление резко расходятся. В ЕС крупные страны одна за другой принимают программы закрытия всех угольных электростанций уже в ближайшем десятилетии, 20 сентября такой план намерено утвердить правительство Германии. Тем временем в российских портах под Петербургом и Мурманском вкладывают деньги в модернизацию старых и строительство новых угольных терминалов с явным расчетом на высокий и длительный спрос в Европе.

Что ждет российских шахтеров и железнодорожников?

Так что же ждет на европейском рынке этот важный для России экспортный товар, если учесть, что в 2018 году свыше половины российских поставок угля, свыше 100 млн тонн, ушли за рубеж по железной дороге и по морю именно в западном направлении (включая Украину и Турцию)? От точности прогноза зависят ответы на целый ряд других вопросов, касающихся перспектив экономики и социальной ситуации в РФ.

Например, на что следует настраиваться такой крупной и влиятельной социальной группе, как шахтеры, а также угледобывающим регионам РФ, прежде всего Кемеровской области: на устойчивые доходы, на их рост - или на ухудшение материального положения и даже потерю рабочих мест?

В какой мере будут обеспечены заказами российские железнодорожники, ведь на каменный уголь приходится почти треть всех грузоперевозок государственной компании РЖД? И не окажутся ли ошибочными те огромные инвестиции, которые направляются сейчас в России на строительство и расширение угольных терминалов на Балтике и Баренцевом море?

Закрытие угольных электростанций в Европе

Ситуация в ЕС представляется достаточно очевидной: ведущие экономики Западной Европы одна за другой принимают, главным образом из экологических соображений, решения о прекращении использования угля в энергетике. Великобритания планирует в 2022 году закрыть сразу 7 угольных электростанций, последняя прекратит работу в 2025-м. В том же году от угля откажется Италия.

Франция обещала ускорить намеченное на 2023 год закрытие и без того не имеющих для нее большого значения угольных электростанций и осуществить его уже в 2021-м. Нидерланды самое позднее к 2030-м прекратят сжигать уголь для производства электроэнергии, первую из пяти угольных электростанций собираются отключить уже в 2021-м. Швеция намерена обходиться без угля с 2022-го, Австрия - самое позднее с 2025-го, Финляндия - с 2029-го.

Экологическая программа правительства Германии

Теперь на очереди Германия, крупнейшая экономика Европы. 20 сентября правительство ФРГ под сильным давлением общественности примет давно готовившуюся широкомасштабную программу сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа CO2, призванную обеспечить выполнение обязательств, взятых на себя в Парижском соглашении по климату. Важной составной частью программы станет план отказа от угля, являющегося наиболее неэкологичным ископаемым энергоносителем.

В целом план уже известен, его представила в январе специально созданная угольная комиссия, но правительство еще может изменить некоторые ключевые показатели. Например, скорость, с которой будут отключать электростанции. Одни работают на каменном угле, а его после закрытия в декабре 2018 года последней в Германии шахты теперь только импортируют. Другие используют бурый уголь, добываемый на территории ФРГ.

Не только экологи, но и Парижское соглашение по климату требует от ФРГ закрытия угольных электростанций

Можно исходить из того, что в интересах немецких угледобывающих регионов закрывать будут в первую очередь те электростанции, которые сжигают привозное топливо. Судя по проекту решения, действующие мощности работающих на каменном угле немецких электростанций уже в 2020-2022 годах могут сократить более чем на четверть: с 21 до 15 гигаватт.

Стало быть, в кратчайшие сроки примерно в таком же объеме должен снизиться и импорт каменного угля. А главный его поставщик в Германию - это Россия. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis), РФ обеспечивала в прошлом году и в первой половине нынешнего порядка 45% всех поставок на немецкий рынок - больше, чем США, Австралия и Колумбия, вместе взятые. Объемы поставок составили в 2018 году 17,64 млн тонн, с января по июнь - 8,47 млн тонн.

