"Дорожная карта Зеленского - это достаточно узкий коридор, в котором ему надлежит двигаться, если он хочет и объединить страну, сорвать джекпот на парламентских выборах и взять власть в регионах", - пише у своєму блозі Нік Фельдман,
"Согласно первым признакам, тот путь, по которому он пойдет в качестве президента, уже вполне определен. Выбирая его, президент Зеленский получит и международную поддержку, и внутреннюю стабильность, и возможность взять всю полноту власти на четыре с половиной года без каких-либо обвинений в превышении полномочий и узурпации.
Но для начала пойдем от обратного и рассмотрим ситуацию, при которой президент Зеленский не пойдет по некой такой дорожной карте, а выберет путь самурая с условным названием "Слон в посудной лавке".
Пусть так называется сценарий, при котором Владимир Зеленский в первую очередь пойдет на принятие решения о роспуске парламента.
Многие политики и обозреватели считают, что такое решение сулит большие выгоды президенту Зеленскому, а в пользу необходимости распустить парламент называют низкий уровень доверия украинцев к этому державному институту в 2%.
Однако, при внимательном изучении расклада, стоит не согласиться с тем, что такое решение выгодно Зеленскому, если он действительно хочет достигнуть существенных результатов в трансформации украинского государства.
Основных причин тому две. Во-первых, соблазн роспуска Верховной рады чреват обвинениями в совершении преступления. На данный момент те квазиюридические основания для роспуска рады, которые предлагаются с использованием решения окружного админсуда, настолько сомнительны, что годятся только для низкопробного шантажа особо несговорчивых парламентариев.
Если Владимир Зеленский положит в основу своего решения настолько спорные основания, он собственноручно сдаст своим оппонентам козыри против самого себя. Его наверняка обвинят в превышении полномочий и злоупотреблении властью.
Сегодня факты таковы, что коалиция создавалась и не принималось решения о ее роспуске. На основании ее решений был утвержден состав кабмина и утвержден премьер-министр, которому недоверие радой не выражалось.
Это значит, что момент, от которого президент Зеленский имеет право отсчитать 30 дней и распускать парламент, еще не начался. И несмотря на дату инаугурации, начаться и закончиться он просто не успеет.
Во-вторых, есть еще более весомая причина, по которой президету Зеленскому не стоит пользоваться даже эфемерной возможностью распустить парламент. Эта причина – региональные кадры.
В качестве избранного и приведенного к присяге президента, Владимиру Зеленскому стоит для начала посетить каждый регион Украины и определить свое отношение к людям, которым он доверит представлять себя.
Некоторые, как известно, уже отличились в регионах походами к мэрам и руководителям региональных госорганов с угрозами увольнений и демонстрацией "кто здесь власть". Отсюда и спич самого Зеленского из Турции про таких мошенников, которых надобно снимать на камеру и сдавать полиции.
И подобных людей на самом деле хватает в каждом регионе и округе, кто возомнил себя властью, командой Зеленского и чья крыша улетела в далекий космос от внезапно открывшихся перспектив Владимира Александровича.
Вот эти две причины и должны отговорить президента Зеленского поступить по тактике "слона в посудной лавке".
Распустив Раду в спорный способ он только начнет свою полноценную каденцию с фактического попирания Конституции и вынужден будет завести в Раду под своим флагом людей, за репутацию которых он просто не будет в состоянии расписаться перед избирателем.
Потому вернемся к дорожной карте. Похоже, что именно на этом варианте будут настаивать международные партнеры Украины, для которых Владимир Зеленский – очень большая загадка. Но они явно заинтересованы дать ему все шансы реально изменить страну к лучшему.
В тактике "дорожная карта" все вполне просто. Первое. Зеленский должен предъявить украинскому народу весь свой основной пакет законодательных изменений. Тем самым потренироваться на умирающей раде, где депутаты чем ближе к концу срока полномочий, тем больше будут заглядывать в президентский рот в надежде пригодиться в будущем.
Иначе, как объяснить обществу и международным партнерам, зачем тебе власть в парламенте? Не для того ли, чтобы превратиться в нового узурпатора для сбора коррупционного потока без цели реально менять ситуацию в стране?
За летние месяцы Зеленский может войти в должность, подготовить и подать все законодательные инициативы, сплотить вокруг себя общество и внимательно поработать над составом списка на выборы в раду. Отказ рады поддерживать его инициативы только укрепит его рейтинги, а формирование сильного списка депутатов сделает его партию почти безальтернативной.
