"История: 25 лет без ремонта
Украинская газотранспортная система (ГТС) – это наследие советской газовой промышленности, часть маршрута транспортировки месторождений Западной Сибири в страны Европы. Для внутриукраинских потребностей 36,7 тыс. км газопроводов высокого давления избыточны. В силу очевидных географических особенностей, транзитные газопроводы могут быть заполнены лишь российским газом.
Большинство газопроводов построены еще в советское время. Бурное строительство началось в 1967 году с введения в эксплуатацию магистрального газопровода "Долина- Ужгород-Западная граница" (газопровод "Братство"). И продолжалось в 70-80-х годах. В 90-е страна просто получала плату за транзит (бартером в виде газа, а не деньгами). Ремонтировать трубы было особо некому и не за что.
Но по мере улучшения экономической ситуации и ветшания труб о необходимости модернизации стали задумываться. Уже в 2000-х годах начали говорить о высоком износе ГТС. А также о необходимости инвестиций в модернизацию. Но внутри страны средств на столь масштабный проект не было. Рассматривалось несколько сценариев привлечения средств: приватизация или создание консорциума. Именно участники консорциума и должны были бы стать инвесторами модернизации, получив взамен стабильность поставок и контроль гад ГТС. Участниками должны были быть поставщик газа (РФ), транзитер (Украина) и потребитель (ЕС).
Именно для учета украинского вклада в уставный фонд гипотетического консорциума и надо было провести и оценку ГТС. Оценка производилась несколько раз различными субъектами, называвшими разные суммы: от 13,8 до 25 млрд долларов США.
Несбывшийся консорциум
В 2002 году Президенты Украины и России подписали заявление о партнерстве в газовой сфере, а потом было подписано и соглашение о создании консорциума.
Но события 2004 года ("оранжевая революция") остановили этот процесс. Был объявлен геополитический разворот в сторону Европы. Процесс создания консорциума остановился. Вместо этого, для давления на неугодного президента в Киеве, Россия начала газовые войны. Цены стали резко расти, прохождение газа периодически перекрывалось. Тем самым Россия добивалась нескольких целей: ухудшала экономическую ситуацию в Украине, увеличивала свои заработки, подрывала имидж "стабильного транзитера" в глазах ЕС.
В Киеве периодически возникали заявления о намерении создать двухсторонний консорциум: только Украина и ЕС без России. Однако у прагматически настроенных европейцев очевидно нелогичная идея исключения поставщика из консорциума не вызвала восторга.
Но в то же время появилась новая тенденция. Стремительный мировой рост экономики вызвал рост цен на энергоносители. Россия накопила ресурсы, которые можно было бы потратить на геополитические проекты.
Так 9 декабря 2005 года началось строительство Северного потока. Это магистральный газопровод протяженностью 1224 км между Россией и Германией, который проходит по дну Балтийского моря. Интересно, что проевропейски настроенная украинская власть, СМИ и эксперты единодушно тогда предрекали крах проекта.
Строительство шло долго и сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами (подряды на строительство почему-то получали фирмы друзей и одноклассников Владимира Путина, которые беззастенчиво завышали сметы расходов). Вдобавок, в 2008-2009 начался мировой финансовый кризис, цены на энергоносители упали, денег в российском бюджете стало меньше.
Тем не менее, в сентябре 2011 года было начато заполнение технологическим газом первой из двух ниток. А 8 ноября 2011 года начались поставки газа по первой нитке газопровода. Через полгода, 18 апреля 2012 года была закончена и вторая нитка. Еще через полгода, 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме. В итоге мощность газопровода 2 нитки составляет 55 млрд м³ - половина от украинского транзита в лучшие годы.
Вмешательство Европы
Еще одно последствие "газовых войн" - Европа сделала выводы и поняла необходимость уменьшения зависимости от своих восточных партнеров. Начали прорабатываться способы диверсификации поставок газа, был принят Третий энергопакет, новый толчок получило развитие альтернативной энергетики, а также приняты масштабные программы по сокращению потребления газа. В результате ЕС стал более независимым и от российского газа, и от украинского транзита.
Во всех этих бурных событиях был только один стабильный элемент: ГТС никто так и не модернизировал, и она продолжала ветшать.
После смены власти в 2010-м возникла новая попытка реконструкции - за счет кредита Европейского бака реконструкции и развития.
Тогда план модернизации и реконструкции газопровода Уренгой-Помары-Ужгород предусматривал реконструкцию линейной части газопровода (замена изоляции и переукладка трубы) со вспомогательными объектами, модернизацию двух компрессорных станций, систем линейной телемеханики и связи. Стоимость работ тогда оценивалась порядка 2 млрд долларов.
Предполагался и второй этап, направленный на увеличение пропускной способности экспортного участка трубопровода в Европу. Реализация данного проекта позволила бы увеличить пропускную способность украинской ГТС на 60 млрд кубометров. Однако, цена 2-го этапа работ была выше, как минимум, в два раза, поскольку требовала строительства новых линейных объектов и компрессорных станций.
