Його скандальне звільнення після лише трьох тижнів роботи, за словами самого Уманського, відбулося унаслідок виявлення ним корупційних схем і вимоги звільнити главу податкової служби Сергія Верланова і главу митної служби Максима Нефьодова.
Других комментариев о своей работе Уманский не дал. Но близкие к уволенному министру источники Цензор.НЕТ позволяют нам точно установить, какие отношения были у Уманского с президентом Владимиром Зеленским и премьер-министром Денисом Шмыгалем, и что предполагала его антикризисная программа. Президент оказывал поначалу большую поддержку Уманскому. Характерная деталь - первые дни министр постоянно находился на различных совещаниях, которые продолжались весь день в разных антикризисных штабах, времени для работы не было. Зеленский разрешил министру присутствовать только на одном ежедневном совещании в Офисе президента. Но затем последовала скорая отставка. Почему?
Ведь Уманского пригласили в Кабмин именно для написания антикризисной программы. В 2008-2010 годах во время свиного гриппа и мирового экономического кризиса Уманский был первым заместителем и и.о. министра финансов в правительстве Тимошенко. В 2014-15 годах во время войны и технического дефолта Уманский был первым заместителем министра финансов в правительстве Яценюка.
Вот что рассказал наш источник в руководстве Минфина:
Задачу разработать антикризисную программу Уманскому поставил лично президент Владимир Зеленский. Минфин за три недели разработал и предложил антикризисную стратегию из пяти пунктов:
1. Принятие закона о Стабилизационном фонде Украины. Стабилизационный фонд – более 100 миллиардов гривен. Цель - оперативно реагировать на разнообразные угрозы, аккумулировать средств из всех доступных источников и всех программ, которые можно сократить, и направлять их на приоритетные цели. Все страны мира под ударом кризиса перекраивают бюджеты в режиме ручного управления. В Украине также надо все пересматривать. Например, в Стабфонд предполагалось направить 14,3 миллиарда гривен за счет перечисления 25% средств государственного дорожного фонда. Да, это чрезвычайный ручной режим управления.
2. Секвестр бюджетных расходов. Цель - сохранить рабочие места, занятость, позволить экономике максимально быстро восстановить потери. План предполагает сокращение бюджетных расходов всех министерств и ведомств, кроме Минздрава, Минобороны и правоохранительных органов. Но и они должны пересмотреть паспорта своих программ – чтобы перенаправить часть своих средств на защиту своих сотрудников от эпидемии. Все долги по первому кварталу 2020-го следовало погасить, но жестко сократить все расходы до конца года. Экономику закрыли на ключ, нужны деньги, чтобы быстро запустить экономику после шока и потери рабочих мест. Да, Уманский требовал частично сократить финансирование культуры – сохранить зарплаты сотрудникам, но убрать операционные расходы.
3. Принятие закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс в связи чрезвычайной ситуацией 2020 года. В 2009 году при Уманском принимались решения по противодействию свиному гриппу. И трое таможенников, которые растаможили медицинские автомобили на неделю раньше, чем было опубликовано постановление правительства, пошли за это при другой власти в тюрьму. Минфин предлагал полностью поставить всю работу под контроль бюджетного комитета Верховной Рады. Каждому члену бюджетного комитета защищенный планшет Минфина с онлайн-доступом ко всем текущим финансовым операциям.
4. Реализация программы МВФ и других международных организаций. Ключевой вопрос для международных финансовых организаций – дефицит бюджета. Дефицит увеличился до 300 миллиардов гривен. Эта программа была в целом согласована с главой миссии МВФ в Украине. У МВФ были расхождения на незначительную в общем объеме сумму в 6 миллиардов гривен, которые не успели согласовать из-за отставки. Стабфонд предполагалось накачать деньгами наших международных партнеров.
5. Ликвидация теневых схем уклонения от уплаты налогов, которые вымывают из бюджета от 5 до 10 миллиардов гривен в месяц. Борьба с коррупцией - такую цель министру поставил сам президент Украины Владимир Зеленский. Ведь во время чрезвычайного положения любые схемы категорически нетерпимы. Получив информацию о "скрутках" НДС - схемах уклонения от уплаты налогов и дырах на границе, которыми пользовались контрабандисты, министр собрал списки компаний, по которым возникли вопросы за январь 2020-го, и передал по назначению. Эта информация была передана лично президенту Зеленскому, и лично Зеленский одобрил представление минфина об увольнении глав налоговой и таможенной служб. Да, сумма налоговых потерь составляла по заявлению самого Игоря Уманского от 5 до 10 миллиардов гривен в месяц. С этим надо было бороться немедленно, и министр подал представление об увольнении.
