На пероні стоїть молодий чоловік в окулярах, він тримає на руках малюка років п'яти. Поруч з ним - сумна дівчинка постарше, біля їхніх ніг - велика стара фанерна валіза з оббитими залізом кутами. Вони чекають потяг, який відвезе дітей у далеку країну - від смерті, що неминуча для них на батьківщині. Так виглядає пам'ятник, встановлений на Головному вокзалі Праги серу Ніколасу Вінтону. Ця людина зуміла напередодні Другої світової війни евакуювати з вже окупованої нацистами Праги сотні єврейських дітей - і тим самим врятувати їх від загибелі в концтаборах. У січні 2016 року виповнилося півроку, як Ніколас Вінтон помер у Великобританії у віці 106 років. Про це повідомляють Патріоти України з посиланням на Обозреватель.
Все началось в декабре 1938 года, когда от своего британского приятеля, работавшего тогда в Праге, Николас Уинтон узнал об опасности, которая угрожала еврейскому населению Чехословакии. (Нацистская Германия по условиям Мюнхенского договора уже отобрала у этой страны Судеты, но до полной оккупации оставалось еще несколько месяцев). Уинтон решил помочь и отправился в Прагу, где с помощью друзей открыл маленький офис, собиравший заявки семей, которые хотели бы отправить своих детей за границу.
Затем он создал организацию под названием "Британский комитет по делам беженцев из Чехословакии – детская секция", чтобы договориться с британскими властями о перевозке детей и размещении их в приемных семьях. Организация была почти фиктивной: кроме самого Уинтона, в ней работали его мать, секретарша и пара добровольных помощников из числа его друзей. При этом сам Николас продолжал работать на бирже, зарабатывая на жизнь – и на свою новую деятельность, занимавшую все больше времени.
В тот момент в Европе действовала организация Kindertransport, занимавшаяся вывозом в Британию еврейских детей из Германии и Австрии, однако на умиравшую Чехословакию ее деятельность тогда не распространялась. Так что Уинтон действовал почти в одиночку. Размещая объявления в газетах, он нашел сотни британских семей, готовых принять у себя детей из "далекой страны, о которой мы ничего не знаем", как однажды выразился о Чехословакии подписавший Мюнхенское соглашение премьер-министр Невилл Чемберлен.
Власти согласились дать детям въездные визы при условии, что они будут размещены в британских семьях, а на специальный счет за каждого из них внесут 50 фунтов на предполагавшийся обратный путь. (По тем временам это была весьма солидная сумма). Первый поезд с детьми отправился из Праги 14 марта 1939 года. На следующий день по приказу Гитлера немецкие войска оккупировали Чехию.
Тем не менее, поезда продолжали идти. Уинтону и его помощникам удалось договориться с оккупационной администрацией: Гитлер еще не выдвинул программу "окончательного решения еврейского вопроса", чудовищная машина холокоста лишь набирала обороты, и некоторые нацисты были не против того, чтобы "нежелательные элементы" просто покинули оккупированную Германией территорию. В течение весны и лета 1939 года еще несколько сотен детей были доставлены в Британию. Кстати, мало кто из них знал о том, кто именно стоит за операцией по их спасению.
О существовании "Никки", как они потом его называли, большинство "детей Уинтона" узнали лишь десятки лет спустя – он координировал эвакуацию детей, по большей части находясь в Лондоне, и собственную роль никак не афишировал. В 90-е годы одна из эвакуированных девочек, к тому времени давно ставшая бабушкой, подарила сэру Николасу кольцо с выгравированным на нем изречением: "Спасая одну жизнь, ты спасаешь весь мир". Уинтон спас 669 жизней. Если приплюсовать к ним их детей и внуков, которые не родились бы, не будь акции Николаса Уинтона, то их сейчас около 6 тысяч.
Спасенных могло бы быть и больше: поезд с самой большой группой детей – 250 человек – должен был выехать из Праги 1 сентября 1939 года. Но в тот день началась Вторая мировая война, и нацистский рейх закрыл границы. Николас Уинтон позднее вспоминал: "Через несколько часов после объявления о начале войны поезд отменили. Никого из 250 детей, которые должны были тогда уехать, позднее найти не удалось. 250 приемных родителей напрасно ждали их тогда целый день на вокзале в Ливерпуле. Всего лишь днем раньше поезд бы проехал.
Это одно из самых тяжелых моих воспоминаний". В 2009 году, ровно через 70 лет с того момента, когда из Праги так и не уехал последний из "поездов Уинтона", с Главного вокзала отправился мемориальный состав – в нем ехали несколько десятков спасенных им детей. Сэр Николас, которому в тот год исполнилось сто лет, встречал этот поезд в Лондоне.
О сэре Николасе Уинтоне вспоминает словацкий режиссер Матей Минач, снявший о нем документальный фильм "Семья Никки": "Он был очень энергичным человеком, очень радовался, когда его ежедневник был заполнен записями – что нужно сделать сегодня и завтра. Я бы сказал, что он был очарован жизнью – может быть, в этом одна из причин его долголетия. У него было множество интересов: он любил работать в саду, слушать оперу и играть в бридж. Но главное для него было делать что-то, имеющее смысл.
Так что сейчас Никки может смотреть на нас оттуда, сверху, и радоваться: "его" дети живут, его дело продолжается". В день, когда стало известно о смерти Уинтона - 1 июля 2015 года - член пражского магистрата Ян Чижински заявил, что внесет в городскую администрацию предложение – назвать Главный вокзал Праги именем сэра Николаса Уинтона.
Військові КНДР вже перебувають в окупованому Маріуполі та на захоплених росіянами територіях Харківської області. Про це повідомляє CNN із посиланням на джерело в СБУ, передають Патріоти України. За словами співрозмовника, до Маріуполя прибули "технічн...
"Друзі мої, маю багато запитань щодо крайнього ворожого удару по Дніпру балістичною ракетою середньої дальності. Відповідаю: головне – не панікувати, а далі кожен на своєму місці боротися за Україну", - пише лідер українських добровольців Дмитро Ярош н...