Участники инаугурации нового украинского президента Владимира Зеленского с особым энтузиазмом приветствовали прибывшую в Киев президента Литвы Далю Грибаускайте. Грибаускайте за последние годы превратилась в одного из самых популярных в Украине политиков, она последовательно и жестко поддерживала Киев после нападения России и даже однажды назвала эту страну «террористическим государством», что особенно не понравилось Кремлю.
Однако поездка в Киев – одно из последних дипломатических турне Дали Грибаускайте в качестве президента Литвы. Вскоре после инаугурацииВладимира Зеленского в Литве прошел второй тур выборов главы государства, в котором уверенную победу одержал экономист Гитанас Науседа. В Литве его называют кандидатом, далеким от политического истеблишмента, хотя на протяжении многих лет новый глава государства был советником предшественника Грибаускайте Валдаса Адамкуса. Тем не менее голосование за Науседу действительно во многом отражает тренд поиска «новых лиц» в политике – против конкурента Науседы, бывшего министра финансов Ингриды Шимоните сыграла в первую очередь ее связь с партией консерваторов, а действующий премьер Саулюс Сквернялис, представитель крестьянской партии, даже во второй тур не прошел.
Тем не менее я не преувеличивал бы практический потенциал этих отличий. Мы уже забыли, что и Грибаускайте в начале своего правления старалась быть достаточно дипломатичной по отношению к Москве и уговаривала Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации на памятном саммите в Вильнюсе. На изменение позиции литовского президента повлияли аннексия Крыма и война на Донбассе. Для Литвы, которая с таким трудом восстановила свою независимость после советской оккупации и которая имеет общие границы с Беларусью и Калининградской областью России, Крым стал напоминанием о собственном поруганном суверенитете. И предостережением, что Россия отнюдь не отказалась от своих амбиций. По сути, позиция всегда чуткой к общественным настроениям Дали Грибаускайте коррелировалась с тем запросом на жесткость, который тогда сложился в литовском обществе.
Новый литовский президент говорит, что хотел бы улучшить отношения с Россией, но одновременно подчеркивает, что это вряд ли возможно, пока Россия не изменит свою политику по отношению к Украине. А поскольку таких изменений в ближайшем будущем, вероятно, не предвидится, говорить о каких-то серьезных переменах в литовской внешней политике не приходится. Уверен, что Гитанас Науседа будет добрым другом Украины прежде всего в силу естественных национальных интересов своей страны и ее представлений о свободе и приоритете международного права.