"Патриархальная истерика, или Почему Филарету для раскола церкви не нужны епископы", - експерт

"Томос не отберут - эта фраза за последние несколько дней была повторена столько раз, что достойна стать мемом", - пише у своєму блозі Катерина Щеткіна, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"Ее повторили с разными интонациями патриарх Филарет, митрополит Епифаний, епископы, чиновники и многоголосый хор коллег. Некоторые - по десятку раз. Это хорошая новость. Но что же происходит в ПЦУ?

Тут нас поджидает еще один рефрен, впрочем, уже звучащий контрапунктом: "это - не раскол" или "раскол-раскол". В том, что никакого раскола нет, нас опять-таки наперебой убеждают епископы ПЦУ, лично патриарх и митрополит Киевские, а также ряд чиновников. Злорадное "раскол" звучит из уст оппонентов ПЦУ московской ориентации.

Также оказалось, что по-разному трактуется судьба УПЦ Киевского патриархата. Одни настаивают, что УПЦ КП была распущена перед Объединительным собором, и в Минкульте подтверждают, что эта религиозная организация была снята с регистрации. Но вот патриарх Филарет утверждает, что подписал согласие на роспуск УПЦ КП "временно", и она продолжает существовать в государственном реестре, а значит, и в юридическом поле Украины.

Что ж, патриарх Филарет всегда умел привлечь к себе внимание, и в этот раз он воспользовался этим умением в полной мере.

После того как не случился епископский слет, на котором, предположительно, должны были обсуждаться перспективы локального переворота в ПЦУ и возвращение к власти патриарха Филарета, патриарх даже не подумал успокоиться и смириться. Не в его привычках. Напротив, он, по своему обыкновению, пошел напролом. Вечером 14 мая он выпустил в свет заявление, в котором подтвердил свои претензии на власть в ПЦУ и на звание патриарха, раскрыл некоторые пикантные подробности договоренностей "по Томосу" и подтвердил "действительность" Киевского патриархата. Да, он продолжает существовать. Уже просто потому, что "раз есть патриарх - есть и патриархат". А патриарх есть, вот он я.

В своем заявлении патриарх обвинил в вероломстве почти всех участников томосной гонки - кроме себя самого, разумеется. Сам же патриарх оказался человеком, который всем пожертвовал ради дела и был обманут буквально всеми. В числе главных "изменщиков" - президент Порошенко, который уговорил выполнить требования греков в обмен на обещание, что патриарх и дальше будет править церковью, только уже "за ширмой" митрополита Епифания. Митрополит - птенец гнезда! - тоже обманул, шельмец. Обещал красиво висеть ширмой, а сам полез к рычагам управления.

И, конечно, греки. Томос-то они дали, да "не такой". Патриарх убеждает публику, что ПЦУ - не вполне автокефальная церковь, что это часть Константинопольской церкви. Митрополия в составе Константинопольского патриархата. Потому что если бы мы были по-настоящему автокефальной церковью, то у нас был бы патриархат.

Манипулятивность этого заявления очевидна - "патриархатов" в мировом православии значительно меньше, чем автокефальных церквей. Статус архиепископии вполне соответствует автокефалии, то есть полной и безоговорочной самостоятельности церкви. Отсутствие патриарха и статуса патриархата не мешает жить и действовать ни такой древней церкви, как Кипрская, ни такой эффективной церкви, как Элладская.

Но это, увы, далеко не единственное лукавство в заявлении патриарха. И все они также шиты белыми нитками толщиной в корабельный канат.

По словам патриарха, он согласился на "несовершенный" Томос за неимением лучших предложений. Но это не означает, что он готов отказываться от своей настоящей светлой цели - обретения статуса патриархата. За что и будем бороться. А раз бороться, то нужен во главе испытанной боец. Поэтому для начала во имя светлой цели изменим обещаниям, которые мы дали грекам ради Томоса - соберем собор и исправим устав. Боитесь, что Томос отберут? Не-ет, не отберут. Патриарх Варфоломей не сделает этого, чтобы не выглядеть смешно. В общем, снова шантаж и манипуляции.

Возможно, патриарх потому так часто и отчетливо акцентирует, что его, мол, обманули - этим он пытается оправдать, сделать легитимным вероломство, на которое готов пойти сам и на которое подбивает собственный епископат. Если патриарх Варфоломей не станет "отнимать Томос" во спасение собственного лица, нет смысла держать данное ему слово - можно возрождать УПЦ КП и возвращаться к обычному образу жизни.

Именно с этой целью - вернуться к старому испытанному образу жизни - патриарх пытался собрать епископов. Он надеялся, что они его поддержат, потому что им-то зачем новшества? Ну и, наконец, политическая конъюнктура. Митрополита Епифания поддерживал бывший президент, а без его поддержки что он сможет? А вот патриарх уже навел мосты дружбы не только с новоизбранным президентом, но и с его патроном.

