"Министр иностранных дел Сербии и сам не понимает, какой ящик Пандоры он решил открыть", - Портніков

Якщо в Сербії визнають, що Косово - більше не сербське, то на наступний день може виявитися, що Абхазія - більше не грузинська, Крим і Донбас - більше не українські, Придністров'я - більше не молдавське і так далі.

Івіца Дачич. Фото: РИА Новости.

"Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич предложил новый план урегулирования косовского кризиса. В пространной статье, опубликованной в белградской газете «Новости», глава сербского внешнеполитического ведомства фактически признал полное поражение в борьбе с непризнанием независимости Косово", - пише оглядач Віталій Портніков у статті для "Крим. Реалії", передають Патріоти України, та продовжує:

"В обмен на это признание сербский политик предлагает Приштине передать под контроль Белграда населенные сербами территории Республики Косово, а для оставшихся в стране сербов создать широкую автономию и предоставить фактическую независимость православным монастырям, находящимся на косовской территории, – по образцу монашеской державы на Афоне.

Понятно, что такого рода инициативы в Приштине воспримут не иначе как покушение на территориальную целостность Косово. Министр иностранных дел Республики Косово Энвер Ходжай назвал свою страну «многонациональной демократией с международно признанными границами» и назвал идеи относительно изменения границ «опасными и неприемлемыми». Однако это только начало дискуссии. Самое главное в предложениях Дачича – это готовность признать свершившийся факт изменения государственных границ Сербии.

В 1975 году, после подписания Заключительного акта совещания в Хельсинки, границы на европейском континенте были окончательно зафиксированы. По сути, они оставались такими на протяжении нескольких десятилетий. Даже когда происходил распад Советского Союза, Югославии и Чехословакии, разделение происходило по границам союзных республик – то есть по границам формально провозглашенных государств, объединившихся в союзы федеративного или конфедеративного типа. В правомерности такой постановки вопроса убеждало хотя бы присутствие Украинской ССР и Белорусской ССР в ООН наряду с «настоящими» государствами – то есть в государственном статусе собственных союзных республик не сомневалось даже руководство СССР.

Это незыблемое правило с 1975 года было нарушено лишь несколько раз. Это независимость Косово – до провозглашения суверенитета автономного края в составе Сербии. Это независимость Абхазии и Южной Осетии – автономий в составе Грузии. Независимость Приднестровья – до провозглашения суверенитета это были обычные районы Республики Молдова. Независимость Нагорного Карабаха – автономной области в составе Азербайджана. Это оккупированные Москвой «народные республики» украинского Донбасса.

И, наконец, самое вопиющее – аннексия Крыма, когда находившуюся в составе Украины автономию с помощью военной силы включили в состав другого государства, России. Из всех этих случаев только один – независимость Косова – инициирован Западом и прошел экспертизу Международного суда ООН. Но при этом остается немало государств, не признающих косовский суверенитет и считающих его опасным прецедентом для будущего миропорядка. Среди этих государств отнюдь не только Сербия. И не только Россия и ее сателлиты. Но и такие европейские демократии, как, например, Испания или Украина – каждая, разумеется, по своим причинам.

Так вот, если сербский план урегулирования ситуации с Косово в том или ином виде заработает, это станет самым серьезным прецедентом с точки зрения изменения подходов к международному праву. В свое время именно провозглашение независимости Косово дало Кремлю возможность – пусть и облыжно – ссылаться на этот прецедент для признания «независимости» грузинских автономий. А урегулирование ситуации вокруг Косово может позволить согласиться с самой возможностью изменения государственных границ с точки зрения логики свершившегося факта. Потребуется лишь переговорный процесс – но его результатом станет не сам факт возвращения территории стране, от которой ее оттяпали, а некий компромисс.

Проще говоря, если в Сербии признают, что Косово – больше не сербское, то на следующий день может оказаться, что Абхазия – больше не грузинская, Крым и Донбасс – больше не украинские, Приднестровье – больше не молдавское и так далее. На смену формуле территориальной целостности придет формула взаимного согласия – что откроет путь постоянного передела границ с последующим признанием этого передела международным сообществом. Министр иностранных дел Сербии, похоже, и сам не очень понимает, какой ящик Пандоры он решил открыть".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Шашлики 2.0": Урядовий квартал утік, а як щодо попереджень для решти? - Зоя Казанжи

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:46

"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...

Аналітики The Financial Times підрахували реальний мобілізаційний резерв України

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:19

Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...