"В России на подводной лодке произошел очередной инцидент с летальным исходом", - пише у своєму блозі Владислав Гірман, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
С информированием общественности о произошедшем вообще отдельная история. Примерно за пять часов до официального сообщения российского Министерства обороны - в 11:30 - местное издание "Североморск Life"сообщило о произошедшем ночью на подводной лодке взрыве и пожаре, в результате которого погибли 10-14 человек и еще 5-10 пострадали. Однако впоследствии заметка исчезла, хотя заголовок можно наблюдать в кэше Google, а журналист "Коммерсанта" Александр Черных опубликовал скриншот материала. Но, как признался в комментарии "Медузе" главред "Североморск Life" Евгений Карпов, ему позвонили из пресс-служба флота и попросили "убрать это сообщение и ссылаться на официальные источники". А официальные источники, напомним, "проснулись" лишь ближе к вечеру.
Вот, что заявили в ведомстве Сергея Шойгу: "1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-Морского Флота России, в ходе проведения биометрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения". Также сообщается, что экипаж своими силами смог справиться с пожаром и этот глубоководный аппарат благополучно вернулся на военно-морскую базу в Североморске (Мурманская обл.).
Вот и все. Ни имен, ни званий, ни названия субмарины, ни обстоятельств пожара, ни деталей о миссии. "Расследуем", - говорили они. Во всяком случае до позднего вечера все подробности об инциденте выуживали у своих источников российские издания. Лишь ближе к окончанию дня президент РФ Владимир Путин во время встречи с Шойгу сообщил, что среди погибших семь капитанов 1 ранга и два Героя России.
Первыми же вероятный тип субмарины, ссылаясь на свои источники, назвали РБК и "Новая газета" - 60(?)-метровая глубоководная атомная станция АС-12, которую также именуют "Лошариком" за конструктивное сходство с игрушечной лошадью со сферическими частями тела из советского мультфильма. "Пожар возник в одном из отсеков, который после начала ЧП был загерметизирован", - пишет НГ. Горел якобы "Лошарик" 1 июля примерно в 20:30, при этом погиб штатный экипаж, по данным Telegram-канала "Незыгарь", все - офицеры. Учитывая, что экипаж "Лошарика" - 25 человек, то либо формулировка неточна, то ли в море вышла лишь его половина. Такой формат характерен для проведения испытаний. Очевидно, секретных.
Почему секретных? Во-первых, вспомним, что местное СМИ, проявившее чрезмерную прыть в освещении, заставили снять заметку. Во-вторых, проведение испытаний поздно вечером. Вероятно, таким образом командование пыталось избежать обнаружения спутниками и подгадало время - часы, когда над местом проведения миссии не пролетают "вражеские" спутники. Но какие испытания проводились? Если учесть, что вооружения на "Лошарике" нет, то эту тщательно скрываемую от любопытных глаз субмарину-диверсанта могли использовать как для тестирования, собственно, самой подлодки, так и для проведения, к примеру, пробной точечной установки мин либо повреждения подводных коммуникаций.
Спустя некоторое время в СМИ появилась иная информация о субмарине, где произошел пожар. В частности, "Открытые медиа" со ссылкой на два источника на Северном флоте сообщили, что это все же была не АС-12, а субмарина БС-64 или БС-136. По словам одного источника, АПЛ "Подмосковье", а второй утверждает, что пожар произошел на "Оренбурге" (БС-136). Обе лодки являются носителями для глубоководных аппаратов, так что обе версии выглядят логично.
"Оренбург", до последнего времени стоявший на ремонте в Североморске, мог после выхода из дока подхватить АС-12 и пойти в море на испытания. Что до АПЛ "Подмосковье", то ее перестраивали в 2016 г. На ней, как писала "Российская газета", установили конструкцию для транспортировки мини-подлодок проекта 18 270 "Бестер", задачей которых является проведение подводных спасательных миссий. Если это был тандем "Подмосковье"-"Бестер", то тогда пожар точно был на первой, поскольку вторая вмещает лишь шесть членов экипажа. Если "Оренбург"-"Лошарик", то все же могла гореть АС-12, поскольку проект еще явно сыроват. Ее заявленная глубина погружения - 3 км, но сообщалось о погружении на 2 км. Впрочем, российские СМИ говорят и о 6 км. Хотя, по всей видимости, речь о расчетной максимальной глубине, на которой могут уцелеть отсеки, сконструированные из титановых сплавов в форме батисфер, хотя сама субмарина, вероятно, была бы разрушена.
Видимо, ремонт или реконструкция осуществлялись по принципам "Авось" и "Нуивон**", и на испытаниях что-то пошло не так. Либо же сыграл человеческий фактор. Тут следует вспомнить, что система пожаротушения - ЛОХ (лодочная объемная химическая) - разрабатывалась в 60-х и с тех пор принципиальных изменений не претерпела. Она периодически дает сбой. Плюс традиционные для российских лодок проблемы с системами очистки и регенерации воздуха. Как, например, в случае с АПЛ "Нерпа" в 2008 г. - еще до продажи ее Индии. Тогда из-за неправильно перекрытого вентиля в отсеки начал поступать фреон, в результате чего погибли 20 человек и еще 21 подводник (из 208) пострадал. И индийцы, кстати, тоже сталкивались со схожими трудностями.
То есть причиной пожара могли быть как технические недоработки, так и действия экипажа, или же все вместе. И, как всегда, погибли люди. "Весь экипаж погиб? Но ведь кто-то потушил пожар", - может возникнуть вопрос. На него тоже есть ответ - он выплывает из сообщения Telegram-канала Mash, согласно которому лишь один офицер скончался в аппарате, а остальные 13 - либо на пути в больницу, либо уже в ней. Эти 13 офицеров, отравленные продуктами горения, и могли, как выразилось МО РФ, "самоотверженно" ликвидировать возгорание.
Причина же пожара пока неизвестна. И существует вероятность, что по результатам расследования будет озвучена не пугающая общественность версия. В то же время 2 июля директор департамента ядерной безопасности Норвежского агентства радиационной и ядерной безопасности Пер Странд сообщил агентству Reuters, что российские власти выходили на связь и поспешили заверить, что причиной инцидента стал взрыв газа. Норвежская сторона, в свою очередь, не зафиксировала повышения уровня радиации, так что Москва могла и не соврать. Но сделала это после сообщения Reuters, когда Минобороны РФ заявило, что, дескать, никаким норвежцам мы о "российском научно-исследовательском глубоководном аппарате" ничего не говорили. Вопрос в том, зачем господину Странду врать. Это раз. Два: такая реакция является стандартной для Москвы, которая в случае неудачи всегда все яростно отрицает. Хорошо это иллюстрирует (раз уж детище HBO и Sky еще на слуху) трагедия на Чернобыльской АЭС".
Колишній канцлер Німеччини Ангела Меркель під час свого перебування на посаді намагалася перешкодити прагненню України швидко приєднатися до НАТО, адже боялася військової відповіді з боку російського диктатора Володимира Путіна. Про це вона розповіла у...
Балістична ракета, якою Росія ударила по Україні, була створена на базі російської ракети РС-26 Рубіж. Про це повідомила речниця міноборони США Сабріна Сінгх під час брифінгу. За її словами, Москва попередньо повідомила Вашингтон через канали зменшення...