"Суть в том, что послы G7 настаивают на самом радикальном варианте этого проекта, согласно которому президентская вертикаль власти должна быть заменена на премьерскую", - пише оглядач Юрій Вишневський у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"Если Банковая не согласится, то дальнейшая финансовая помощь Украине окажется под вопросом.
Сам проект еще официально не внесен в Верховную Раду. Он обнародован на сайте парламентского комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.
Проект многоплановый — он предлагает внести изменения в 17 статей Конституции, а также в ее переходные положения. О содержании проекта на днях рассказал глава подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления, член фракции партии "Слуга народа" Виталий Безгин. Он подчеркнул, что сейчас на уровне областных советов и госадминистраций есть "биполярность между местным самоуправлением и государственной властью". И что это "абсурд и нарушение Европейской хартии местного самоуправления". Изменения в Конституции нужны для того, чтобы исправить эту ситуацию.
Среди всех изменений, предложенных этим проектом, наиболее важным и в тоже время наиболее спорным является новая редакция статьи 118 Конституции. Сейчас там записано, что исполнительную власть в областях и районах осуществляют местные госадминистрации. Проект предлагает заменить местные госадминистрации на префектов. И дальше в проекте предлагаются два варианта.
Первый вариант заключается в том, что префект назначается на должность и увольняется с должности президентом по представлению Кабмина, подотчетен и подконтролен президенту и Кабмину. Это фактически повторяет нынешние нормы статьи 118, согласно которым главы местных администраций назначаются на должность и увольняются с должности президентом по представлению Кабмина, ответственны перед президентом и Кабмином.
Второй вариант предлагает вычеркнуть президента. И записать, что префект назначается на должность и увольняется с должности Кабмином, подотчетен и подконтролен Кабмину.
Нетрудно догадаться, какой из двух вариантов больше нравится лично Владимиру Зеленскому и Офису президента. Понятно, что по доброй воле они не выпустят из своих рук контроль над префектами.
Но тут вступают в игру послы стран "Большой семерки". Они внимательно следили за подготовкой этого проекта. Еще полгода назад они выступили с заявлением в поддержку децентрализации и, в частности, подчеркнули, что для обеспечения необратимости этой реформы "Украина должна осуществить законодательные и конституционные изменения".
Когда проект наконец появился, послы G7 сочли необходимым высказать ему поддержку и вместе с тем выдвинуть требование. 8 декабря они обнародовали заявление, в котором отметили: "Необходимы тщательные обсуждения "двойного подчинения" префектов Кабинету Министров Украины и Президенту Украины одновременно… Мы поддерживаем рекомендацию Совета Европы (изложенную в комментарии Совета Европы от 20 февраля 2020 года), что префект должен быть подотчетен лишь Кабинету Министров Украины".
Формально в этом требовании есть своя логика. В самом деле, у нас парламентско-президентская республика. Президент не является главой исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является Кабмин. Поэтому логично, чтобы префекты как должностные лица, осуществляющее исполнительную власть в областях, подчинялись именно Кабмину, а не президенту.
Но кроме формальной логики есть еще и политическая. Все политические игроки понимают, что реализация такого варианта будет означать грандиозный передел власти. Фактически президент потеряет собственную властную вертикаль. Сейчас у него в подчинении есть главы областных и районных госадминистраций, причем всех их он назначает и увольняет своими указами. А если выполнить требование послов G7, то власть президента ограничится зданием на улице Банковой — и Вооруженными Силами. Вся исполнительная власть на местах, включая префектов, будет подчинена Кабмину во главе с премьер-министром.
Понятно, что политический вес президента резко уменьшится. А вместо этого резко увеличится политический вес правящей парламентской коалиции и премьера. Фактически мы получим канцлерскую республику, как в Германии. Роль президента будет приблизительно такой, как у федерального президента Германии. А роль премьера — как у федерального канцлера. Достаточно сказать, что на всех саммитах лидеров государств Германию представляет именно канцлер, а не президент. Фамилию канцлера Германии быстро выучивает весь мир. А фамилию президента Германии не знает почти никто. Даже хуже, почти никто вообще не знает, что в Германии есть президент. Вот приблизительно то же самое будет с украинскими премьером и президентом, если реализовать вариант, на котором настаивают послы G7.
Новый проект изменений в Конституции в части децентрализации власти — четвертый за последние восемь лет. Первые два проекта внес Петр Порошенко: 26 июня 2014 г. и 1 июля 2015 г. Причем второй из них даже прошел через Конституционный суд и получил предварительное одобрение парламента.
В том проекте, кстати, предлагалось, чтобы префектов назначал и увольнял президент (по представлению Кабмина) и чтобы префекты были ответственны перед президентом (и подотчетны и подконтрольны Кабмину). Примечательно, что послы G7 тогда не выступали с заявлениями о том, что это неправильно.
Третий проект был внесен Зеленским 13 декабря 2019 г. Он был похож на второй проект Порошенко. В нем говорилось, что префекты назначаются и увольняются президентом по представлению Кабмина, подотчетны и подконтрольны президенту и Кабмину. Но вскоре, 17 января 2020 г., Зеленский отозвал свой проект, после чего началась подготовка нового. На это ушло более полутора лет. И вот сейчас мы имеем, по сути, два принципиально разных проекта, один из которых нравится Банковой и "слугам народа", а другой — послам G7.
В ближайшие несколько месяцев нас ждет, по-видимому, ожесточенная борьба вокруг этих двух вариантов. Допустим на минуточку, что коллективный Запад заставил Зеленского согласиться на второй вариант. Тогда весной следующего года изменения в Конституцию могут быть одобрены 226 голосами, а осенью — 300 голосами народных депутатов. Затем через год, осенью 2023-го, должны будут пройти очередные парламентские выборы. По их результатам "слуги народа" с большой вероятностью утратят контроль над правительством. В лучшем для них случае они будут лишь одним из нескольких участников правящей коалиции. Главной фигурой станет новый премьер-министр. Ему будет подчиняться вся вертикаль исполнительной власти включительно с префектами областей и районов. И именно этот полновластный человек будет иметь самые высокие шансы победить на президентских выборах — или же обеспечить победу своему однопартийцу.
Очевидно, что Зеленскому и "слугам народа" такая перспектива не нравится. Поэтому можно прогнозировать, что "слуги" постараются провалить тот вариант, на котором настаивают послы G7. Но в таком случае Запад получит основание обвинить Зеленского и "слуг" в срыве важнейшей реформы — децентрализации власти. И в том же самом, кстати, их будут обвинять другие парламентские партии. А без их поддержки никакой проект изменений в Конституции не наберет необходимых 300 голосов.
Запад вполне может поставить вопрос ультимативно: не будет децентрализации — не будет кредитов и прочих пряников, а будут антикоррупционные расследования и прочие кнуты. Словом, украинская политическая жизнь обогатится еще и этим сюжетом".
Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...
Російський диктатор Володимир Путін заявив, що Росія збирається «попереджати» цивільних українців про застосування ракет середньої дальності «Орєшнік». Про це він сказав у своєму зверненні, передають Патріоти України. За словами Путіна, Росія може прод...