Хіти тижня. Промивали мізки: Як у фільмах СРСР брехали про Україну, - Мирович (фото)

"Черно-белое кино и сегодня приковывает многих украинцев к экранам телевизора. Однако мало кто замечает и понимает насколько сфабрикованным и лживым является образ Украины и украинцев в старых фильмах", - пише у своєму блозі Максим Мирович, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"Это давно задуманный и очень интересный пост про то, как в старых советских фильмах людям врали про Украину – именно там, в старых совковых фильмах, и родились те самые лживые образы Украины и украинцев, что и сейчас тиражирует пропаганда. Думаю, отчасти именно из-за этих фильмов многие люди продолжают смотреть на уже независимую Украину в "советском ключе" и никак не могут ощутить всю ложность старых советских фильмов – именно так работает импринтинг, и от впечатлений, полученных в раннем детстве, не так-то просто избавиться.

Лживые советские фильмы про Украину призваны были крепить лживую советскую историю и создавать для нее так сказать "художественный фон". И в замкнутой системе это работало весьма успешно – дети шли в школу, где им рассказывали лживые советские сказки под видом истории, потом смотрели советские новости, где эти сказки повторялись, а затем смотрели советские художественные фильмы, где этисказки закреплялись эмоциональной и яркой картинкой. Идеологическая обработка была тотальной, и выйти из этого заколдованного круга могли только те, кто имел нормальное воспитание в семье и имел альтернативные источники информации – которые в СССР всячески запрещались, подавлялись и глушились. Итак, в сегодняшнем посте – рассказ о целой серии лживых советских фильмов про Украину.

"В степях Украины", 1952

Сюжет фильма по-социалистически незатейлив – друзья Селивон Иванович Часнык и Кондрат Галушка – председатели колхозов "Смерть капитализму" и "Тихая жизнь", которые каждый по-разному ведут деятельность в своих сталинских колхозах, стремясь улучшить показатели надоев и намолотов – по сюжету это классическая совковая сталинская "борьба лучшего с хорошим", примерно как в фильме "Кубанские казаки".

Но в нашем исследовании кино интересно кое-чем другим. "В степях Украины" – фильм сталинских лет, благодаря которому сформировался и зацементировался сталинский образ "дружелюбного х..хла" – толстого и глупого сельского жителя со смешной фамилией, совершенно аполитичного любителя вареников, с отсутствующим характером и взглядами. Именно такие граждане в большинстве своем пережили сталинские репрессии и депортации и во многом определяли лицо Украины после Голодомора и репрессий. В совковых фильмах никто не рассказывал, куда же вдруг исчезли честные, красивые, активные и неравнодушные украинцы – они давно погибли от голода, были казнены или депортированы. Вместо этого показывали тех, кто выжил – выдавая эту страшную картину опустошенных репрессиями земель за нормальное общество.

Позже такие сталинские образы "жирных глупых х..хлов" использовались и в других советских фильмах, а также в современных пропагандистских лентах, вроде фильма "Брат-2". Если вы почитаете комментарии ватников на разных сайтах и форумах – то с удивлением обнаружите, что их представление об Украине и украинцах зиждется на вот таких сталинских фильмах.

"Триста лет тому", 1956

Пропагандистский советский фильм, в советско-имперском ключе объясняющем войны и смуту XVII века – якобы украинцы боролись за "воссоединение с Россией" – которой как названия страны в XVII веке не существовало вовсе, с таким же успехом украинцы могли по замыслу создателей фильма бороться в XVII веке за "воссоединение с СССР". Но авторов фильма это не смущает – российская кавалерия под триколорами лихо скачет "воссоединять" Украину. В общем, такая себе развесистая клюква, как в современных фильмах Никиты Михалкова.

В чисто советском, агитационно-пропагандистском ключе, решены и все персонажи фильма – все магнаты Речи Посполитой (названные почему-то "польской шляхтой") показаны пузатыми, носатыми и страшными, все как-то нелепо кривляются. Исключение составляет только вьюноша бледный со взором горящим в исполнении Василия Ланового – который "сочувствовал народу" и через темень веков увидел грядущий Коммунизм.

