"Переговоры президента России Владимира Путина и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, прошедшие 11 января в Москве, завершились совместной пресс-конференцией, на которой было озвучено много интересного. Впрочем, большое число важных тем было ожидаемо, поскольку переговоры носили всеобъемлющий характер. Говорили о достройке СП-2, об обстановке на Ближнем Востоке и в Ливии, об Украине и Минских соглашениях", - пише у своєму блозі Сергій Ільченко, передають Патріоти України, і продовжує:
"Пресс-конференция выявила почти полное совпадение точек зрения двух лидеров, так что когда говорил Путин, кивала Меркель, а когда говорила Меркель - кивал Путин, отчего временами их можно было даже спутать. Уже больше восьмидесяти лет мир не видел столь трогательного согласия Берлина и Москвы по всем основным вопросам.
Эти однодневные переговоры стали итогом большой работы по выработке системы взаимных уступок и размежевания зон влияния. Плохая новость: Германия не прочь сдать Украину в зону влияния России. Интересная новость: события, предшествовавшие началу Второй мировой войны, сегодня повторяются в Европе с удивительной точностью. Хороших новостей пока, увы, нет.
Первым о предстоящем визите Меркель в Москву сообщил 6 января Кремль, указав, что в ходе переговоров планируется обсудить "эскалацию напряженности на Ближнем Востоке в результате авиаудара США по аэропорту Багдада". Следом визит подтвердил и Берлин, уточнив, впрочем, что убийство Касема Сулеймани, равно как и возрастание напряженности между Ираном и США, не были "причиной и поводом к визиту", который готовился еще с конца прошлого года. По немецкой версии темой обсуждения должен был стать широкий спектр тем, от Сирии до Украины, хотя Иран также мог быть включен в повестку переговоров. После этого Песков подтвердил, что смерть Сулеймани действительно не была причиной приезда Меркель в Москву. В ходе итоговой пресс-конференции были сделаны заявления по нескольким ключевым темам.
Первое. "Северный поток-2" должен быть достроен. Путин заявил, что Россия сможет обойтись своими силами, без привлечения иностранных партнеров, хотя это и отодвинет дату пуска - ориентировочно до конца текущего года или до первого квартала 2021 г. Меркель поддакнула Путину, заявив, что СП-2 можно завершить, "несмотря на эти санкции", что Германия не считает допустимыми экстерриториальные санкции США, а СП-2 - это "экономический проект", не имеющей политической составляющей.
В понедельник, 13 января, позицию Меркель поддержал и глава австрийского МИДа Александер Шалленберг. "Мы отвергаем экстерриториальное действие санкций. Это неприемлемо", - заявил он в интервью Die Press.
Второе. Владимир Путин заявил, что в Ливии находится "много всяких наемников", в том числе и тех, кто ранее был в сирийском Идлибе, и что в их числе могут быть российские граждане, но если там они даже и есть, то "не представляют интересов российского государства и денег от российского государства не получают". Иными словами, Путин открестился от ЧВК "Вагнер" в Сирии и Ливии - мол, есть ли они там или нет - в любом случае это их бизнес, и на государственном уровне Россия к этому непричастна.
Это заявление прозвучало на фоне официального обращения признаваемого ООН Правительства национального согласия Ливии (ПНС) во главе с Фаизом аль-Сарраджем, запросившим у Анкары военную поддержку "с воздуха, с земли и с моря" в борьбе против не признаваемой ООН Ливийской национальной армии (ЛНА), возглавляемой российским ставленником, фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Обращение было сделано в декабре, и Анкара ответила согласием, начав переброску в Триполи спецназа, военной техники и инструкторов, о чем сообщил телеканал Al-Arabiya. При этом президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что наемники ЧВК "Вагнер" воюют в Ливии на стороне ЛНА.
В свою очередь, этому предшествовало подписание двух документов между Анкарой и Триполи: соглашения об укреплении оборонного сотрудничества между Турцией и Ливией, что сделало возможным обращение к Турции за военной помощью, и меморандума о взаимопонимании относительно демаркации морских зон между двумя странами. Но в морскую зону между Турцией и Ливией попадают экономические зоны Греции, Египта и Кипра. Таким образом, турецко-ливийское соглашение о демаркации означало заявку Анкары на контроль всего средиземноморского транзита нефтепродуктов в Европу, как собственно ливийских, так и транспортируемых по кипрско-египетско-ливано-израильскому газопроводу EastMed, запланированному к вводу в 2025-2026 гг.
Далее события развивались так. 2 декабря Трамп предупредил Эрдогана о последствиях военного вмешательства в Ливии, заявив, что оно осложнит ситуацию в этой стране. На следующий день ливийский парламент, заседающий в Тобруке и поддерживающий ЛНА, картинно проголосовал за отмену соглашения о введении турецких войск, призвал прекратить отношения с Турцией и закрыть ее посольства, чтобы противостоять вмешательству в дела Ливии, а руководитель парламентского комитета по обороне потребовал, чтобы Сарраджа обвинили в государственной измене. Через день Эрдоган в эфире телеканала CNN Turk заявил, что турецкие войска начали выдвижение в Ливию. И, наконец, 13 января, уже после пресс-конференции Путина и Меркель, в Москву для переговоров прибыли Саррадж и Хафтар.