Второе. Зеленский должен познакомиться со страной. Проведет он внутрипартийное праймериз, как советует Игорь Коломойский, или не проведет, но определить достойных представителей с хорошей репутацией ему придется.
И делать это необходимо в каждом округе, где его ставка на кандидата в депутаты способна принести президентской фракции плюс одного понятного законодателя, с инициативой, идеями, знанием системы права и глубоким пониманием проблем региона.
Реальный выбор у него будет очень небольшим, при этом желающих будет огромное количество. Как отделить зерна от плевел, а мух от котлет - задача еще та и для ее решения в каждом регионе потребуется не один день.
При этом, чем раньше президент Зеленский реально начнет этим заниматься, тем более качественный отбор он сможет произвести и тем более глубоких преобразований в рамках всей страны будет способен достичь.
Погружение в каждый регион ему просто необходимо, ведь после парламентских выборов произойдут еще и местные. И модель серьезного регионального отбора придется внедрять еще глубже. Иначе, Владимир Зеленский рискует уже через год оказаться в ситуации, когда под его знаменами в местные советы пройдут глубоко известные в регионах лица, которые от выборов к выборам оказываются в местных советах под разными политическими брендами.
Подведем итог. Дорожная карта президента Зеленского сводится сейчас к простому партийному строительству. Очень удобно выстраивать партию сверху вниз, когда вопросы более мелкого масштаба остаются на последнюю очередь.
Определив более двух десятков губернаторов и посетив большинство регионов для встреч с активом, новоизбранный президент в оперативном порядке сможет отработать модель отбора своих кандидатов в депутаты по всем мажоритарным округам.
За это время он сможет отшлифовать свои основные законодательные инициативы и построить партийную кампанию вокруг объединения за новые условия жизни в стране, которые возможно будет утвердить и внедрить уже только при новом составе Верховной рады. Поскольку только самостоятельно организованное парламентское большинство даст Зеленскому возможность назначить своего премьер-министра.
Одновременно с этим президенту придется сформировать собственное видение на то, чем является исполнительная власть в нашей стране. А это около семидесяти только центральных распорядителей бюджетных средств, прозрачность расходов которых всегда оставляла желать лучшего. Плюс сотни госпредприятий, которые давно являются отдельными княжествами и дойными коровами для тех, кто ними управляет.
Но человек в статусе президента владеет всеми правами на доступ к информации и способен получить все данные о любом платеже. Которую по собственному желанию может сделать публичной, если будет видеть злоупотребления.
Потому первые полгода президентского похода на парламентские выборы – это путешествие более чем насыщенное событиями, во время которых стоит познакомиться со страной, ее реальным державным устройством, каждым регионом, построить костяк своей партии, выработать первое комплексное видение на стартовые преобразования и не забывать тушить пожары, почти ежедневно возникающие то по прихоти природы, то по разгильдяйству чиновников, то по диверсиям врагов.
Короче говоря, размеренно спускаться с горы для известной цели. Если, конечно, эта цель действительно есть. В противном случае, распуская парламент на старте полномочий, Владимир Зеленский просто очень быстро прибежит в стадо, с которым не вполне что-то получится и сделать. Только больше пожаров будет возникать и новый президент быстро перегорит.
Отсюда простой вывод. "Слон в посудной лавке" явно хуже "медленного спуска с горы". Люди, навязывающие новому президенту идею о досрочном роспуске парламента, заботятся не о том, чтобы помочь ему взять всю полноту власти или трансформировать страну.
В первую очередь это люди, заинтересованные в том, чтобы попасть как можно быстрее в парламент и получить статус депутата от его партии. Нужно ли это самому президенту Зеленскому и по какому пути он пойдет – увидим уже в течении месяца".
Промовистим індикатором впливу погроз Путіна вдарити по США, Великобританії та Франції за дозвіл запускати їхні ракети по території рф, стала реакція фінансових бірж Європи та США: Зростання ділової активності триває. На тлі атаки Росії балістичною рак...
Колишній канцлер Німеччини Ангела Меркель під час свого перебування на посаді намагалася перешкодити прагненню України швидко приєднатися до НАТО, адже боялася військової відповіді з боку російського диктатора Володимира Путіна. Про це вона розповіла у...