Война на Донбассе поставила перед национальными вооруженными силами абсолютно новые задачи. Одной из них стала борьба с беспилотниками противника. Причем, не только на линии соприкосновения на Донбассе, но и в тылу - не секрет, что часть налетов на склады боеприпасов была совершена именно боевыми дронами российского производства", - пише у своєму блозі Михайло Жирохов,
"Одной из самых эффективных средств ныне признано уничтожение таких малоразмерных целей из зенитных установок. На вооружении Сухопутных войск состоит две модели - обе калибра 23 мм. Это ЗУ-23-2, более известная в войсках как "ЗУшка", и ЗСУ-23-4 "Шилка".
Последняя является самоходной и, имея четыре ствола со скорострельностью 3400 выстрелов в минуту, может обеспечить довольно высокую плотность огня на дальностях до двух километров. Однако до нынешнего момента проблемой оставалась электронная начинка комплекса.
И вот буквально на днях появилась информация о том, что после заводских испытаний передается в опытную эксплуатацию в войска вариант модернизации от Государственного предприятия "Завод Арсенал" 3СУ-23-4М-А1, главной особенностью которого является установка узлов и агрегатов отечественного производства.
Так, старую советскую аналоговую радиолокационную станцию 1РЛ33М убрали - ее заменила новая отечественная цифровая станция "Рокач-АС". Она способна работать в трех режимах: кругового обзора (впервые "Шилка" перестала зависеть от внешнего целеуказания), поиска и автосопровождения.
Но самое главное: она способна обнаруживать и сопровождать даже самые мелкие беспилотники с площадью рассеивания всего около 0,01 кв. м. Причем делать это на расстоянии до 7 километров!
Новая РЛС совсем небольшая и занимает не все внутренне пространство башни как старая, а установлена сверху в контейнере. Таким образом появилась возможность сделать условия для работы расчета более комфортными за счет установки новых систем жизнеобеспечения.
По словам разработчиков, существует еще два варианта модернизации. Главной особенностью 3СУ-23-4М-А2 стала оптико-электронная система, помимо прочего имеющая лазерный дальномер. Система позволяет выдавать координаты и параметры целей для цифровой АСУ в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Система отечественного производства позволяет выявлять цели на дальностях до 12 км, а брать на автоматическое сопровождение с 10 км. Конечно, этого явно недостаточно для борьбы с современными летательными аппаратами, однако вполне хватит для борьбы с беспилотниками.
И, наконец, самый продвинутый вариант - 3СУ-23-4М-А3. Это "прокачанная до максималок" "Шилка" с модулем с четырьмя зенитными ракетами (по всей видимости, перспективные ракеты комплекса "Колибри" или "Барс"), которые позволяют гарантированно поражать воздушные цели на дальностях до 5 км. Причем, не просто пакет, а полноценная установка, которая с одной заправки хладоагентом обеспечивает до 12 часов непрерывной готовности ракет к пуску, то есть, поддерживает охлаждение матриц головок самонаведения, позволяя в любую секунду произвести захват цели.
Говоря о вариантах модернизации и будущем "Шилки" как таковой в ВСУ не стоит забывать, что на момент аннексии Крыма весной 2014-го она фактически не состояла на вооружении, 105 единиц находились на базах хранения - в Нежине, Вознесенке, Балаклее и т.д. Единственная часть, у которой они были, - 36-я бригада береговой обороны в Крыму. Одиннадцать ЗСУ-23-4 были захвачены россиянами, возвращены в июне и после ремонта в Николаеве в 145-м ремонтно-восстановительном полку отправлены на фронт.
Наши военные большие надежды возлагали на восстановление остального парка "Шилок". Однако в установке было столько деталей и агрегатов, которые производились исключительно в Российской Федерации, что в итоге удалось поставить в строй всего около 30 машин. Ныне они составляют систему объектовой ПВО на второй и третьей линии обороны на Донбассе.
В истории войны отмечен, по крайней мере, один случай применения "Шилок" по наземным целям - в 2017-м в ходе ожесточенных боев за Авдеевскую промку. В целом же говорить о каком-то решающем их вкладе в ПВО фронта протяженностью 425 км на данный момент не приходится.
Восстановление остальных "Шилок", которые находятся на хранении, остается под большим вопросом - ради 50-60 машин разворачивать производство деталей попросту нет смысла. Другое дело - если, например, мы сможем получить хотя бы один-два зарубежных контракта. Но до этого очень далеко.
Варианты модернизации установок и их опробование в боевых условиях стоит рассматривать, прежде всего, под углом увеличения экспортной привлекательности нашей оборонки в целом. Ведь в мире два десятка стран имеют на вооружение подобные комплексы и их модернизация просто необходима - самые новые "Шилки" выпущены в 1982-м.
Освоить ремонт шасси без россиян мы пока не в состоянии, а вот повысить боевую мощь за счет новой электроники нашим предприятиям вполне по силам. А будут экспортные заказы, значит, наш военно-промышленный комплекс будет иметь больше возможностей для модернизации станочной базы и, собственно говоря, удешевления оружия для ВСУ".
Відправлення солдатів з КНДР у Росію є певною навчально-тренувальною місією: війська Північної Кореї не мають досвіду ведення бойових дій, а тут Пхеньяну видалася можливість оцінити рівень своєї армії у бойових умовах та навчити їх. Натомість Росія отр...
На Донеччині окупанти змінюють тактику малих штурмових груп, і тепер атакують камікадзе. Про це в ефірі «Суспільне новини» розповів Юрій Сиротюк, головний сержант роти вогневої підтримки 5 окремої штурмової бригади, передають Патріоти України. За слова...