Без аннексии Крыма Киев так и не решился бы на интеграцию с НАТО, стараясь сидеть на двух стульях - Казарін

Ніхто не знає кордонів рішучості, з якою нинішній Кремль буде відстоювати те, що вважає зоною своїх стратегічних інтересів. Український досвід зробив Москву ще жорстокішою.

Анексія Криму. Ілюстрація:Дзеркало тижня

"Легко из настоящего судить прошлое. Вдобавок это занятие бессмысленное и неблагодарное - в прошлом нет нас нынешних, и некому стелить ту солому, которая затем позволит не набить синяки." Про це пише журналіст, оглядач Павло Казарін на сайті Новое время, передають Патріоти України, продовжуючи:

Несложно из 2017-го говорить о том, что евроинтеграция и сближение с НАТО должны были наступить сразу после развала СССР. Но все это стало возможно лишь после оккупации Крыма

Я помню, как коллеги из Польши рассказывали о том, в чем разница между польским и украинским довоенным отношением к России. Они говорили, что все дело в понимании нормы. В представлении поляков, Россия образца 1991-2013 была девиантной по отношению к самой себе.

Что ее постперестроечная относительная миролюбивость воспринималась в Варшаве как исключение, как окно возможностей для проведения реформ и вступления в североатлантический альянс. Польские коллеги говорили, что не питали особых иллюзий и понимали, что рано или поздно Москва вернется к идее имперского реванша, а потому нужно максимально использовать то время, пока она находится в состоянии «грогги».

А Украина была убеждена, что эта новая Россия будет всегда. Что девиантность - это ее имперское прошлое, которое кануло в небытие. И потому у Киева не было ощущения, что первое постперестроечное десятилетие похоже на песок возможностей, утекающий сквозь пальцы. Блаженная иллюзия, что потолок притязаний Кремля - это торги о цене на газ.

За эту иллюзию Украине пришлось заплатить высокую цену. Собственно, мы и сейчас продолжаем ее платить - изо дня в день: жизнями солдат на Донбассе и судьбами политзаключенных, которых в Крыму сажают в тюрьмы.

Украинские иллюзии «девяностых» в чем-то похожи на те, что одолевают современную Беларусь. Ту самую, что до сих пор живет в формате 1989 года только «с сорока сортами колбасы» в магазинах. В Беларуси до сих пор не случились свои «девяностые», когда государственная монополия дает трещину. Эта страна замерла в историческом безвременье, продолжая не отдавать себе отчет, где заканчиваются границы ее национального суверенитета и нужны ли ей эти границы вообще.

Она ведь тоже не имеет картинки желаемого будущего. Вместо этого у нее есть стремление к максимальной консервации настоящего. Но в том и штука, что вся нынешняя парадигма существования Минска возможна лишь за счет российского бюджета. Как только ресурсы закончатся - произойдет то же, что три года назад случилось с Киевом.

Потому что историю обмануть не получается: консервация неэффективности возможна лишь за чей-то счет. Когда ресурсы для обмана исторической логики иссякают - наступает период протрезвления. Который обязательно сопровождается поиском альтернатив. А единственная альтернатива для Беларуси может быть в смене геополитической орбиты, чего Москва попытается не допустить любой ценой.

Никто не знает границ решимости, с которой нынешний Кремль будет отстаивать то, что считает зоной своих стратегических интересов. Украинский опыт лишь ожесточил Москву - и нет никаких оснований думать, что РФ будет лояльна к государству, которое воспринимает как набор своих западных областей. Вполне может случиться так, что за свою эмансипацию Беларуси придется платить по двойному тарифу.

У истории есть чувство юмора и его сложно назвать добрым. Москва любит повторять, что захват полуострова избавил Севастополь от швартовки кораблей НАТО. Но в том и штука, что без аннексии Крыма Киев так и не решился бы на североатлантическую интеграцию. Он постарался бы сохранить практику сидения на двух стульях - равно как и экономические связи с РФ. Тем более, что по степени взаимной интегрированности экономики двух стран напоминали сиамских близнецов. На операцию по их разделению Киев решился лишь после вторжения РФ.

И каждый новый шаг в процессе смены Украиной орбиты - от Ассоциации с ЕС до безвиза - это итоги аннексии. И если корабли НАТО и впрямь когда-то доберутся до севастопольских причалов - это тоже будет лишь еще одним итогом всей той операции по смене флагов, которую Москва затеяла в феврале 2014 года. "Совпадение? Не думаю".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

GAME OF CHICKEN / ГРА В БОЯГУЗА

четвер, 21 листопад 2024, 22:25

Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...

Геополітичні "наперстки" Байдена-Трампа: Зеленський у грі, - Голобуцький

четвер, 21 листопад 2024, 22:04

"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...