Обращение патриарха может показаться плодом истерики и во многом, наверное, им и является. То, что планы сорвались - епископы не приехали, не поддержали, обманули ожидания, а может, нарушили обещания, прямые или непрямые, - все это могло оказаться ударом, который даже такой закаленный боец не сумел встретить стойко. История то и дело повторяется - оказывается, что его собственный епископат вовсе не так однозначно поддерживает своего лидера, как лидеру хотелось бы думать.

Однако истерические нотки в обращении не меняют сути. Суть же обращения не содержит ничего нового - патриарх хочет вернуться на роль действующего главы церкви, хочет изменить устав с тем, чтобы вернуть к власти в церкви митрополитбюро, состоящее из угодных и угождающих ему епископов, восстановить статус патриархата и название - Украинская православная церковь, а не безродно-космополитичная "Православная Церковь Украины". Все то, что, по мнению патриарха, причитается ему по праву. И заодно понравится тем, кто привык видеть в нем гаранта или даже персонификацию украинской автокефалии.

Впрочем, тут патриарх несколько перегибает палку. Заявления в стиле "да если бы не я..." столь же смешны, сколь и сомнительны. Особенно на фоне его собственных откровений о том, как он шантажировал президента и Вселенский патриархат срывом Объединительного собора в том случае, если его требование сохранить за ним власть в ПЦУ будет проигнорировано. Еще смешнее читать строки о том, что если бы он захотел власти, то стал бы патриархом Московским. Смешно, потому что прекрасно известно, что он пытался стать патриархом Московским, но по результатам голосования уступил не только лидеру - патриарху Алексию II, но и будущему митрополиту Киевскому Владимиру Сабодану. Все это не такая давняя история, чтобы можно было так запросто ее фальсифицировать.

И уже предельно откровенно звучат апелляции к новой власти. Причем в качестве "свидетелей" призывается не только лидер президентской гонки Владимир Зеленский, но и, что уж совсем замечательно, олигарх Игорь Коломойский. Патриарх целится в яблочко - у него нет ни времени, ни желания ходить вокруг да около, он привык работать с теми, кто принимает решения, а не с теми, кто просто "лицом щелкает". Хоть и готов соблюдать правила игры. А может, ему просто нравится видеть, как дуумвират в церкви, где есть молодой и симпатичный, но при этом совершенно декоративный, глава и патриарх, который держит в руках все рычаги власти, дополняется аналогичным дуумвиратом в государстве. Или даже не столько "нравится видеть", сколько нравится показывать власти, что это допустимо, можно и даже "благословляется".

Епископы, как известно, отказали патриарху в поддержке. Но то, что переворот в "кабинетном" формате патриарху не удался, еще не означает, что история закончена и вопрос закрыт. Патриарх прекрасно знает свой народ, и если в его обращении вам слышится истерика, можете не сомневаться, что она хорошо рассчитана. Не найдя поддержки в епископате, патриарх обращается прямо к народу - как к своим верным, так и, даже в большей мере, "атеистам Киевского патриархата", отмобилизованным Томосом. Он почти искренен, когда говорит, что ему все равно, сколько архиереев его поддержит. А хоть бы и ни одного. Потом сами же и пожалеют и еще "подтянутся", когда окажется, что народное обожание и, соответственно, политические союзники (и спонсоры) - на стороне патриарха. Не хотели кабинетного путча - получат революцию. И никакие уговоры по поводу того, что "раскола нет - есть только разные мнения" не помогут. Это раскол и нечего тут миндальничать.

Вопрос в том, насколько этот раскол окажется велик. Удастся ли патриарху мобилизовать свой фанклуб и насколько он многочисленный. Если патриарх в своем радикализме не будет поддержан ни епископом, ни заметным числом приверженцев, раскол не состоится. То, что состоится, только маргинализирует патриарха Филарета.

Возможно, именно потому в речах епископов превалирует успокоительная нотка - никакого раскола, мол, всего лишь небольшие разногласия. Для ПЦУ единоличная радикализация патриарха - не только не приговор. Это ее шанс освободиться от того, что тянуло ее в прошлое. Даже если это прошлое не лишено блеска славы".

"Коли Путін кашляє, Шольц шукає бункер": Німецький канцлер став посміховиськом у Європі через надмірну боязливість

вівторок, 19 березень 2024, 6:50

Німецький канцлер відмовляється давати Україні ракети, боячись втягування країни у війну, передають Патріоти України. Як пише The Times, небажання канцлера Німеччини Олафа Шольца передавати Україні ракети Taurus усе більше дратує союзників та багатьох ...

"Оточення Путіна має розуміти, що його фізичне усунення - єдиний шанс на порятунок для них. Інакше він розпочне війну із Заходом", - Ейдман

вівторок, 19 березень 2024, 6:15

"Програма нового строку Путіна - глобальна катастрофа", - пише у своєму блозі Ігор. "Із новин: "Згідно з аналізом спецслужб Німеччини, Росія готується до масштабного конфлікту із Заходом, на що вказує реорганізація російської армії, пересування військ ...