Колишня журналістка, нардеп від Блоку Порошенко Ольга Червакова увечері 12 липня заявила, що Верховна Рада збирається "зробити нову спробу наступу на свободу слова". Так вона охарактеризувала законопроекти №6688 про "протидію загрозам національній безпеці в інформаційній сфері" і №2126а - "Про основи забезпечення кібербезпеки України". Червакова впевнена, що прийняття цих документів буде означати введення цензури в країні і обмеження вільного доступу до інформації. З нею згодні в Національній спілці журналістів, "Інституті масової інформації" та "Інтернет-асоціації України". "ГОРДОН" коротко розповідає про ці законопроекти. Патріоти України пропонують вам ознайомитися із матеріалами статті мовою оригіналу.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что главная его цель – "создание действенных механизмов, направленных на оперативное выявление, реагирование, предупреждение, предотвращение, нейтрализацию киберугроз, кибератак и киберпреступлений, ликвидацию их последствий и возобновление стабильности и надежности функционирования коммуникационных, технологичных систем".
Для этого авторы предлагают дать Службе безопасности Украины право обеспечивать блокировку интернет-ресурсов, которые представляют киберугрозу. В том числе, право временно блокировать сайты без решения суда (по действующему законодательству, без санкции суда заблокировать интернет-ресурс нельзя).
В конце мая этого года в сеть попал проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно имплементации отдельных норм Конвенции о кибербезопасности". В нем тоже говорилось о досудебной блокировке сайтов (подробнее об этом документе можно прочесть в нашем материале). В проекте Винника-Тымчука-Черновол, кроме судьи, право принимать решение о блокировке сайтов получают прокуроры, следователи и Совет национальной безопасности и обороны.
Обязанность обеспечить блокировку авторы предлагают возложить на провайдеров. Они же за собственный счет должны будут установить оборудование, необходимое для блокирования доступа к сайтам. Также документом вводится понятие "технологического терроризма".
"Технологический терроризм – преступления, совершаемые с террористической целью с применением ядерного, химического, бактериологического (биологического) и другого оружия массового поражения или его компонентов […], которые прямо или косвенно создали или угрожают возникновением угрозы чрезвычайной ситуации […] и/или направлены […] на оказание воздействия на принятие решений или совершения или несовершения действий органами государственной власти или органами местного самоуправления".
"Очевидно, что со вступлением в силу данного закона "технологическими террористами" станут Найем (народный депутат от Блока Порошенко, бывший журналист Мустафа Найем. – Ред.), Лещенко (народный депутат от Блока Порошенко, бывший журналист Сергей Лещенко. – Ред.) и все, кто завтра выйдет требовать отмены депутатского иммунитета под Верховную Раду. Потому что они будут осуществлять влияние на орган государственной власти", – уверена Червакова.
Она также заявила, что "террористами" станут и активисты, "которые пикетируют сессии своих местных советов с требованием не раздавать в частные руки рекреационные леса", потому что "влияют на органы местного самоуправления".
В совместном заявлении журналистских общественных организаций отмечается, что законопроект №6688 и законопроект №6676 (его 10 июля внес нардеп Винник) "ставят под угрозу свободное развитие интернета в Украине и создают угрозу внесудебного блокирования интернет-ресурсов".
"В условиях военного конфликта государство имеет право накладывать определенные ограничения на свободу интернета для безопасности страны. Но, предлагая законопроекты №6676 и №6688, народные депутаты перенимают методы и подходы агрессора – Российской Федерации – относительно регулирования интернета. Внедрение предложенных норм может привести к сворачиванию прав и свобод граждан и преследованию политических оппонентов безотносительно защиты безопасности страны", – уверены подписанты заявления.
Представители Национального союза журналистов Украины, "Института массовой информации", "Интерньюз-Украина", "Детектор медиа" и "Информационной безопасности" призвали авторов отозвать эти проекты законов, а если они все же будут приняты, попросили президента применить право вето.
В открытом письме "Интернет-ассоциации Украины" отмечается, что авторы "наследуют "лучший опыт" КНДР, Ирана и РФ, полностью игнорируя опыт демократических стран, в том числе тех, которые пребывают в состоянии войны (например, Израиля)". В ассоциации подчеркивают: полностью заблокировать сайт в интернете невозможно (обойти блокировки можно, например, с помощью анонимайзеров или VPN), и принятие этих документов лишь втянет Украину "в бессмысленные гонки между контролирующими органами и бизнесом".
При этом один из авторов законопроект №6688, нардеп от "Народного фронта" Дмитрий Тымчук уверен, что резонанс вокруг этого документа "раздувают работники IT-сферы", потому что компаниям придется покупать оборудование для блокировки сайтов за свои деньги.
"Есть всего два варианта – либо это оборудование покупают провайдеры, либо государство. Брать деньги из бюджета – это значит забрать их у учителей и врачей. Никакой борьбы за свободу слова нет. Идет борьба за возложение расходов IT-компаний на госбюджет", – заявил он в комментарии "ГОРДОНу".
Тымчук также уверен, что "люди, которые утверждают, будто этот законопроект ущемляет свободу слова, не акцентируют внимание на том, в чем заключается их истинный интерес". "На самом деле нужно внести лишь одну небольшую правку: чтобы оборудование, необходимое для выполнения этого закона, закупалось не за деньги операторов и провайдеров, а за государственный счет. И все претензии сразу исчезнут", – отметил Тымчук.
Ольга Червакова писала, что законопроект №6688 могут внести в повестку дня парламента уже 13 июля, но этого не произошло: за проголосовали лишь 158 депутатов при минимально необходимых 226 голосах. Корреспондент "Репортеров без границ" в Украине Оксана Романюк считает, что Рада может вернуться к рассмотрению документа уже осенью. Также Червакова обратила внимание на законопроект №2126а "Об основах обеспечения кибербезопасности Украины".
Червакова отмечает, что при подготовке к повторному второму чтению нардеп из фракции "Народного фронта" Руслан Лукьянчук предложил внести поправку в переходные положения, дополнив закон "Об информации" понятием "технологическая информация" (это поправка №186, она учтена профильным комитетом).
"Технологическая информация – это документированные ведомости о составе, количественных и качественных показателях, особенностях технологических процессов, которые применяются для управления объектами производственного и непроизводственного значения в разных отраслях хозяйства […], а также данные автоматизированных систем управления указанными объектами и систем управления технологическими процессами на таких объектах".
В соответствии с поправкой, государство вправе засекретить технологическую информацию. Червакова отмечает, что "в случае принятия законопроекта с поправкой Лукьянчука закону о доступе к информации хана".
"Собственно, мы вернемся во времена КПСС, когда информация об опасности Чернобыльской катастрофы была засекречена как технологическая", – заявила она. Вечером 13 июля документ должен был пройти повторное второе чтение в сессионном зале парламента, но для этого не хватило голосов.
Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...
"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...