"Зачем Украине закупать противопартизанские штурмовики "Супер Тукано" из Бразилии", - Жирохов

"Нынешний информационный мир в очередной раз демонстрирует, что такое понятие как военная тайна имеет весьма относительное наполнение. Характерный пример - история с возможной закупкой нашими Воздушными силами легкого штурмовика А-29 "Супер Тукано" бразильской фирмы "Эмбайэр", - пише у своєму блозі військовий експерт Михайло Жирохов, передають Патріоти України, і продовжує:

"В начале августа сего года с подачи одного из испанских информационных агентств появилась информация о посещении Бразилии нашей военной делегацией во главе с командующим Воздушными силами Украины генерал-полковником Сергеем Дроздовым. При этом журналисты акцентировали внимание на том, что основной интерес наши военные проявляли к штурмовику "Супер Тукано".

На тот момент военное ведомство отмолчалось, ведь на всех уровнях звучало и звучит как мантра только одно - "если покупать самолеты на Западе, то только машины уровня американского F-16 или шведского "Грипена". Появилось несколько статей местных экспертов разного уровня - и, казалось бы, вопрос был исчерпан.

Однако реальность оказалась совсем другой. В середине октября появилась информация о том, что в Португалии наши летчики провели ознакомительные полёты на "Супер Тукано".

И вот - буквально сегодня у себя в "Твиттере" президент Бразилии Жаир Болсонару после встречи с главой украинского государства, написал о том, что Украина заинтересована в покупке самолетов "Супер Тукано" и что гораздо более интересно - военно-транспортной машины Embraer КС-390!

Смысл таких покупок на сегодня совершенно неясен. Причем если "Супер Тукано" еще как-то можно оправдать использованием в качестве носителя управляемого оружия класса "воздух - поверхность", то КС-390 - это практически полный аналог нашего Ан-170/178.

Да и то, что "Супер Тукано" может быть даже чисто теоретически полезен в ходе войны на Донбассе, а тем более в открытом противостоянии с Российской Федерацией большой вопрос.

Начнем с "плюсов". Это прежде всего возможность действия с любых взлетно-посадочных полос, в том числе грунтовых аэродромов, а также относительная универсальность - в виде того, что она может использоваться для отработки боевых навыков пилотами реактивной авиации. Правда, учебно-боевых машин у нас пока хватает, но универсальность для самолетов никогда не была лишней.

Так как самолет изначально проектировался как антипартизанский, то он неплохо вооружен: в крыле располагаются два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом по 200 патронов на ствол. Также под фюзеляжем самолета может быть установлена скорострельная 20-мм авиационная пушка, а на подкрыльевых узлах подвески дополнительно можно разместить еще два 12,7-мм или сразу четыре пулемета калибра 7,62-мм (боекомплект 500 патронов на ствол).

Всего на самолете имеется пять жестких точек подвески (одна под фюзеляжем и 4 под крылом) с максимальной боевой нагрузкой в 1500 кг.

Интересно, что производитель говорит о возможности использования даже управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего радиуса действия (класса AIM-9 "Сайндвиндер"), а также свободнопадающих или корректируемых авиабомб Mk 81 (119 кг до 10 бомб) или Mk 82 (227 кг до 5 бомб). Помимо этого, возможна подвеска пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-мм неуправляемых авиационных ракет.

А вот тут начинаются "минусы" - все вооружение самолета НАТОвского образца и поэтому для эффективного применения надо либо покупать за рубежом (а их надо много и это очень дорого) либо "допиливать" под советские образцы, которых на складах достаточно много. Но в этом случае надо забывать об управляемых образцах - которые в этом случае будут штучным товаром.

Есть и обоснованные сомнения в эффективности применения подобных турбовинтовых машин в условиях, например, Донбасса. Машина проектировалась для борьбы с партизанами. А какое вооружение доступно бандформированиям - зенитные пулеметы, автоматические пушки, максимум ПЗРК. Поэтому "Супер Тукано" хотя и имеет достаточную большую высотность, однако явно недостаточную для действий против эшелонированной по высоте ПВО - а именно то, что мы наблюдаем у оккупационных корпусов на Донбассе.

Как показали события лета 2014 г., без управляемого авиационного вооружения даже специализированные штурмовики Су-25 были достаточно простыми целями для российских комплексов типа "Оса-АКМ" и "Панцирь С.1".

И еще - надо будет переучивать наших немногочисленных летчиков-штурмовиков. Ведь все они "заточены" под советский образец - то есть бронированная дозвуковая машина, которая активно действует на поле боя. И по каким методикам переучивать? Ни одна страна в мире не имеет опыта применения турбовинтовых машин против российских систем ПВО. А значит надо писать свои методички - а как правило это опыт и опыт кровавый. Как показывает летная практика, все подобные вещи пишутся только путем проб и ошибок. Есть ли у нас время на это и ресурс - ответ очевидный.

В то же время если рассматривать "Супер Тукано" исключительно как платформу для управляемого оружия, то тут стоит признать, что в этом случае будут гораздо более эффективны по критерию "стоимость - эффективность" ударные беспилотники. Однако машины тактического уровня еще достаточно дороги и эффективные образцы доступны только достаточно высокоразвитым странам. Нам же пока приходиться довольствоваться турецкими машинами, которые имеют явно недостаточные ударные возможности и полноценно заменить ни боевые вертолеты, ни Су-25 не могут. Да и цена зашкаливает, что опять-таки не позволяет говорить о массовом насыщении армии в целом.

И наконец стоит сказать об озвученных вариантах закупки военно-транспортных машин бразильского производства. Если эти и правда существуют, то в этом случае на АНТК "Антонов" можно ставить жирный крест. Без закупок Воздушными Силами ни о каких экспортных перспективах Ан-178 говорить не приходится.

В тоже время получение машин "несоветского" производства даже с такими откровенно ограниченными боевыми возможностями как "Супер Тукано", но сейчас, а не через 20 лет - большой плюс для Воздушных Сил Украины в целом.

Ведь необходимость замены парка как самолетов, так и вертолетов уже назрела и перезрела. А начинать с чего-то надо. Хотя бы с вот таких относительно простых и дешевых машин, для которых собственно говоря и не нужна очень серьезная подготовка летчика. А значит вполне реально переучить нынешних летчиков и быстро подготовить новых. Параллельно приводя всю аэродромную структуру к западным стандартам. А дальше уже можно говорить уже о тех же F-16 или других универсальных машинах подобного класса".

Приборкання Шольця: США після надання Україні далекобійних ATACMS підштовхне Берлін до позитивного рішення щодо Taurus, - ЗМІ

п’ятниця, 26 квітень 2024, 18:22

США хочуть, щоб передача ATACMS Україні, спонукала Німеччину надати Києву Taurus. Про це повідомляє "Європейська правда". Зазначається, що про це заявив неназваний високопосадовець оборонного відомства США. Він також зазначив, що рішення про надання Ta...

Останнє попередження китайцям: Блінкен за підсумками зустрічі з Сі Цзіньпіном пригрозив КНР новими санкціями за допомогу РФ

п’ятниця, 26 квітень 2024, 17:56

Ставки піднято дуже високо. Китаю потрібна фінансова та технологічна допомога Заходу для подолання кризи. Вашингтон ув'язкє це питання з приборканням російської агресії проти України. Головною метою візиту Блінкена було спроба попередити КНР не підтрим...