"В Украине опять заговорили о возвращении обязательного техосмотра для всех видов автотранспорта. Поводом стал законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, подготовленный Министерством инфраструктуры", - пише у своєму блозі Максим Задорожній, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"Документом предлагается ввести техосмотр для частной техники, а также придорожные проверки коммерческих автомобилей. Причем как отечественных, так и заграничных. Водителей-профессионалов обяжут получать дополнительные корочки, подтверждающие их квалификацию, а грузовики и автобусы придется оборудовать спецприборами, позволяющими контролировать режимы езды и ограничивать скорость движения.
Чиновники Мининфраструктуры утверждают, что законопроект разработан во исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и предусматривает существенное усовершенствование механизмов государственного регулирования в сфере безопасности эксплуатации транспортных средств. Сейчас этот документ выставлен на официальном сайте ведомства для публичного обсуждения и все заинтересованные имеют возможность высказать свои замечания и предложения. «ФАКТЫ» разобрались в ключевых нововведениях и представляют своим читателям самые важные и интересные из них.
Проектом закона предлагается ввести два вида технических проверок:
Для разных типов транспорта законопроектом установлена своя периодичность проведения проверок на пригодность к эксплуатации (ПТПЭ).
Так, частные легковушки и легкие грузовики с максимальной массой до 3,5 тонны включительно должны проходить техосмотр через четыре года с даты первой регистрации, а затем каждые два года.
Такси, автобусы, микроавтобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы с максимальной массой более 3,5 тонны подлежат техосмотру через один год с даты первой регистрации, а затем ежегодно. Мотоциклы с двигателем объемом свыше 125 кубических сантиметров и максимальной скоростью свыше 45 километров в час — через два года с даты первой регистрации, а затем каждые два года.
Наряду с этим чиновники из Мининфраструктуры предлагают ввести норму о том, что независимо от даты проведения последнего обязательного техосмотра (ПТПЭ) эту процедуру необходимо будет пройти еще в ряде случаев:
Логика наших чиновников, мягко говоря, удивляет. Скажите, как изменяется техническое состояние транспорта в зависимости от смены собственника, перерегистрации техники или ее выезда за границу. И нужно ли понимать так, что за рубеж хотят выпускать только исправные автомобили после техосмотра, а по дорогам Украины допустимо ездить и не вполне пригодному транспорту. И не кроется ли за этими требованиями инициаторов законопроекта коррупционная составляющая? Ведь поводы для внеочередных прохождений техосмотра явно надуманные, чтобы лишний раз выудить дополнительные деньги у автовладельца. А ведь когда в 2011 году Украина отказалась от проведения обязательных техосмотров, это объявлялось как попытка уйти от коррупции, когда талоны просто покупались в Госавтоинспекции независимо от реального состояния машины. Техосмотр также обяжут проводить при импорте подержанного транспортного средства.
В законопроекте предусмотрены льготы для транспортных средств, которым не обязательно проходить проверку на пригодность к эксплуатации. В льготники попадают транспортные средства, развивающие скорость не более 25 километров в час; автомобили, изготовленные или впервые зарегистрированные более 30 лет назад, представляющие историческую ценность; спортивные авто; дипломатические машины; спецтранспорт, перевозящий оборудование цирков и аттракционов со скоростью не более 40 километров в час; транспортные средства с двигателями не более 125 кубических сантиметров; тракторы со скоростью не более 40 километров в час и другая сельхозтехника.
Наверняка автомобилистов в первую очередь волнует вопрос, что именно хотят проверять при проведении техосмотра. В законопроекте прописан перечень узлов, подлежащих проверке:
Также необходима идентификация транспортного средства, его составных частей, систем, в том числе установленного оборудования, других элементов в части, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.
Порядок проведения обязательного техосмотра и его объемы должен определить Кабинет министров Украины. Предполагается, что процедура будет выполняться в специальном сертифицированном пункте проверки, внесенном в реестр субъектов хозяйствования, уполномоченных МВД на проведение таких проверок. Сотрудники пункта — эксперты по проверке транспорта — должны будут подтверждать свою квалификацию раз в три года. На основании вывода эксперта может быть запрещена дальнейшая эксплуатация технически неисправных транспортных средств до тех пор, пока его владельцы не ликвидируют недочеты и не пройдут повторный осмотр. Штраф за эксплуатацию неисправного автомобиля составляет до 1700 гривен, а за повторное подобное нарушение владелец может быть лишен прав на срок от трех до шести месяцев. Все данные о пройденных техосмотрах будут храниться в единой базе МВД.
Документ Мининфраструктуры устаналивает, что во избежание конфликта интересов сертифицированные пункты проведения техосмотров не смогут заниматься ремонтом или техническим обслуживанием авто и не должны быть связаны с автодилерами, производителями или поставщиками автомобильных комплектующих, иметь связи с другими СТО. А зарплата эксперта не может зависеть от исхода проведенной экспертизы.
