Його скандальне звільнення після лише трьох тижнів роботи, за словами самого Уманського, відбулося унаслідок виявлення ним корупційних схем і вимоги звільнити главу податкової служби Сергія Верланова і главу митної служби Максима Нефьодова.
Других комментариев о своей работе Уманский не дал. Но близкие к уволенному министру источники Цензор.НЕТ позволяют нам точно установить, какие отношения были у Уманского с президентом Владимиром Зеленским и премьер-министром Денисом Шмыгалем, и что предполагала его антикризисная программа. Президент оказывал поначалу большую поддержку Уманскому. Характерная деталь - первые дни министр постоянно находился на различных совещаниях, которые продолжались весь день в разных антикризисных штабах, времени для работы не было. Зеленский разрешил министру присутствовать только на одном ежедневном совещании в Офисе президента. Но затем последовала скорая отставка. Почему?
Ведь Уманского пригласили в Кабмин именно для написания антикризисной программы. В 2008-2010 годах во время свиного гриппа и мирового экономического кризиса Уманский был первым заместителем и и.о. министра финансов в правительстве Тимошенко. В 2014-15 годах во время войны и технического дефолта Уманский был первым заместителем министра финансов в правительстве Яценюка.
Вот что рассказал наш источник в руководстве Минфина:
Задачу разработать антикризисную программу Уманскому поставил лично президент Владимир Зеленский. Минфин за три недели разработал и предложил антикризисную стратегию из пяти пунктов:
1. Принятие закона о Стабилизационном фонде Украины. Стабилизационный фонд – более 100 миллиардов гривен. Цель - оперативно реагировать на разнообразные угрозы, аккумулировать средств из всех доступных источников и всех программ, которые можно сократить, и направлять их на приоритетные цели. Все страны мира под ударом кризиса перекраивают бюджеты в режиме ручного управления. В Украине также надо все пересматривать. Например, в Стабфонд предполагалось направить 14,3 миллиарда гривен за счет перечисления 25% средств государственного дорожного фонда. Да, это чрезвычайный ручной режим управления.
2. Секвестр бюджетных расходов. Цель - сохранить рабочие места, занятость, позволить экономике максимально быстро восстановить потери. План предполагает сокращение бюджетных расходов всех министерств и ведомств, кроме Минздрава, Минобороны и правоохранительных органов. Но и они должны пересмотреть паспорта своих программ – чтобы перенаправить часть своих средств на защиту своих сотрудников от эпидемии. Все долги по первому кварталу 2020-го следовало погасить, но жестко сократить все расходы до конца года. Экономику закрыли на ключ, нужны деньги, чтобы быстро запустить экономику после шока и потери рабочих мест. Да, Уманский требовал частично сократить финансирование культуры – сохранить зарплаты сотрудникам, но убрать операционные расходы.
3. Принятие закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс в связи чрезвычайной ситуацией 2020 года. В 2009 году при Уманском принимались решения по противодействию свиному гриппу. И трое таможенников, которые растаможили медицинские автомобили на неделю раньше, чем было опубликовано постановление правительства, пошли за это при другой власти в тюрьму. Минфин предлагал полностью поставить всю работу под контроль бюджетного комитета Верховной Рады. Каждому члену бюджетного комитета защищенный планшет Минфина с онлайн-доступом ко всем текущим финансовым операциям.
4. Реализация программы МВФ и других международных организаций. Ключевой вопрос для международных финансовых организаций – дефицит бюджета. Дефицит увеличился до 300 миллиардов гривен. Эта программа была в целом согласована с главой миссии МВФ в Украине. У МВФ были расхождения на незначительную в общем объеме сумму в 6 миллиардов гривен, которые не успели согласовать из-за отставки. Стабфонд предполагалось накачать деньгами наших международных партнеров.
5. Ликвидация теневых схем уклонения от уплаты налогов, которые вымывают из бюджета от 5 до 10 миллиардов гривен в месяц. Борьба с коррупцией - такую цель министру поставил сам президент Украины Владимир Зеленский. Ведь во время чрезвычайного положения любые схемы категорически нетерпимы. Получив информацию о "скрутках" НДС - схемах уклонения от уплаты налогов и дырах на границе, которыми пользовались контрабандисты, министр собрал списки компаний, по которым возникли вопросы за январь 2020-го, и передал по назначению. Эта информация была передана лично президенту Зеленскому, и лично Зеленский одобрил представление минфина об увольнении глав налоговой и таможенной служб. Да, сумма налоговых потерь составляла по заявлению самого Игоря Уманского от 5 до 10 миллиардов гривен в месяц. С этим надо было бороться немедленно, и министр подал представление об увольнении.