К финансированию модернизации и реконструкции газовых магистралей Украина планировалось привлечь кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и консорциума банков.
Но попытка в 2011 году провалилась. ЕБРР поставило неприемлемое для украинской власти условия реорганизацию "Нафтогаз". Но НАК был слишком важным элементом коррупционной системы, и потеря контроля над ним нарушала бы интересы большинства ФПГ.
Убить ГТС
После 2014 года отношения транзитера и поставщика ухудшились колоссально. Россия перешла от экономического давления (как 10-ю годами ранее) к вооруженному вторжению.
В таких условиях разговоры о совместном с Россией управлении ГТС стали неприемлемыми. Но и с европейской стороны реальных претендентов на трубы не видно.
К тому же Россия регулярно заявляет о намерении прекратить транзит газа через Украину с 2019 года (окончание ныне действующего транзитного контракта).
В этих условиях управляющая компания "Нафтогаз" заявила о намерении полностью самортизировать ГТС в ближайшие годы.
"Нет другого выхода, кроме как использовать механизм ускоренной амортизации относительно соответствующей части основных средств, поскольку срок экономически полезной эксплуатации этих активов значительно уменьшается. Таким образом, ускоренная амортизация — это не прихоть оператора ГТС, а требование к нему", - рассказал директор по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко.
Для этого с января 2016 года было объявлено о значительном росте тарифов на транзит. Впрочем, "Газпром" платить по новым тарифам отказывается и ссылается на действующий контракт. Стороны сейчас ведут судебные баталии.
Но украинские газовые сети по-прежнему остро нуждаются в модернизации. Несмотря на конфликт между странами, Украине и России придется договариваться об условиях транзита газа и о модернизации сетей.
Сейчас около 60% трубопроводов эксплуатируется более 30 лет, более 20% трубопроводов и арматуры требует срочной замены. В составе ГПА насчитывается более 20 различных типов компрессорного и других видов оборудования. Около 60% ГПА полностью выработали свой ресурс, а 90% служит более 20 лет с крайне низким КПД. Парк ГПА типа ГТК-10, ГТН-16 существующий на указанных КС, морально устарел и на 95% эксплуатируется в условиях продленного ресурса. Указанное оборудование изготовлено в РФ в 80-ых годах и на сегодня, запасные части для него изготавливаются только в РФ.
Вдобавок, около 75% систем управления компрессорных станций полностью выработали свой ресурс. Все это выливается в чрезмерные потери товарного газа при транспортировке, высоких расходах на топливный газ и электроэнергию, а также несет высокие технические и экологические риски. С другой стороны, около 20% эксплуатируемой инфраструктуры ГТС не востребована.
Перспектива - экономия $200 млн еже годно
Но есть ли перспективы у украинской ГТС после 2019 года? Прогнозы исследователей Центра Разумкова, говорят что есть - и большие. В аналитическом докладе "Глобальные энергетические тренды сквозь призму национальных интересов Украины" говорится: "В Меморандуме между Украиной и Европейским Союзом о взаимопонимании о сотрудничестве в энергетической отрасли от 1 декабря 2005 г. отмечается, что "Украина является ключевой транзитной страной в поставках углеводородов в стран ЕС ". Сегодня ГТС Украины остается основным путем импортных поставок газа в Европу из России, а также Каспийского региона. Украина доказала, что без желания России поколебать положение Украины как надежного транзитера, ее транзитная пропускная способность остается стабильной".
Исследователи приводят такие задачи, стоящие перед Украиной:
- Создание Восточного газового хаба на основе украинских ПХГ с общим объемом 32 млрд куб м.
- Вспомогательный газовый маршрут в страны Балканского полуострова. Эти страны ЕС являются наиболее уязвимыми и зависимыми от поставок российского газа. Использование украинской ГТС позволит странам без дополнительных вложений обеспечить поставки природного газа из Центральной Европы в Румынии: до 5 млрд м3 с Севера (ГИС "Теково" / ГИС "Медиешу-Аурит"), а также до 26 млрд м3 с Востока (через ГИС "Орловка" / ГИС "Исакча").
- Дополнительные мощности для хранения природного газа (сезонное хранение и хранения стратегических запасов). Украина имеет возможность и готова открыть доступ к украинским ПХГ с объемом 12-17 млрд куб м европейским потребителям.
Лондонский The Oxford Institute for Energy Studies разработал 15 (!) сценариев развития событий после 2019 года. Загруженность ГТС будет зависеть от того, будет ли сооружен "Турецкий поток", "Северный поток-2", насколько вырастет поток LNG, как упадет потребление и множества других факторов. Но транзит российского газа в ЕС будет требовать использования украинской ГТС в каждом сценарии.