После проведения ПТПЭ владельцу транспортного средства выдадут свидетельство о пригодности транспортного средства к эксплуатации. В нем будут указаны конкретный пункт проведения техосмотра и данные эксперта, проводившего проверку, техническое состояние на момент проведения проверки, перечень выявленных неисправностей (при их наличии), конечные сроки их устранения и дата проведения следующего осмотра.
Расскажем подробнее и о новой для отечественных автомобилистов процедуре — придорожном осмотре транспортных средств. Законопроектом Мининфраструктуры предусмотрено, что такой проверке подлежит исключительно коммерческий транспорт, причем независимо от страны регистрации. Не только отечественные, но и машины иностранной регистрации, к примеру, фуры, автовозы и автобусы, заехавшие к нам из-за рубежа, могут быть остановлены на дороге и осмотрены.
Придорожный осмотр будет включать поверхностную и в определенных законодательством случаях углубленную проверку. Последняя процедура может проводиться на специальных оборудованных смотровых площадках или в сертифицированных пунктах ПТПЭ. Кроме того, придорожный осмотр отечественного коммерческого автотранспорта может проводиться вместе с его рейдовой проверкой на выезде с автопредприятия. (Кстати, в 2011 году, подобное предложение не нашло поддержки народных депутатов.)
Порядок проведения придорожного осмотра, установление ограничения или запрета эксплуатации, а также классификацию и процедуру оценки несоответствий должен определить Кабмин Украины.
Для повышения безопасности пассажирских и грузовых перевозок предлагается повысить требования к водителям-профессионалам и усилить контроль над их работой. Для этого, в частности, водителям придется проходить начальную и периодическую подготовку, получать свидетельство о профессиональной компетентности, подтверждающее соответствующую квалификацию водителя. Оно будет действительно в течение пяти лет. Это позволит исключить привычные на сегодня ситуации, когда пассажиров на маршрутах перевозят неопытные люди, ранее управлявшие грузовиками, сельхозтехникой
Помимо этого, для контроля над работой водителей-профессионалов собираются устанавливать в их транспорте тахографы — контрольные устройства, предназначенные для отображения записи, печати, хранения и регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме информации о движении грузовиков и автобусов, а также режимов труда и отдыха водителей.
Однако предусмотрены исключения. Не оборудоваться тахографами могут следующие коммерческие авто:
А коммерческий автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и крупных грузов, предлагают оборудовать устройствами для ограничения скорости.
За нарушение перечисленных требований и правил прохождения техосмотра предусмотрен целый ряд штрафов. В частности:
Прописаны в законопроекте и штрафы для автотранспортных организаций. Их предполагается накладывать в таких случаях:
В зависимости от вида коммерческого автотранспорта (грузовой или пассажирский) за перечисленные нарушения должностным лицам автотранспортной компании будет грозить от 680 до 1700 гривен штрафа, а за повторное нарушение в течение года — 4250 гривен.
Когда же нашим автомобилистам ожидать все эти нововведения? Сроки прописаны в законопроекте, который еще предстоит принять.
Так, в частности, коммерческий транспорт для перевозки пассажиров и грузов при выполнении внутренних рейсов уже должен быть оборудован аналоговыми или цифровыми тахографами.
А коммерческий транспорт для перевозки пассажиров и грузов при выполнении международных рейсов должен быть оборудован цифровыми тахографами и ограничителями скорости с 1 июля 2019 года, хотя дата принятия (или отклонения Верховной Радой) этого законопроекта даже не обсуждалась.
Коммерческий транспорт для перевозки пассажиров и грузов при выполнении внутренних рейсов должен быть оборудован ограничителями скорости с 1 января 2020 года. С той же даты водители коммерческих транспортных средств должны иметь свидетельство профкомпетентности при выполнении международных рейсов, а с 1 января 2022 года — при выполнении внутренних рейсов.
Что же касается сроков введения обязательного техосмотра транспорта, в законопроекте предусмотрено, что частным легковым автомобилям и мототехнике придется проходить его с 1 января 2022 года. Однако до этой даты техосмотр также необходимо будет пройти при регистрации/перерегистрации транспортного средства, при смене собственника, при изменении или модификации систем, при выезде транспортного средства за пределы Украины (до 1 января 2022 года — добровольно, а с 1 января 2022-го — в обязательном порядке).
В случае принятия законопроекта он вступит в силу на следующий день после его опубликования в официальных СМИ. При этом Кабмину отведено шесть месяцев для того, чтобы привести все свои нормативные акты в соответствие с принятым документом".
Правоохоронці викрили депутата Полтавської обласної ради, який замовив убивство місцевого фермера та громадського діяча. Посадовець хотів привласнити бізнес аграрія. Про це повідомили Служба безпеки України та Офіс генпрокурора, передають Патріоти Укр...
Кажуть «слуги», що вони дуже страждають, коли їх ображають. Особливо, коли стоїть завдання від Банкової: використати будь-що, аби зашкодити Порошенку. Сказав їм, що допомагати фронту – це не «перераховувати гроші волонтерам» з теплої зали, як вони хвал...