"Атака дронов, или Почему в Ливии сгорел Ил-76 с украинским экипажем", - Жирохов

"Будущее поле боя будет явно за беспилотными аппаратами. И это явственно демонстрируют локальные войны последнего десятилетия", - пише у своєму блозі військовий експерт Михайло Жирохов, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"В той же Сирии, Ираке и Ливии много и достаточно эффективно применяются наиболее продвинутые в техническом отношении беспилотные аппараты.

Причем хотя в Сирии повстанцы широко используют самодельные аппараты, им, тем не менее, время от времени удается заблокировать полеты российской военной авиации с единственной авиабазы Хмеймим и даже уничтожать на земле самолеты и вертолеты как ВКС РФ, так и ВВС Сирии.

Однако в Ливии, где война идет при поддержке региональных "сверх-держав" типа Турции или ОАЭ, мы видим применение с обеих сторон уже боевых беспилотников серийного производства. Которые время от времени они наносят очень чувствительные удары.

Главной проблемой любой войны является логистика - в случае с гражданской войной в Ливии это, прежде всего, "воздушный мост" из стран-спонсоров. Каждая сторона критически зависит от поставок оружия и боеприпасов, так как в боевых действиях, которые идут с 2011 г., запасы ливийской армии уже давно иссякли.

Поэтому вполне естественно, что одной из главных задач вооруженных формирований является попытка перекрыть каналы поставок. В воздухе перехватывать транспортники нечем (да и некому - большая часть боевой авиатехники и летчиков просто выбиты за годы боев), поэтому остается только один путь - пытаться "поймать" на аэродроме.

А тут надо две вещи - хорошая разведка и дальнобойное средство поражения. А таковое в распоряжении обеих противоборствующих сторон одно - боевые беспилотники. Так называемое "Правительства национального согласия" располагает турецкими Bayraktar TB2, а отряды маршала Халифы Хафтара - Wing Loong китайского производства (поставленными из ОАЭ). Это аппараты средней ценовой категории с относительно небольшой боевой нагрузкой.

И вот именно эти аппараты отметились в двух весьма примечательных инцидентах. 26 июля во время удара по авиабазе Аль-Джуфра в центральной части ракетами с Bayraktar TB2 были уничтожены два транспортных Ил-76ТД (UR-CMC и UR-CRP) грузовой авиакомпании "Европа Эйр" (владельцы - оффшорные компании).

По документам самолеты совершали рейс Абу Даби (ОАЭ) - Лабрак (Ливия). Однако впоследствии они изменили маршрут и из аэропорта Лабрак остатки груза перебросили на аэродром Джуфра. Характер груза на сегодня неизвестен, но почти нет сомнений, что он имеет военное предназначение.

Очень скоро по неофициальным каналам стало известно, что в результате налета погиб Владимир Бухальский - бывший заместитель командира 25-й бригады транспортной авиации, базирующейся в Мелитополе. Летчик очень опытный - принимал участие в операциях "Северный сокол", вывозил в 2011-м украинцев из Ливии, когда там началась гражданская война, в августе 2012-го - из Сирии. По тем же неофициальным данным он погиб, пытаясь спасти документы из горящего самолета.

И вот 6 августа в аэропорту города Мисурата в Ливии силы Ливийской национальной армии фельдмаршала Хафтара ударами с дронов расстреляли Ил-76ТД, снова-таки компании "Скайавиатранс", которую связывают с Украиной. Правда, украинское происхождение имеют только самолеты, взятые скорее всего, в лизинг и экипажи, состоящие преимущественно из украинских военных пенсионеров.

По словам представителя компании, Ил-76ТД выполнял рейс из столицы Турции Анкары в Мисурату в рамках сотрудничества с Международной организацией Красного Креста.

Известно, что атака дронов началась сразу после прибытия самолета в аэропорт, когда началась выгрузка грузов. Причем атака была скоординированной - пока один беспилотник атаковал транспортный самолет, другой вел видео- и фотосъемку.

Первый снаряд попал в крыло Ил-76ТД, самолет сгорел полностью. Стоит отметить, что через 40 минут после нападения видео и фото были опубликованы российскими блогерами в социальных сетях.

Во время обстрела на борту украинского самолета были несколько членов экипажа, они успели эвакуироваться. По данным МИДа, легкие ранения получил бортоператор экипажа, а также уничтожены документы штурмана.

Таким образом, можно констатировать, что за два налета были уничтожены сразу три Ил-76, которые имеют явно отечественное происхождение. После распада СССР Украине досталось 130 военно-транспортных самолетов Ил-76, находившихся на вооружении военно-транспортных авиаполков в Арцизе, Джанкое, Мелитополе, Запорожье, Кривом Роге.

Но Украина - это не громадный Советский союз. Планов ведения полномасштабной войны просто не было и поэтому такое количество самолетов для страны было слишком велико и дорого в содержании. Поэтому в 1993 году начался процесс передачи "Илов" частным авиакомпаниям, которые как грибы после дождя начали появляться в Украине.

Как правило, это были "мутные" конторы, которые специализировались на перевозках оружия в воюющие страны по всему миру по "серым" схемам. Как правило, от безденежья туда охотно шел летный состав полков транспортной авиации, которые расформировали очень быстро.

При этом производился демонтаж военного оборудования, а новая гражданская версия получила название Ил-76ТД".

"Від божевільних можна чекати чого завгодно": Черник пояснив, чому не варто боятися наступу Росії з Придністров'я

п’ятниця, 19 квітень 2024, 6:48

Алогічна поведінка Російської Федерації у контексті агресії проти України не дозволяє повністю виключити вірогідності, що загарбники спробують почати наступ на нашу державу з території тимчасово окупованого Придністров'я. Однак якщо це й станеться, осо...

"Завдання зробити так": В Україні розглядають можливість не всі ділянки фронту прикривати людьми, - експерт

п’ятниця, 19 квітень 2024, 6:44

Експерт розповів, які технологічні рішення можуть бути впроваджені, аби військові могли перебувати на відстані у бліндажах та керувати боєм за допомогою автоматизованих систем, передають Патріоти України. Керівник Центру військово-правових досліджень, ...