Напередодні 2017 року в українському уряді згадали про користь протекціонізму. 28 грудня Кабінет міністрів затвердив порядок застосування спеціальних мит на імпорт автомобілів з країн Європейського Союзу. Замість передбаченого умовами Угоди про асоціацію України і ЄС зниження ввізних мит уряд пропонує законсервувати 10-відсоткове мито на автоімпорт з Євросоюзу. За логікою Мінекономрозвитку (МЕРТ), яке ініціювало це рішення, спеціальне загороджувальне мито допоможе відродити ті, що простоюють, українські автозаводи і завантажити їх конвеєри. ЛІГА.net розбиралася, що несе це рішення для українського авторинку, як зміняться ціни на нові автомобілі і як мита можуть допомогти ЗАЗу Таріела Васадзе, та Богдану Олега Гладковського випускати автомобілі європейського рівня. Про це повідомляють Патріоти України.
"Что предлагается
По условиям соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, пошлины на импорт новых автомобилей из стран Евросоюза поэтапно снижаются в течение 10 лет. В 2026 году ставка ввозной пошлины должна опуститься до 0%.
В 2016 году ввозная пошлина на новые европейские автомобили колебалась от 5% (на авто с большим объемом двигателя) до 9,1% (на массовый сегмент). В 2017 году пошлины на большинство машин должны снизиться до 7,5%-8,2%.
В соглашении о ЗСТ с ЕС оговорено, что суммарная ставка ввозной и специальной пошлины при импорте авто не должна превышать 10%. Это значит, что для автомобилей со ставкой пошлины 8,2% спецпошлина может составить не более 1,8%, для авто со ставкой 5% не должна превышать 5%.
Предложенный МЭРТ порядок определения спецпошлин на легковые авто из ЕС позволит установить единую ставку 10%для всех категорий легковых автомобилей, поставляемых из ЕС.
Украина имеет право продлевать специальную дополнительную пошлину в течение 15 лет. Полномочия по принятию решений о специальных мерах Кабмин делегировал Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ).
Условия для пошлины
В разъяснении МЭРТ к решению Кабмина говорится, что специальные меры могут применяться в случае выполнения трех условий:
1) в Украину в течение года ввезут более 45 000 легковых автомобилей происхождением из ЕС, а доля на внутреннем рынке таких авто составляет более 20% (с постепенным увеличением до 25%);
2) совокупный объем импорта легковых авто происхождением из ЕС в Украину в течение последнего года превысит предельный объем всех первичных регистраций легковых автомобилей в стране за тот же период;
3) причиняется значительный ущерб национальной промышленности.
По данным МЭРТ, в 2015 году в Украину импортировали 38 900 авто происхождением из стран ЕС, а за 9 месяцев 2016 года - 30 600. "Таким образом, если к сентябрю 2017 года, например, количество импортируемых в Украину легковых автомобилей достигнет 45 000 единиц и при этом будут соблюдены другие требования, после консультаций с ЕС Украина сможет поднять ставку ввозной пошлины до 10%", - отметили в пресс-службе МЭРТ.
Шансы на повышение
По данным ассоциации Укравтопром, в 2016 году в Украине продали и поставили на учет МВД 65 562 новых машин. Украинские автозаводы за этот период выпустили 3 800 легковушек (Еврокар произвел 3 437 автомобилей, ЗАЗ - 363 единицы, Богдан автомобили не выпускал).
Точное количество автомобилей, которые поступили с европейских заводов, пока неизвестно. "В ЕС выпускают не только европейские марки, но и корейские, японские и т.д. В Украину одну и ту же модель могут поставлять как с европейского завода, так и с азиатского. Однозначно ответить, сколько авто поступило из ЕС, невозможно, нужно видеть сертификаты происхождения", - объясняет гендиректор консалтингового агентства Аuto-Сonsulting Олег Омельницкий.
По оценкам участников рынка, вероятность того, что импорт легковых автомобилей происхождением из ЕС в 2016 году превысил 45 000 единиц, очень высока. Скорее всего, два других условия, задекларированных МЭРТ, также будут соблюдены: на долю авто из Европы приходится свыше 50% авторынка, более того, импорт из ЕС в разы превышает объемы национального производства.
Вне закона?
Утверждение Кабмином порядка введения спецпошлины на импортные автомобили из ЕС противоречит украинскому законодательству, уверены во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). У правительства нет полномочий давать МКМТ право устанавливать дополнительные спецпошлины на авто из ЕС, говорит глава ВААИД Олег Назаренко. Такими полномочиями может наделить исключительно Верховная Рада, а не Кабмин, считает он.
"Пока не будет соответствующего закона парламента, все решения МКМТ относительно авто из ЕС и введения в отношении импортных авто дополнительной спецпошлины не будут действовать. Если все же МКМТ введет дополнительные спецпошлины на импортные авто, я не исключаю нашего обращения в суд", - говорит Назаренко.
Чего ждет рынок
Председатель правления Рено Украина Яна Миненко: "Несмотря на то что постановление Кабинета министров в первую очередь направлено на защиту локальных производителей, мы считаем, что вряд ли данная мера послужит реальной защитой для украинского производства. Увеличение стоимости импортных автомобилей будет несущественным и значительного влияния на рынок новых авто не окажет. Данная инициатива идет вразрез с ранее объявленными инициативами по снижению акцизов на б/у авто, цель которых - сделать автомобили доступными для граждан".
Директор Пежо Ситроен Украина Виктор Кордилевский: "В 2016 году украинский рынок автомобилей только начал показывать рост после затяжного падения и "антирекорда" в 51 000 автомобилей в 2015 году. На восстановление рынка понадобится не один год. Применение специальных пошлин на импорт новых автомобилей производства стран ЕС может крайне отрицательно сказаться на рынке, продлив его стагнацию.
В случае дальнейшей положительной динамики украинского рынка новых автомобилей действительно есть вероятность, что одно из условий введения пошлин будет достигнуто. Однако мы надеемся, что применяться они не будут. Ведь такие меры могут ударить по карману украинцев среднего класса, так как увеличение цен на авто в первую очередь ляжет именно на их плечи".
Пресс-служба корпорации Укравто: "Сниженная пошлина на импорт автомобилей из ЕС применяется только к автомобилям, имеющим сертификат формы EUR-1, которым сопровождаются отгрузки далеко не всех автомобилей, производимых на территории Евросоюза. В 2016 году ощутимых изменений на автомобильном рынке благодаря снижению таможенной пошлины на часть европейских автомобилей на 0,9% отмечено не было. В этом контексте нет смысла говорить и об изменениях на авторынке в случае возврата к ставке пошлины 10%".
Поки живі окупанти на півночі Харківщини нажахані втратами своїх військ і сприймають поранення та евакуацію з полю бою як щасливий квиток, єдина можливість ще пожити, зазначають Патріоти України. Ось який матеріал з цього приводу знайшов та переказав Ю...
Православне свято 22 листопада за новим календарем (5 грудня за старим) - день пам'яті святителя Прокопія, який володів даром чудотворення і привів у християнську віру чимало людей (У народі - Прокоп'єв день, - Патріоти України). Українські віряни тако...