"На днях правительство назначило новых руководителей двух крупнейших госпредприятий. Войцех Бальчун возглавит "Укрзализныцю", Игорь Смелянский - "Укрпочту". Оба прошли сито честного конкурсного отбора, и результат не разочаровал. Войцех - молодой, но очень успешный руководитель ряда крупнейших польских предприятий, в том числе железнодорожной РКР Cargo, которую он вывел из убытков в $26 млн, и достиг доходности в $130 млн. Игорь - выходец из KPMG и Boston Consulting Group с многолетним опытом в управленческом и финансовом консалтинге", - написав Айварас Абромавічус у своєму блозі на НВ, передають Патріоти України.
Эти назначения - большой успех и шанс, что одни из самых больших украинских компаний наконец станут активно развиваться. Конкурсы по назначению руководителей заработали, и финалисты получаются уже совсем нового качества. Главный фактор для привлечения профессионалов высшей категории - рыночные зарплаты. Новый руководитель в УЗ может стоить порядка 22 млн грн в год, в "Укрпочте" - 16 млн грн. Но они получат эти деньги только в том случае, если сама компания начнет работать эффективно, а руководитель покажет конкретный результат - 75% этих сумм приходится на бонусы.
Деньги немалые, по нашим меркам, но по-другому никак. Неужели мы тешим себя иллюзией, что руководитель компании с миллиардным оборотом будет работать за официальные 10-20 тыс грн в месяц, не красть и защищать интересы государства? Управленец все равно будет стремиться получить больше - но уже другими способами, а его главной задачей станет защита интересов того, кто ему доплачивает.
Маленькие зарплаты в обмен на большую коррупцию мы уже проходили - убытки госкомпаний в 2014 году составили 117 млрд грн, что не мешало их руководителям уезжать с работы на дорогих машинах. Эти 117 млрд гражданам пришлось компенсировать из собственного кармана - бюджета страны.
Профессиональный топ-менеджер стоит дорого, особенно, если нужны антикризисные меры, особенно если нужно разгребать авгиевы конюшни, которые представляют собой многие госкомпании. Если мы хотим увидеть новые поезда и отремонтированные вокзалы, обновленные отделения почты и современный почтовый сервис - мы должны нанять профессионалов из частного сектора, которые смогут управлять нашими госкомпаниями, как и любым другим бизнесом - эффективно.
Талант стоит дорого, а менеджерский талант имеет свою конкретную цену, выраженную в экономическом эффекте от управленца. В этом смысле пример новой команды в "Укргаздобыче" показателен. За 10 месяцев новая команда сэкономила 920 млн.грн. на закупках и заработала дополнительно 550 млн грн за счет прозрачной реализации продукции.
Эти деньги остались у компании, а не попали в карманы тех, кто ранее "зарабатывал" на этом потоке. Конечно, такие действия не устраивают коррупционеров, которые хотят откатить всё назад и перенаправить финансовые потоки компании себе в карман. Они, в том числе, критикуют директора Прохоренко за зарплату в миллион, но даже по состоянию на сейчас его компенсация составляет меньше 1% от того, что он уже сделал для компании.
Примерно то же может ожидать и новых руководителей "Укрзализныци" и "Укрпочты", и, кажется, они отдают себе отчет, что их задача не только повысить операционную эффективность. В первую очередь они столкнутся с проблемой коррупции. Суровая правда жизни такова, что каждое госпредприятие имело сменяемую элиту, которая как прибой, на регулярной основе обновляла коррумпированные верхние этажи. Средние уровни получали доплаты в конвертах за молчание, а нижние - воровали что могли. И это устраивало всех участвующих. Система будет сопротивляться, но ее нужно сломать. Иначе - никак.
Суть реформы зарплат в госкомпаниях в том, чтобы уйти от популизма низких окладов и начать измерять компенсацию руководителя, исходя из конкретных цифр экономического эффекта. Заработал для компании - получил для себя.
А ведь в государственных органах система работает почти так же! Сократив количество сотрудников Минэкономразвития на 50% и подняв зарплаты в 2 раза, у нас получилось хоть как-то замотивировать и привлечь новых сотрудников с высокой квалификацией, западными дипломами и знанием языков, а главное - поддерживать нулевую толерантность к коррупции. Государственная машина принимает решения, касающиеся миллионов людей, и мы должны иметь возможность привлечь туда лучших из лучших.
Сейчас задача общества помочь новым руководителям госкомпаний сломать эту старую систему. Мы должны поддерживать принцип максимальной конкурентности и рыночности в оплате труда менеджеров, управляющих нашей собственностью, но никто не собирается "дарить" им их зарплаты. Наша задача: следить, чтобы менеджеры не просто получали деньги, а зарабатывали каждую гривну.
В прежней системе менеджеров госкомпаний можно было "покупать" оптом, но потом "экономия" на их зарплатах дорого обходилась и государству и обществу. Государство конкурирует за талант с коммерческим сектором, и если мы хотим, чтобы самые важные для страны компании управлялись в наших интересах, мы должны быть готовы оплачивать этот труд.
Військові КНДР вже перебувають в окупованому Маріуполі та на захоплених росіянами територіях Харківської області. Про це повідомляє CNN із посиланням на джерело в СБУ, передають Патріоти України. За словами співрозмовника, до Маріуполя прибули "технічн...
"Друзі мої, маю багато запитань щодо крайнього ворожого удару по Дніпру балістичною ракетою середньої дальності. Відповідаю: головне – не панікувати, а далі кожен на своєму місці боротися за Україну", - пише лідер українських добровольців Дмитро Ярош н...