Но для выполнения этих задач требуется исправная и безаварийная ГТС. Если же модернизации не произойдет, то страна, кроме экономических, понесет и политические потери.
"Нам четко дали понять о существующей угрозе того, что с нами перестанут считаться как с игроком в геополитике. В 2019 году у Украины заканчивается контракт с Россией на транспортировку газа. К сожалению, изношенная газотранспортная система Украины без модернизации к тому времени придет в критическое состояние: за 40 лет работы произошло естественное старение оборудования. Это автоматически приведет к отсутствию новых контрактов. В результате, страна потеряет свой транзитный статус – единственный "козырь", помогающий влиять на геополитические процессы. А это колоссальный удар по национальной безопасности", – считает политический эксперт Вадим Карасев.
Реконструкция объектов ГТС решает ряд стратегических задач Украины по важнейшим категориям выживания государства в сложившейся политической и экономической ситуации. Сроки реализации такого рода проектов особой сложности значительны и составляют более 2 лет подготовительных работ и 2-3 года непосредственного строительства.
Модернизация ГТС только в части компрессорного оборудования позволит сэкономить:
· 200 млн долларов ежегодно за счет снижения потерь при прокачке газа,
· потребления топливного газа до 1 млрд куб м в год,
· машинного масла на 75%,
· снижения потребления электроэнергии на собственные нужды на 50% и снижения затрат по сервисному обслуживанию оборудования ГТС до 25%
Также это позволит снизить угрозу аварий и снизит негативные экологические последствия.
Проведение реконструкции КС (компрессорных станций) также исключает зависимость ПАО "Укртрансгаз" от запасных частей, не изготавливаемых на предприятиях Украины для ремонтов устаревших ГТД.
А если учесть, что порядка 80% компрессорных станций созданы в РФ, то и запчасти к ним, нужно транспортировать из РФ. С учетом нынешних отношений между Украиной и Россией, подобный ремонт практически невозможен.
К тому же применение современного высокоэффективного оборудования с КПД привода не ниже 34% (существующий 27%) и КПД нагнетателя 86% (существующий 81%) дает существенный экономический эффект и экономию топливного газа.
Реконструкция обеспечивает экономический эффект на уровне 250 млн грн ежегодной экономии средств (из расчета реконструкции одной КС в составе 3 ГПА, газоперекачивающих аппаратов) за счет значительного снижения потребления топливного газа приводами ГПА на собственные нужды КС более 45% от годового потребления. До реконструкции расход топливного газа составлял 76,6 млн куб м/год, а после - 40,8 млн куб м3/год.
Также будут сокращены среднегодовые эксплуатационные затраты на обслуживание и ремонт оборудования 16,8 млн грн, с реконструкции до 6,5млн грн. Сократятся выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ (NOх, СО) в 3-5 раз. А штрафы снизятся на 0,4 млн грн в год.
Модернизация позволит нарастить выручку за счет утилизации мощностей ПГХ (до 14 млрд куб м), задействования мощностей интерконнекторов с ЕС, организации транзита газа из Словакии в Румынию (до 22 млрд куб м).
Помимо прямой экономической выгоды непосредственно для ГТС, программа комплексной модернизации также может стать локомотивом восстановления промышленности: загрузить металлургов (сталь, трубы, машиностроение) заказами в объеме 1 млрд дол в год в течение 5-7 лет и создать десятки тысяч рабочих мест; обеспечить заказами предприятия выпускающие компрессорные установки и другое оборудование для ГТС.
С политической точки зрения, реконструкция позволит закрепить положение НАК "Нафтогаз" как надежного партнера обеспечивающего транзит газа при любых условиях.
Будут выполнены требования ЕС по нормам выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (директива 2001/80 ЕС от 27.11.2003г., введена в действие с 6.01.16г.).
Также это снизит привлекательность проекта строительства РФ "Турецкого потока", конкурирующего с южным направлением.
Выполнение реконструкции газопроводов южного направления решает главную задачу - предоставление конкурентного маршрута транзита газа, с высокоэффективным современным газоперекачивающим оборудованием и исключает необходимость строительства "Турецкого потока".
Через несколько месяцев начнется двухгодичный отсчет, по итогу которого Украина либо окончательно потеряет собственную ГТС и как следствие энергетическую независимость, или все-таки станет на путь модернизации и приобретения статуса значимого геополитического игрока".
В Україні суттєво здешевшала морква. Насьогодні виробники відвантажують її по 15-23 грн/кг, що в середньому на 21% дешевше, ніж тижнем раніше. Основна причина – сезонне збільшення пропозиції на тлі досить стриманого попиту. Відповідно, незабаром ціни н...
Народні депутати ухвалили в першому читанні законопроєкт № 9363 "Про внесення змін до деяких законів України щодо цифровізації виконавчого провадження". "За" проголосував 271 нардеп. Серед норм документа – можливість автоматичного арешту коштів боржник...