З архіву ПУ. Не шаблонний, не "совок". Дуже комплексував, що не зміг піти за старшими друзями на війну: До дня народження Леоніда Бикова

Щирий, людяний, справжній. Начальство кіностудії ім. Довженка терпіти не могло цього "маленького українця", котрий стрімголов помчав з успішного для себе Ленінграду до любої України, де судилося стати режисером одного фільму, котрий не можуть забути досі

Що відзначає щирого та талановитого українського митця серед багатонаціональної спільноти колег у минулому СРСР? – Це незбагнена поетика, помножена на безкінцеву людяність та щирість, котрі тривожать наші, українські, серця і через 40-50 років, зазначають Патріоти України. Биков став мабуть першою справжньою «ластівкою» після розстріляної Сталіним українського кінематографічного Відродження, спадкоємцем дивом вцілілого Олександра Довженка, котрий поряд з Юрієм Іллєнком відродив лірику української землі в радянському кінематографі. Вважається, що його з’їли радянські функціонери. – Перед щирими «хохлами», виявилися «беззубими» провідні у СРСР славнозвісні ленінградські партійці. Знищили у Києві, куди душа Маестро прагнула всі роки російського перебування. Пропонуємо ознайомитись з нарисов видання "АиФ в Украине". Далі мовою оригіналу.

С детства будущий культовый режиссер и актер Леонид Быков грезил о небе. Еще живя в селе Знаменка Донецкой области, Леонид Федорович посещал кружок дельтопланеризма, читал книги о летчиках, а в сочинениях неизменно выделял Чкалова, Серова, Ляпидевского. Именно в грезах о небе и прошло детство и юность Быкова.

Правда, летчиком он так и не стал. Родившись в конце 1928 года, во время Второй мировой войны, Леонид Быков был еще слишком юн для сражений. Тем не менее, дважды он пробует поступить в летное училище – в 1943 в Ойрот-Туре, и в 1945-ом, уже в Ленинграде. Там его взяли, но кончилась война, школу расформировали, а курсантов отправили по домам.
И вместо белого полотна неба пришлось осваивать белое полотно экрана.

На заре карьеры

Хочешь жить – умей вертеться!

Сцена и кино увлекали Леонида Быкова также, как и летное дело. Еще в школе, когда родители перебрались в Краматорск, Леонид Быков участвовал во всех концертах, был ведущим и запевалой, любил показать себя на сцене. Именно поэтому, не став летчиком, Быков решил попробовать свои силы в театральном.
Правда, в Киевский театральный институт он не поступил, но в 1947 году становится студентом Харьковского театрального института (Харьковский университет искусств им. Котляревского, который окончил в 1952 году. Уже с 1951 играет на сцене Харьковского государственного академического театра им. Шевченко (Березиль).
В театре Быков довольно быстро стал узнаваем, ведь он играл главную роль – Павку Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь» и в комедии «Улица Трех Соловьев, 17».

Дебют в кино

Там, где пехота не пройдёт и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползёт — и ничего с ним не случится!

Эту фразочку удалого парнишки Максима Перепелицы из одноименного фильма помнят многие. И Леонида Быкова – чернявого, молодого и такого же хулиганистого, помнят тоже. Фильм о недотепе, который перевоспитывается в армии, стал настоящим хитом – через год вышла комедия «Солдат Иван Бровкин», который впоследствии называли плагиатом на «Максима Перепелицу».
В общем, фильм о солдате для Леонида Быкова дебютом не был – дебют был в 1952 году, в картине «Судьба Марины» - там Быкову досталось несколько эпизодов. В фильм он попал, пройдя пробы на студии им. Довженко и уже после первой попытки режиссеры решили «придержать» карточку молодого актера, поскольку поверили в его талант.

В каком фильме Леонид Быков впервые примерил на себя образ военного?

«Вот выйдете вы из ЗАГСа, скажет она тебе: «Алле, Мокин!» — и будешь прыгать с тумбы на тумбу»

Мы его конечно, помним в форме летчика из «В бой идут одни старики». Кроме того, Быков был солдатом в фильме «Аты-баты, шли солдаты» и сыграл честного и доброго Алешина в сильно «зарезанном» фильме «Добровольцы».
Но на самом деле, военную форму – моряка, Леонид Быков впервые примерил в комедии «Укротительница тигров», где сыграл безответно влюбленного в главную героиню Петю Мокина. К слову, эта второстепенная роль стала для Быкова по-настоящему пробивной – именно после нее будущего режиссера пригласили на главную роль в комедии «Максим Перепелица».

Зачем Леонид Быков уехал в Ленинград?

После ошеломительного успеха «Максима Перепелицы» и следующего фильма – «Добровольцы», который полюбился зрителям, несмотря на сильно урезанный сценарий, в Харькове молодому таланту было уже тесно. Зрители все чаще кричали на сцене Быкову «Максим» или «Мокин!». В итоге, режиссер решает переехать в Ленинград по приглашению, где начинает работать на «Ленфильме» уже и в качестве режиссера.
На «Ленфильме» состоялся его дебют в виде короткометражки «Как веревочке не виться», знакомства с режиссерами, актерами и литераторами и… знаменитый, простодушный, искренний «Зайчик».

