"Будущее поле боя будет явно за беспилотными аппаратами. И это явственно демонстрируют локальные войны последнего десятилетия", - пише у своєму блозі військовий експерт Михайло Жирохов, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"В той же Сирии, Ираке и Ливии много и достаточно эффективно применяются наиболее продвинутые в техническом отношении беспилотные аппараты.
Причем хотя в Сирии повстанцы широко используют самодельные аппараты, им, тем не менее, время от времени удается заблокировать полеты российской военной авиации с единственной авиабазы Хмеймим и даже уничтожать на земле самолеты и вертолеты как ВКС РФ, так и ВВС Сирии.
Однако в Ливии, где война идет при поддержке региональных "сверх-держав" типа Турции или ОАЭ, мы видим применение с обеих сторон уже боевых беспилотников серийного производства. Которые время от времени они наносят очень чувствительные удары.
Главной проблемой любой войны является логистика - в случае с гражданской войной в Ливии это, прежде всего, "воздушный мост" из стран-спонсоров. Каждая сторона критически зависит от поставок оружия и боеприпасов, так как в боевых действиях, которые идут с 2011 г., запасы ливийской армии уже давно иссякли.
Поэтому вполне естественно, что одной из главных задач вооруженных формирований является попытка перекрыть каналы поставок. В воздухе перехватывать транспортники нечем (да и некому - большая часть боевой авиатехники и летчиков просто выбиты за годы боев), поэтому остается только один путь - пытаться "поймать" на аэродроме.
А тут надо две вещи - хорошая разведка и дальнобойное средство поражения. А таковое в распоряжении обеих противоборствующих сторон одно - боевые беспилотники. Так называемое "Правительства национального согласия" располагает турецкими Bayraktar TB2, а отряды маршала Халифы Хафтара - Wing Loong китайского производства (поставленными из ОАЭ). Это аппараты средней ценовой категории с относительно небольшой боевой нагрузкой.
И вот именно эти аппараты отметились в двух весьма примечательных инцидентах. 26 июля во время удара по авиабазе Аль-Джуфра в центральной части ракетами с Bayraktar TB2 были уничтожены два транспортных Ил-76ТД (UR-CMC и UR-CRP) грузовой авиакомпании "Европа Эйр" (владельцы - оффшорные компании).
По документам самолеты совершали рейс Абу Даби (ОАЭ) - Лабрак (Ливия). Однако впоследствии они изменили маршрут и из аэропорта Лабрак остатки груза перебросили на аэродром Джуфра. Характер груза на сегодня неизвестен, но почти нет сомнений, что он имеет военное предназначение.
Очень скоро по неофициальным каналам стало известно, что в результате налета погиб Владимир Бухальский - бывший заместитель командира 25-й бригады транспортной авиации, базирующейся в Мелитополе. Летчик очень опытный - принимал участие в операциях "Северный сокол", вывозил в 2011-м украинцев из Ливии, когда там началась гражданская война, в августе 2012-го - из Сирии. По тем же неофициальным данным он погиб, пытаясь спасти документы из горящего самолета.
И вот 6 августа в аэропорту города Мисурата в Ливии силы Ливийской национальной армии фельдмаршала Хафтара ударами с дронов расстреляли Ил-76ТД, снова-таки компании "Скайавиатранс", которую связывают с Украиной. Правда, украинское происхождение имеют только самолеты, взятые скорее всего, в лизинг и экипажи, состоящие преимущественно из украинских военных пенсионеров.
По словам представителя компании, Ил-76ТД выполнял рейс из столицы Турции Анкары в Мисурату в рамках сотрудничества с Международной организацией Красного Креста.
Известно, что атака дронов началась сразу после прибытия самолета в аэропорт, когда началась выгрузка грузов. Причем атака была скоординированной - пока один беспилотник атаковал транспортный самолет, другой вел видео- и фотосъемку.
Первый снаряд попал в крыло Ил-76ТД, самолет сгорел полностью. Стоит отметить, что через 40 минут после нападения видео и фото были опубликованы российскими блогерами в социальных сетях.
Во время обстрела на борту украинского самолета были несколько членов экипажа, они успели эвакуироваться. По данным МИДа, легкие ранения получил бортоператор экипажа, а также уничтожены документы штурмана.
Таким образом, можно констатировать, что за два налета были уничтожены сразу три Ил-76, которые имеют явно отечественное происхождение. После распада СССР Украине досталось 130 военно-транспортных самолетов Ил-76, находившихся на вооружении военно-транспортных авиаполков в Арцизе, Джанкое, Мелитополе, Запорожье, Кривом Роге.
Но Украина - это не громадный Советский союз. Планов ведения полномасштабной войны просто не было и поэтому такое количество самолетов для страны было слишком велико и дорого в содержании. Поэтому в 1993 году начался процесс передачи "Илов" частным авиакомпаниям, которые как грибы после дождя начали появляться в Украине.
Как правило, это были "мутные" конторы, которые специализировались на перевозках оружия в воюющие страны по всему миру по "серым" схемам. Как правило, от безденежья туда охотно шел летный состав полков транспортной авиации, которые расформировали очень быстро.
При этом производился демонтаж военного оборудования, а новая гражданская версия получила название Ил-76ТД".
На Донеччині окупанти змінюють тактику малих штурмових груп, і тепер атакують камікадзе. Про це в ефірі «Суспільне новини» розповів Юрій Сиротюк, головний сержант роти вогневої підтримки 5 окремої штурмової бригади, передають Патріоти України. За слова...
Правоохоронці ідентифікували двох вбитих російськими військовими українських військовополонених біля села Новодмитрівка на Покровському напрямку. Про це повідомив заступник керівника департаменту протидії злочинам, вчиненим в умовах збройного конфлікту...