Почему в результате уволили не тех, кого подал министр финансов и почему вместо этого уволили его самого? Причины можно определить такие:
1. У президента и Кабмина отсутствует профессиональный анализ угроз и рисков. Ни президент, ни премьер-министр не высказали никаких замечаний по работе Минфина. Президент вообще не поговорил с Уманским после оглашения Шмыгалем решения об отставке министра, хотя ранее они виделись каждый день. Решение об увольнении было принято подковерно, без обсуждения в парламенте, об увольнении министр узнал из сообщений СМИ.
2. Борьба за влияние в правительстве между различными назначенцами президента. Премьер Шмыгаль дал Уманскому назначить только одного заместителя, и еще одного заместителя дали назначить перед самым увольнением. То есть в Кабмине идет борьба друг против друга, нет доверия и общего понимания целей и задач, ситуацию раскачивает сам премьер-министр.
3. Политику правительства, которое подчиняется формально президенту Зеленскому и премьер-министру Шмыгалю, фактически определяют лоббистские группы, которым любой ценой защищаю бюджетные расходы там, где у них выстроены свои схемы их "освоения". И эти личные интересы гораздо сильней, это они диктуют правила игры.
4. Президенту Зеленскому надо принять для себя решение – кто у него отвечает за финансовую политику во время кризиса – он сам, премьер-министр, глава Офиса президента, советники по дорожному строительству, знакомые олигархи или все-таки министр финансов? Советовать могут все, но готовить решение должен кто-то один, и кто-то достаточно профессиональный. Иначе возникает впечатление, что министр не нужен, нужен секретарь, который будет оформлять хотелки многочисленных лоббистов. Без единой централизованной политики эффективно противостоять кризису невозможно. Альтернатива – падение многих отраслей экономики, сворачивание бизнеса, рост безработицы и падение уровня жизни, новая волна эмиграции.
5. Президент и правительство под влиянием окружения позволяют существовать некоторым коррупционным схемам в налоговой и таможенной сферах, что трудно объяснить в условиях кризиса. Уманский передал Зеленскому список предприятий, который он хотел немедленно проверить по подозрению в участии в "скрутках" НДС. Так это или не так, возможно, претензии безосновательные, но премьер-министр Шмыгаль не стал проводить даже служебного расследования, и уговаривал Уманского не выносить этот конфликт в публичную плоскость. В условиях кризиса и ручного режима управления власти не понимают, что чрезвычайные меры нужны прежде всего против преступников, а не бегунов в парке.
Вывод: Если Владимир Зеленский не определит одного человека, кто несет ответственность за финансовую политику, если бюджетный комитет не рассмотрит стратегию и не утвердит программу действий, наше государство ожидают серьезные проблемы. И ответственность за эти проблемы будет целиком на президенте, который не понимает значения институтов управления, и только своим рейтингом удерживает от полного развала буксующую на каждом шагу власть.
В виде иллюстраций прилагается тот самый список компаний, на работу которых в январе 2020-го Игорь Уманский просил президента обратить внимание из-за возможной "скрутки" НДС (утверждать об этом могут только правоохранительные органы после проверки). Но вместо ответов Уманский получил увольнение. Если президент Зеленский не хочет получить обвинения в свой адрес, он должен приложить все усилия, чтобы правоохранительные органы поскорей дали оценку - имела место "скрутка" НДС данными фирмами или нет?
Удари Сил оборони України по російських нафтобазах вже принесли свої результати. Бо наразі Росія під час наступів на фронті більше покладається на піхоту. Про це заявив керівник Центру протидії дезінформації (ЦПД) Андрій Коваленко, передають Патріоти У...
Президент США Дональд Трамп невдовзі після вступу на посаду підписав кілька прокламацій та указів у президентській кімнаті Капітолію. Документи не викликали жодних суперечок. Про це у понеділок, 20 січня, повідомляє The Washington Post, передають Патрі...