Слава и инфаркт

«Протянет этот зайчик месяц, не больше»

Да, увы, именно так и в таком порядке. Фильм «Зайчик» стал полноценным первым фильмом Леонида Быкова, который он режиссировал и где сыграл главную роль – Льва Зайчика, которому остается жить месяц. Зайчик решает храбро бороться с несправедливостью, выводить на чистую воду хамов и мошенников, помогать слабым, заступаться за ближних. Фильм – откровенная сатира и высмеивание чиновников, бюрократизм, глупость и некомпетентность, подвергся критике и купюрам. Для Быкова это был удар прямо в сердце – режиссер попал в больницу с инфарктом.

Почему Быкову не понравилось на киностудии им. Довженко?

В 1965 году, после небольшого перерыва и инфаркта, Леонида Быкова награждают званием Заслуженного артиста РСФСР. Режиссер поддается на уговоры начальства и друзей молодости и перебирается в Киев – на киностудию им. Довженко. Там ему обещают все, что угодно – отдельную мастерскую, свободный сценарий (то есть, по идеям режиссера), протекцию, ведущих артистов. Но всего этого Леонид Быков не получил. В конце концов, после года прений, компромисс все же был достигнут – режиссеру дали больше свободы, и Быков остался работать на Довженко.

Как появился главный фильм?

«Маэстро, будем жить!»

«В бой идут одни старики» - величайший фильм в истории СССР и украинского кино, в частности. Это факт, который следует признать. Леонид Быков вместе с Евгением Оноприенко создавал сценарий фильма более пяти лет. Еще более трудно он шел в комиссии – там не хотели давать «добро» на съемки «не героического» фильма о войне.
После 6 лет споров, уговоров, купюр, переписываний и нервов, фильм все-таки, как говорят, «пошел». Леонид Быков создал по-настоящему реалистичный фильм о войне и летчиках – в кадрах мелькают настоящие самолеты, он сам садится за штурвал, в написании сценария участвовал целый совет ветеранов, а все герои фильма имели реальные прототипы из жизни.

Как Быков актера и песню отстоял

«Нет, воздух-то другой! А небо – голубее! И земля зеленее! Как же вы все-таки не заметили? Мы сегодня над моей родной Украиной дрались!»

В фильме роль Макарыча – верного помощника и механика «Поющей эскадрильи», исполнил Алексей Смирнов. При этом, актера долгое время не хотели утверждать киноначальники – «у него тупое лицо! Ни за что!». Быков тогда очень обиделся, заявив, что Алексей Смирнов – кавалер Ордена Славы, у него пять наград и он дошел до Берлина, поэтому если его не будет в фильме, то и фильма, соответственно, тоже. В итоге, Макарыча оставили и потом даже награду дали за фильм.
В фильме о войне очень много поют. И поют даже после того, как товарищи летчиков не возвращаются из вылетов. Это была вторая претензия начальников с киностудии к Быкову. В итоге, режиссер согласился сократить количество песен (полноценно в фильме звучит «Смуглянка», «За себя и за того парня», «Ніч яка місячна»). Кстати, именно эта уступка сохранила в фильме украинские песни - «Ніч яка місячна» и «Ой в лузі червона калина». Быков включил песню в состав фильма, совершенно не зная о том, что она является гимном ОУН.

«Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока»

После «В бой идут одни старики» слава не принесла режиссеру облегчения – остальные его фильмы – «Аты-баты, шли солдаты», шли в производство туго, а картина «Пришелец» - фантасмагория и сатира, и вовсе «легла на полку» навсегда. Здоровье Леонида Быкова было подорвано вторым инфарктом на съемках «Солдат», депрессией из-за трудностей договора с начальниками кино, постоянными придирками и запретами руководства. В итоге, в период между 1976 и 1979 годами, Леонид Быков написал свое завещание:

«Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока…»

Актера и режиссера не стало 11 апреля 1979 года, он погиб в автокатастрофе.

Уряд продовжив на місяць відстрочки від призову працівників підприємств: Що це означає

вівторок, 7 травень 2024, 16:52

У вівторок, 7 травня, Кабінет Міністрів ухвалив рішення продовжити на місяць термін дії чинних відстрочок від призову на військову службу під час мобілізації працівників підприємств. Про це йдеться на сайті Міністерства економіки України, передають Пат...

Мобілізація в Україні по-новому: Експерт назвав ймовірну кількість чоловіків, яких призвуть

вівторок, 7 травень 2024, 16:26

В Україні можуть мобілізувати кожного 10-го чоловіка відповідного віку. Таке припущення в коментарі для ТСН висловив колишній речник Генштабу ЗСУ, військовий експерт Владислав Селезньов, передають Патріоти України. "Є оціночні судження, що в Україні мо...