"Две катастрофы, или Что объединяет крушение Ми-8 и пожар на корабле "Лагуна", - Жирохов

"Прошедшая неделя в военной и околовоенной сферах прошла на фоне двух весьма драматических случаев, которые, совпав по времени и пространству, тем не менее, продемонстрировали как нынешнее состояние нашей военной промышленности, так и необходимость продолжения реформ", - пише у своєму блозі військовий експерт Михайло Жирохов, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"Речь идет о катастрофе вертолета Ми-8МТВ-МСБ-1 и пожаре на разведывательном корабле "Лагуна", который находится на достройке у причала "Кузницы на Рыбальском".

Итак, поздно вечером 29 мая во время учебно-тренировочного полета возле села Сестрятин в Радивиловском районе Ровенской области упал вертолет Ми-8МТВ-МСБ-1 из состава 16-й отдельной бригады армейской авиации Сухопутных войск Вооруженных сил Украины (г. Броды Львовской обл.). Четыре члена экипажа, в том числе и командир бригады, погибли.

Первоначально версий было несколько. Однако ошибку в пилотировании практически сразу отмели, хотя и полет проходил ночью без приборов ночного видения, — за штурвалом был очень опытный вертолетчик, 40-летний Игорь Мазепа. Он с самого начала принимал активное участие в войне на Донбассе, за что был награжден в июле 2014 г. орденом Данилы Галицкого.

С октября 2015 г. он был заместителем командира по летной подготовке 18-го отдельного вертолетного отряда Миссии ООН в Конго. В числе прочего именно он на африканской земле в качестве инструктора проводил учебно-тренировочные полеты с экипажами Ми-8 и Ми-24 ночью. По всей видимости, именно в этом качестве он выполнял и роковой полет.

То есть, имея опыт полетов на Донбассе и в Конго, он вряд ли мог допустить столь банальную ошибку. Это было очевидно, и комиссия по расследованию трагедии ко 2 июня заявила о том, что из трех первоначальных версий на сегодня рассматривается только одна — техническая неисправность.

Вертолет новой отечественной модификации — фактически модернизированный советский Ми-8МТВ с более мощными турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии производства "Мотор Сич" с электронным запуском, с несколько измененным составом авионики, установленными комбинированным устройством выброса тепловых ложных целей "АДРОС" КУВ 26-50, а также экранно-выхлопными устройствами "АДРОС" АШ-01В. И это не считая дополнительных баков и вооружения. При этом производитель говорит о том, что в итоге всех работ продлевается летный ресурс вертолета на 2 тыс. часов или 8 лет эксплуатации с возможностью дальнейшего продления ресурса вертолета до 16 лет. Также стоит заметить, что модернизация одного Ми-8 в вариант МСБ обходится государственному бюджету в $5,5–6 млн.

На сегодня известно, что именно этот конкретный аппарат прошел капитальный ремонт на конотопском "Авиаконе" осенью 2017 г. В числе лучших машин бригады был отправлен в 2018 г. в Конго — в состав нашего вертолетного отряда в составе миротворцев ООН. Однако уже там у него были проблемы, в частности, был разрушен генератор переменного тока, который был заменен в ходе ремонта и имел гарантию четыре года.

То есть катастрофа в очередной раз поставила на повестку дня основной вопрос — куда двигаться дальше в развитии вертолетного парка силовых ведомств страны? Ведь все без исключения вертолеты — как Ми-8, так и Ми-24 и Ми-2 — еще советского производства. Их возраст просто зашкаливает — самым новым более 30 лет.

При этом отечественные предприятия со скрипом, но могут ремонтировать практически все элементы оборудования. Кроме одного — у нас нет производства корпусов, да и большую часть критически важных агрегатов приходится закупать.

А металл имеет довольно серьезную тенденцию к старению, и как результат — вот такие катастрофы, в которых страна теряет лучших вертолетчиков. И заменить их в ближайшее время просто некем — опыт так просто и быстро не нарабатывается.

Фактически единственным выходом становится либо развертывание производства полностью отечественного вертолета, что требует многомиллиардных вложений, причем не только и не сколько в разработку, но и в налаживание серийного производства. Ведь не секрет, что станочный парк наших предприятий оборонного комплекс устарел и морально, и физически.

Либо пойти по пути небогатых стран и либо купить подержанные аппараты западного производства, либо взять в лизинг новые. Однако такой путь наталкивается на жесткое сопротивление красных директоров, которые привыкли к монополии на этом рынке и всячески тормозят принятие политического решения.

Чего стоит истерика в СМИ того же владельца запорожской "Мотор Сичи", когда для нужд МВД была куплена партия вертолетов французского производства. В ход пошли буквально все рычаги, доступные почетному президенту предприятия Вячеславу Богуслаеву (экс-нардеп от Партии регионов, сейчас депутат ВРУ от "Воли народа").

Причем все аргументы были достаточно примитивны и в итоге сводились к одному тезису — "купуй вітчизняне". При этом тот же "Мотор Сич" уже достаточно сложно назвать полностью украинским предприятием — не так давно стало известно, что 56% акций предприятия проданы иностранным компаниям со счетами в офшорах, связанными с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co.

В тот же злополучный день 29 мая произошло возгорание на борту среднего разведывательного судна "Лагуна", на котором происходил монтаж специального оборудования. Напомним, что речь идет о среднем морозильном траулере проекта 502ЕМ, модернизированном под нужды военного флота. Длина корабля составляет 55 м, ширина — 10 м, полное водоизмещение — 1200 т, а скорость хода — около 12 узлов.

Судя по неофициальной информации, произошло это во время проведения сварочных работ в трюме судна. Внизу было утеплено пеной, а выше — польская минеральная вата. Пожар был быстро погашен после того, как сгорела пена — минвата не горит. Хотя оборудование западного производства стоимостью $3 млн было уничтожено, и теперь сроки сдачи корабля в состав ВМСУ в очередной раз переносятся.

Тут в полный рост встала другая проблема нашей военной промышленности — острая нехватка квалифицированных кадров. С одной стороны, специалисты еще советской закалки уже пенсионного возраста, с другой — недостаточное финансирование не позволяет привлечь рыночными зарплатами молодежь.

Таким образом, можно говорить о том, что пять лет в условиях войны — крайне недостаточный срок для того, чтобы решить все проблемы в сфере обороны, которые накапливались все время независимости. И стоит только надеяться, что новая власть продолжит курс на перевооружение армии, на реформирование всей оборонной промышленности".

Чемпіон світу зізнався, кого вважає одним із найсильніших українських боксерів ХХI століття

п’ятниця, 19 квітень 2024, 23:29

Чемпіон світу у першій напівсередній вазі за версією WBF Арам Фаніян (24−2, 6 КО) поділився очікуваннями від поєдинку майбутнього бою українця Сергія Дерев’янченка (14−5, 10 КО) з Воном Александром (18−10−1, 11 KO), передають Патріоти України. «Вважаю ...

"Ти шо - москаль?": Кікбоксер із РФ епічно поскаржився на українців та латишів

п’ятниця, 19 квітень 2024, 23:16

Він поскаржився на те, що у Харкові, де він жив на початку повномасштабного вторгнення армії агресорів в Україну, його ображали через мову. "Нам із дружиною було важко в Європі, де сильна русофобія, там про росіян говорять або погано, або ніяк. Усіх зм...