Почему в результате уволили не тех, кого подал министр финансов и почему вместо этого уволили его самого? Причины можно определить такие:
1. У президента и Кабмина отсутствует профессиональный анализ угроз и рисков. Ни президент, ни премьер-министр не высказали никаких замечаний по работе Минфина. Президент вообще не поговорил с Уманским после оглашения Шмыгалем решения об отставке министра, хотя ранее они виделись каждый день. Решение об увольнении было принято подковерно, без обсуждения в парламенте, об увольнении министр узнал из сообщений СМИ.
2. Борьба за влияние в правительстве между различными назначенцами президента. Премьер Шмыгаль дал Уманскому назначить только одного заместителя, и еще одного заместителя дали назначить перед самым увольнением. То есть в Кабмине идет борьба друг против друга, нет доверия и общего понимания целей и задач, ситуацию раскачивает сам премьер-министр.
3. Политику правительства, которое подчиняется формально президенту Зеленскому и премьер-министру Шмыгалю, фактически определяют лоббистские группы, которым любой ценой защищаю бюджетные расходы там, где у них выстроены свои схемы их "освоения". И эти личные интересы гораздо сильней, это они диктуют правила игры.
4. Президенту Зеленскому надо принять для себя решение – кто у него отвечает за финансовую политику во время кризиса – он сам, премьер-министр, глава Офиса президента, советники по дорожному строительству, знакомые олигархи или все-таки министр финансов? Советовать могут все, но готовить решение должен кто-то один, и кто-то достаточно профессиональный. Иначе возникает впечатление, что министр не нужен, нужен секретарь, который будет оформлять хотелки многочисленных лоббистов. Без единой централизованной политики эффективно противостоять кризису невозможно. Альтернатива – падение многих отраслей экономики, сворачивание бизнеса, рост безработицы и падение уровня жизни, новая волна эмиграции.
5. Президент и правительство под влиянием окружения позволяют существовать некоторым коррупционным схемам в налоговой и таможенной сферах, что трудно объяснить в условиях кризиса. Уманский передал Зеленскому список предприятий, который он хотел немедленно проверить по подозрению в участии в "скрутках" НДС. Так это или не так, возможно, претензии безосновательные, но премьер-министр Шмыгаль не стал проводить даже служебного расследования, и уговаривал Уманского не выносить этот конфликт в публичную плоскость. В условиях кризиса и ручного режима управления власти не понимают, что чрезвычайные меры нужны прежде всего против преступников, а не бегунов в парке.
Вывод: Если Владимир Зеленский не определит одного человека, кто несет ответственность за финансовую политику, если бюджетный комитет не рассмотрит стратегию и не утвердит программу действий, наше государство ожидают серьезные проблемы. И ответственность за эти проблемы будет целиком на президенте, который не понимает значения институтов управления, и только своим рейтингом удерживает от полного развала буксующую на каждом шагу власть.
В виде иллюстраций прилагается тот самый список компаний, на работу которых в январе 2020-го Игорь Уманский просил президента обратить внимание из-за возможной "скрутки" НДС (утверждать об этом могут только правоохранительные органы после проверки). Но вместо ответов Уманский получил увольнение. Если президент Зеленский не хочет получить обвинения в свой адрес, он должен приложить все усилия, чтобы правоохранительные органы поскорей дали оценку - имела место "скрутка" НДС данными фирмами или нет?
Балістична ракета середньої дальності "Орешник", якою РФ 21 листопада атакувала Дніпро, була створена "підступними" порушниками Договору про ліквідацію ракет середньої і малої дальності від 1987 року. Про це пише Forbes, передають Патріоти України. Жур...
За 1000 днів конфлікту Повітряно-космічні сили Росії, незважаючи на технологічну та чисельну перевагу, не змогли домогтися переваги в повітрі над Україною, передають Патріоти України з посиланням на Міністерство оборони Великобританії у X (Twitter). "О...