Новые угольные терминалы на Балтике и Баренцевом море

Итак, в ближайшие два-три года как в Германии, так и в Великобритании, Нидерландах, Франции из-за закрытия электростанций следует ожидать резкого снижения спроса на импортируемый каменный уголь. Все эти страны до сих пор входили в число крупнейших европейских рынков сбыта для российских угольщиков. Какова реакция угольных компаний и правительства РФ?

Они строят порты для расширения экспорта в Европу. В настоящий момент в Ленинградской области в Приморске сооружается новый порт с угольным терминалом, в Усть-Луге модернизируется действующий, в Высоцке в дополнение к имеющемуся планируется второй. Одновременно под Мурманском ведется строительство угольного терминала "Лавна".

Все эти порты, особенно балтийские, ориентированы, естественно, в первую очередь на рынки Центральной, Западной и Северной Европы. Все перечисленные объекты должны войти в строй в 2020-2022 годах - в самый разгар реализации европейских программ отказа от угля.

Российские угольщики сомневаются в планах Евросоюза

Но российских угольщиков и власти РФ, как федеральные, так и областные, все это, похоже, не беспокоит. Почему? Одно из возможных объяснений: они просто не верят в реалистичность и реализуемость европейских планов, как российские газовики и нефтяники долго не верили в сланцевую революцию в США.

Тем более, что опыт последних лет в Европе, действительно, говорил об обратном: импорт весьма дешевого российского угля увеличивался, особенно в Германии, которая расширила закупки в России с 12,62 млн тонн в 2014 году до 17,64 млн тонн в 2018-м: рост на 40% за пять лет! Но это и было как раз одно из тех вопиющих отклонений от намеченных экологических целей, из-за которых правительство ФРГ вынуждено будет 20 сентября принимать решительные и даже радикальные меры.

Неверие российских угольщиков наверняка связано еще и с весьма распространенным в России пренебрежительным отношением к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) и их потенциалу, ведь в большинстве случаев именно они должны прийти на замену закрываемым в ЕС угольным электростанциям.

Возможно и другое объяснение, вовсе не исключающее первое: строительство или расширение угольных терминалов на северо-западе России связано не только и даже не столько с оценкой рыночных перспектив в Европе, сколько с политической установкой из Москвы. Российское руководство требует перенаправить грузопотоки, идущие пока через страны Балтии, в отечественные порты. Вот их и строят, чтобы впредь, например, не экспортировать уголь через Рижский порт.

Не исключен и такой аргумент: даже если Западная Европа со временем откажется от угля, из портов на Балтийском море вполне можно будет снабжать покупателей в Южной Европе, Северной Африке или на Ближнем Востоке, а из Мурманска по Северному морскому пути – клиентов в Азии.

Впрочем, для поставок в юго-восточную часть ЕС, где, действительно, от угля отказываться не собираются (но где и потребность в электроэнергии существенно ниже, чем в крупных индустриальных державах Западной Европы) новые угольные терминалы целесообразнее было бы строить на Черном море. Однако к расширению порта в Тамани, как стало известно в начале сентября, российские угольщики интерес как раз утратили.

Вот и получается режущее глаз противоречие: пока на северо-западе Европы провозглашает отказ от угля, на северо-западе России вкладывают десятки миллиардов рублей в расширение инфраструктуры для его экспорта."

В Україні одночасно високий рівень безробіття та дефіцит працівників: Гетманцев оцінив вплив мобілізації на ринок праці

п’ятниця, 26 квітень 2024, 16:30

Мобілізація є одним із факторів, що призводить до дефіциту кадрів на українському ринку праці, що посилюється високим рівнем безробіття в країні. Проте цю проблему можна вирішити - зокрема, шляхом впровадження заходів з поліпшення системи бронювання та...

Закрутять гайки: США можуть оштрафувати Росію за відмову від долара, під прицілом й інші країни. - Bloomberg

п’ятниця, 26 квітень 2024, 15:39

У разі обрання президентом США наприкінці 2024 року Дональд Трамп може запровадити штрафні санкції для країн, які відмовляються від долара. Зокрема для Росії. Можливі дії передбачають, зокрема, експортний контроль та збори за маніпулювання валютою. Про...