Російська влада має намір побудувати опріснювальну установку під Сімферополем, щоб полегшити водопостачання міста. Про це заявив підконтрольний Кремлю глава Криму Сергій Аксьонов, підкресливши, що реалізувати проект доручив президент Росії Володимир Путін. Тим часом в Сімферополі продовжують діяти графіки відключення води. При цьому російська влада збирається примусово викуповувати джерела, що знаходяться в приватному володінні, якщо господар не погодиться надавати воду з них. На думку Аксьонова, такі заходи допоможуть Сімферополю протриматися до того, як запрацює нова установка в Миколаївці. Про нову ініціативу російської влади в спробі забезпечити півострів водою йшлося в ефірі Радіо Крим.Реалії. Патріоти України пропонують вам прочитати текстовий запис цієї бесіди. Далі - мовою оригіналу.
Крымский общественный активист Сергей Акимов рассказал Крым.Реалии, что, по его наблюдениям, в российском информационном пространстве водную проблему полуострова предпочитают по возможности вообще не обсуждать.
– Раньше нехватку воды особо не замечали, потому что ее отключали в основном ночью, а теперь графики довольно жесткие: с девяти утра до шести вечера отключают практически весь Симферополь. Не понимаю, как обходятся мамы с детьми и пожилые люди – наверное, запасаются. Но даже когда воду дают, напор очень слабый, а ее качество просто ужасное. Когда сейчас набираешь про запас – она постоит, и там видно осадок. Это такая промасленная ржавчина. И при этом российские СМИ обсуждают все что угодно, только не водную проблему: Беларусь, Азербайджан и так далее, но не это. А у нас происходит катастрофа, потому что воды нет и решения проблемы тоже. На протяжении всех этих шести лет мы не раз слышали, как Аксенов и Константинов уверяли, будто украинская вода Крыму не нужна – и вот до чего дошло. Водохранилища пересохли, ждем дождей, но с каждым днем все хуже.
– В итоге я вышел на одиночный пикет – чтобы заявить, что власти не решают проблему. Они говорят о чем угодно – теперь об опреснительной установке – но ничего не меняется. К тому же обработанная таким образом вода содержит различные химикаты, и, насколько я знаю, пить ее вредно. В тех же Объединенных Арабских Эмиратах опресненную воду не употребляют в пищу, для этого используют очищенную бутилированную. У нас же немногие могут позволить себе купить ее, потому что цены серьезно выросли. Мне кажется, единственный вариант сейчас – договариваться с украинскими властями, чтобы возобновить работу Северо-Крымского канала. Опреснители не спасут крымчан, и наши чиновники на 100% виноваты в том, что происходит в Крыму. Надо было думать раньше, пока до такого кризиса не дошло. Строят мосты, дороги, а про самое главное забыли – я считаю, это вредительство.
Сергей Акимов убежден в том, что в дальнейшем водная проблема будет только усугубляться и что крымчане начнут выходить на акции протеста по этому поводу. Ранее представители украинских властей не раз заявляли, что Северо-Крымский канал, который до начала российской аннексии обеспечивал до 80% водных потребностей полуострова, заработает вновь только после деоккупации Крыма.
Бывший депутат подконтрольного России городского совета Симферополя Степан Кискин, хоть и не рассчитывает на днепровскую воду, настроен оптимистично.
– Мы как-то справляемся. Я не скажу, что все хорошо, но вот сейчас бурят дополнительные скважины, в Николаевке строят опреснительный завод. Это замечательная идея, но начинать надо было еще пять-шесть лет назад, о чем я говорил неоднократно. На тот момент хватало водохранилищ и скважин, но начали бы тогда – сейчас была бы совсем другая ситуация. Если Минобороны будет строить опреснительный завод – справятся за месяц-два, а если наши власти – это наверняка растянется на полгода.
Крыму не хватит одного опреснительного завода, чтобы удовлетворить нужды промышленности, а для бытовых нужд воды и так достаточно – считает бывший глава Рескомитета Автономной Республики Крым по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию Александр Лиев.
– Дефицит стоит разделить на два блока: питьевое водоснабжение и хозяйственное водоснабжение. Для питьевых потребностей Крыму хватает собственной воды, просто она неравномерно распределена. Полуострову нужно приблизительно 200 миллионов кубометров в год для этих и бытовых нужд, а собственной воды у него 300 миллионов кубометров. Тут главный вопрос: как ее перебросить туда, где это действительно необходимо. Это непростое и дорогое инженерное решение, которое оккупанты обязаны будут реализовать. А что касается хозяйственного потребления – для фермеров, промышленности нужно примерно 800 миллионов кубометров в год, и такого объема в Крыму нет. Его можно обеспечить только за счет днепровской воды, и опреснение тут не поможет. Тем более что это очень дорогое решение: опресненная вода для сельского хозяйства – буквально золотая.
– На самом деле засуха в Крыму случается примерно раз в каждые десять лет. Пока, что называется, «горит» – они думают, как такие вещи предотвращать. Как затихло – все, вопрос снимается. Мне кажется, тема с опреснением сойдет на нет к следующему году, поскольку по прогнозам он должен быть довольно обильным на влагу. Тема острого дефицита отойдет на задний план, а вместе с ней и опреснение. Так что все, что мы сегодня слышим на этот счет, – блеф. Ведь мотивом Путина при захвате Крыма было вовсе не желание выращивать там рис, сою и подсолнечник, на которые не хватает воды – а возможность разместить на полуострове военные базы. Для них воды хватает, поэтому никаких дополнительных инвестиций для облегчения жизни крымчан ждать не стоит… Кстати, сейчас в Симферополе до 60% воды теряется в коммунальных сетях – вот на это бы оккупантам направить свои вложения.
В конце августа эту проблему действительно признал глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов – правда, назвал показатель в 80% потерь в трубах. Севастопольский геолог Алексей Федоров также считает, что прежде чем строить опреснители, надо разобраться с этой проблемой.
– Население растет, ситуация ухудшается, а климат будет только более засушливым. Опреснительные установки помогут, и хотим мы того или нет, их придется устанавливать. Израиль живет за счет этого уже много лет и даже продает лишнюю воду соседям. Она, конечно, дороговатая, но жизнь дороже. Другой вопрос, что надо сначала решить вопрос с утечками. А то опресним воду, потратив приличные деньги – и потеряем ее в дырявых трубах. Это было бы абсурдно.
За несколько дней до того, как стало известно об инициативе президента России по строительству опреснительной установки под Симферополем, в подконтрольном Кремлю Министерстве ЖКХ Крыма поставили под сомнение такое решение, посетовав на дороговизну технологии и на то, что полученный таким образом ресурс все равно не восполнит сегодняшнюю нехватку воды. Глава ведомства Дмитрий Черняев также заявил, что в соседней России вообще нет опыта строительства мощных опреснительных станций.
Протокол безпеки в Україні не змінився і, якщо немає повітряної тривоги, усі мають працювати. Про це заявив президент Володимир Зеленський у своєму вечірньому зверненні 22 листопада, яке опублікували у Facebook, передають Патріоти України. За його слов...
Запроваджені США санкції проти «Газпромбанку» ставлять під загрозу енергетичну безпеку деяких країн Центральної Європи. Про це заявив міністр закордонних справ Угорщини Петер Сійярто, повідомляють Патріоти України з посиланням на Bloomberg. За словами ...