Да, и еще деталь: в пятницу, 10 января, в немецких СМИ мелькнула информация о задержании в аэропорту Мюнхена владельца ЧВК "Вагнер" Владимира Пригожина, прибывшего туда рейсом "Аэрофлота" из Петербурга. Мелькнула - и была опровергнута, в том смысле, что Пригожин прилетал, но никто его не задерживал. Вероятно, немецкие пограничники просто удостоверились, что перед ними именно Пригожин, поскольку тот с октября прошлого года, по одним данным, погиб в авиакатастрофе в Конго, а по другим - был жив. Итак, Пригожин жив и при этом вполне въездной в Германию, несмотря на присутствие в американских санкционных списках.
Из всего перечисленного в сумме складывается сложная газовая сделка. Москва и Берлин в обход, а точнее - поверх санкций США, все-таки пытаются запустить СП-2. Одновременно Путин уходит из Ливии, аккуратно прикрывая за собой дверь - то есть пытаясь примирить Сарраджа с Хафтаром и убирая оттуда своих наемников. Правда, в то время как Саррадж проявляет готовность к перемирию, Хафтар пока упирается, и переговоры 13 января провалились. Хафтар и Саррадж даже не встретились лично, а общались только через посредников в лице глав МИД РФ и Турции Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу. Но с учетом зависимости Хавтара от России, его, вероятно, удастся мотивировать к заключению перемирия либо заменить на более сговорчивую фигуру. В общем, это уже технические детали.
А когда перемирие будет заключено и основания для турецкого военного присутствия в Ливии исчезнут, турецко-ливийский меморандум о демаркации морских зон не то, чтобы совсем растворится в воздухе, но приобретет немного иной, более растяжимый и менее категоричный смысл. А это уже будет чистым выигрышем Меркель, заинтересованной в минимальном влиянии Турции на реализацию проекта EastMed.
Итак, поддержка СП-2 со стороны Германии была разменена на удаление Турции из Ливии и от влияния на EastMed. По сути, Меркель взялась утрясти сложности с Вашингтоном, Путин - с Анкарой, а в целом - налицо раздел сфер влияния к обоюдной берлинско-московской выгоде. В планах - пресс-конференция по Ливии в Берлине пока с открытой датой, где Путин получит лавры миротворца, а Меркель надеется с его помощью если не уладить, то хотя бы смягчить проблему беженцев, которых необходимо задержать в Турции, не допустив в ЕС. Как Путин договорится об этом с Эрдоганом - посмотрим, но, вероятно, и на этот случай какие-то заготовки у него есть.
Наконец, самое важное для нас - место Украины в этом торге. Меркель вскользь упомянула о сбитом украинском самолете и 176 погибших, но не выразила соболезнований Украине и даже не вспомнила о том, что самолет был украинским. Результаты встречи в нормандском формате в Париже она оценила как "частично успешные", заявив, что на следующем саммите необходимо добиться "дальнейшего прогресса в соответствии с Минскими договоренностями". В свою очередь, Путин заявил, что особый статус Донбасса должен быть закреплен в украинской Конституции, что Москва и Берлин солидарны в том, что Минские соглашения остаются безальтернативной основой для урегулирования конфликта на востоке Украины, и что конфликт этот носит внутриукраинский характер.
Общий итог выглядит для нас крайне неутешительно. Очевидно, что Берлин (а с ним и союзный Париж) поделили с Москвой сферы влияния, разменяв Украину на газ, по вполне себе мюнхенскому, образца 1938 г., сценарию. Конечно, при наличии сильного лидера Украина могла бы, играя на противоречиях ЕС и США, выстроить какую-то линию обороны в этой предельно тяжелой для нас ситуации. Но внешнеполитические потенции, которые с редкой последовательностью демонстрирует нынешнее руководство, не оставляют надежд на такое развитие событий.
Из второстепенных деталей можно отметить дистанцирование Путина от ЧВК "Вагнер". В плане тактическом это можно толковать как готовность вывести пригожинских головорезов из Ливии, поскольку Путин уже получил в обмен все что желал: поддержку СП-2 и сдачу Украины. Но, весьма вероятно, что речь идет и о концептуальном изменении подхода к ЧВК "Вагнер" - о превращении его в транснациональную структуру, не имеющую явных связей с Россией и базирующуюся в одной или нескольких африканских странах с прокремлевскими прокси-режимами.
Несомненно, что и Сталин с Молотовым, и Гитлер с Риббентропом с восторгом встретили бы такое тесное сближение Москвы и Берлина, сочтя его чрезвычайно перспективным. Можно даже представить, как они одобрительно кивали бы с того света задорному Путину и курносой Меркель".
Президент Росії Володимир Путін не проти перемовин щодо закінчення війни. Однак він хотів би хотів би, щоб переговори тривали на тлі воєнних дій, масованих обстрілів України та продовження контактів з президентом США Дональдом Трампом. Путіну потрібно,...
Задума такий. Хто краще нищить ворога, безпілотниками зокрема, матиме більше засобів для нищення ворога - мультиплікаційний ефект. Тестова версія майданчика запрацює вже через місяць, де військові зможуть здійснити замовлення, а доставка здійснюватимет...