В общем, такая себе классическая советская пропаганда, которая кстати была снята с проката почти сразу после начала показов – такой концентрированный псевдоисторический бред был чрезмерен даже для совка, плюс в Совдепии явно решили не трогать больше историческую тему – вернувшись к образам "толстых дружелюбных х..хлов", соломенных шляп, мазанок, подсолнухов и горшков на плетне.

"Свадьба в Малиновке", 1967

Пожалуй, наиболее одиозный советский пропагандистский фильм про Украину, в котором лживо абсолютно все, за исключением декораций всего происходящего – мазанок, подсолнухов, степей и прочей природы. Фактически, для фильма была создана какая-то другая, виртуальная Украина, которую очень хотели бы видеть в Кремле – целиком русскоязычная, с хлебом-солью встречающая советские войска из Москвы.

Советской же парадигме подчинены и все поступки и даже внешность героев – местного атамана Грицько показывают как злого и алчного человека, вся "банда" которого сплошь состоит из каких-то кривых, косых, жирных и карлиокообразных уродов. Красноармейцы же наоборот – все сплошь молодые, красивые, активные, а их усатый отец-командир и вовсе похож на отца народов товарища Сталина. Ну разумеется симпатии местных жителей будут на стороне оккупантов! То, что вслед за певунами и танцорами в деревни приедут тройки НКВД и продовольственные отряды, то что совсем скоро начнется Голодомор и высылки украинцев в ГУЛАГ – в фильме не сказано ни слова...

По страшной иронии судьбы, реальное село Малиновка находится в Харьковской области – которая в 1933 году наиболее сильно пострадала от голода, устроенного советскими властями. Эхо Голодомора и советская нищета ощущалось еще и в 1967 году, когда снимали фильм – в бедном колхозе в Малиновке не нашлось нормальных лошадей, а немногочисленных коней, что жили у крестьян, пришлось подкрашивать и присыпать пудрой – чтобы эти нищие клячи хоть как-то смотрелись в кадре.

Телемост с товарищем Сталиным. Вместо эпилога

Как видите – в одиозных совковых фильмах Украина и украинцы часто выставлялись недалекими, вороватыми, глуповатыми сельскими недотепами, которые думают лишь о том, как бы поесть вареников и выпить самогона. Гражданское самосознание и ответственность за будущее у них либо отсутствует, либо выражается в беззаветной преданности Кремлю – под какими флагами он не приходил бы к ним. Именно такой образ Украины и украинцев советское "искусство" формировало у жителей других районов СССР, и именно такой хотел видеть Украину совок. Такие "граждане" никогда не будут отстаивать свое и мешать Империи в ее темных планах.

Что самое смешное и одновременно страшное – именно такой образ Украины и украинцев был продемонстрирован недавно в фальшивом "телемосте", что устроил один из пропагандистских путинских каналов – продемонстрировав под видом украинцев те самые образы и типажи из сталинской кинопропаганды. Ну что тут можно сказать? Телемост с товарищем Сталиным состоялся весьма успешно".

Рідкісне явище: Над Україною зійшов "Полуничний Місяць" (фото)

вівторок, 10 червень 2025, 23:00

Увечері 10 червня українці змогли спостерігати за досить рідкісним повним місяцем, який прозвали «полуничним», також його ще називають «вогняним», передають Патріоти України. Перший повний Місяць літа, або «Полуничний Місяць», зазвичай сходить через де...

Зірковий футбольний тренер згадав про війну в Україні, отримавши найвищу нагороду від Манчестерського університету

вівторок, 10 червень 2025, 22:42

Головний тренер Манчестер Сіті Хосеп Гвардіола удостоєний почесного наукового ступеня Манчестерського університету — за його винятковий внесок у розвиток міста як на футбольному полі, так і за його межами. Урочиста церемонія вручення відбулася в істори...