Україна підписала з Ізраїлем угоду про ЗВТ. Що це - чергова галочка в низці вічно перспективних напрямків нашої зовнішньої торгівлі або одна з точок зростання зовнішньоекономічного обороту? Патріоти України пропонують вам ознайомитися із міркуваннями із цього приводу аналітика Олексія Куща. Далі - мовою оригіналу статті.
В свое время президент США Дональд Трамп дал универсальный рецепт повышения внешнеэкономической эффективности для любой страны: заключать соглашения о создании ЗСТ с теми странами, с которыми зафиксирован профицит внешней торговли, и разрывать с теми, с кем торговля дефицитна. Или в крайнем случае пересматривать их.
Так уж сложилось исторически, что у нас как раз все с точностью до наоборот: с теми странами, у которых мы покупаем товаров больше, чем им продаем, у нас подписаны соглашения о ЗСТ, а с теми, где наш экспорт превышает импорт, нет. Долгое время Украина пыталась развивать условия ЗСТ в рамках СНГ, ее активно втягивали в таможенный союз с РФ, при этом динамика торговли с Россией была и остается для Украины глубоко дефицитной, даже после того, как из этих показателей в последние годы удалили поставки природного газа. Дефицитна и наша торговля с ЕС: максимум, что нам удастся в этом направлении, это выйти в ноль.
В то же время у нашей страны традиционно складываются чрезвычайно благоприятные торговые отношения с Индией, но движения по созданию ЗСТ с ней практически нет. Зато Украину активно сватают в "китайские невесты", предлагая подписать торговое соглашение с Китаем на условиях безвиза и пакета кредитов. Удержаться от пекинского соблазна — значит не дать увеличиться нашему отрицательному сальдо торгового баланса на $1,5–2 млрд. Хотя, как показывает практика, обещание кредитов делает свое дело лучше любой экономической аргументации.
Даже свое участие в миротворческой миссии в Ираке Украина не смогла конвертировать в ЗСТ с этой страной, а ведь, учитывая масштабы восстановления в данном ближневосточном регионе, здесь потребуется и металл, и строительные материалы, и оборудование, и зерно, и масло для населения.
То, насколько страна правильно выстраивает систему своих зон свободной торговли, лучше всего характеризует ее международную субъектность. Как правило, страны с пониженным фактором суверенности, попадают в капканы невыгодных для них торгово-экономических зон, где их отжимают, как сырьевую губку. Ну а экономики, ценящие свою субъектность, сами навязывают условия международной торговли более слабым партнерам.
В случае с Израилем Украина имела уникальный шанс найти совершенно иной формат сотрудничества. Для этого необходимо было применить базовые инструменты стратегического планирования, например стандартный SWOT-анализ, выявив сильные и слабые стороны соглашения о ЗСТ, его риски для нас и потенциальные возможности.
В случае с Израилем Украине не удалось на 100% добиться того формата, который наиболее выгоден для нашей экономики.
Самая сильная сторона Израиля заключается в его глобальных афилированных связях с крупнейшими экономиками мира, а также в наличии высокоразвитого инновационного компонента. Экономический успех Израиля опирается на несколько китов: успешная интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости, один из самых высоких показателей прямых иностранных инвестиций, значительный удельный вес внутренних расходов на медицину, образование и науку, следствием чего является появление "живых" инноваций, а не "парниковых" в виде государственных инновационных центров.
Сильная сторона сотрудничества с такой страной — это возможность включиться в формируемые там цепочки инноваций. Слабая — это небольшой удельный вес нашего торгового оборота в общестрановых показателях. На таких величинах новую точку роста не построить, нужны нестандартные решения.
Среди рисков — угроза попасть в парадигму сырьевого "младшего брата" и экспортера рабочей силы. Среди возможностей — использование особых торговых отношений с Израилем в качестве развития инновационного потенциала украинской экономики.
Следовательно, заключая любые экономические соглашения с Израилем, необходимо находить скрытые точки роста, минимизировать свою сырьевую отсталость и максимизировать любые возможности по наращиванию добавленной стоимости и инновационного потенциала внутреннего продукта.
Соглашение, которое заключила Украина с Израилем, лишь отчасти отвечает заданным требованиям.
По итогам января–ноября 2018 г. экспорт Украины в Израиль составил $535 млн, а импорт — $186 млн. Позитивное сальдо для нас составило $349 млн. Но данный торговый оборот чрезвычайно мал в общей структуре: 1,2% от нашего общего экспорта ($43 млрд) и 0,36% от общего импорта ($52 млрд). То есть, даже если работа ЗСТ принесет удвоение торговых показателей, это все равно будет не более 2% от общего международного товарооборота нашей экономики. Это слабая сторона SWOT-анализа.
В пятерку лучших позиций нашего экспорта в Израиль входят зерно ($215 млн), металл ($192 млн) и древесина ($16 млн), то есть чистое сырье. Поставки оборудования составляют лишь $10 млн.
В топе израильского импорта — химическая продукция ($69 млн), пластмассы ($14 млн), оборудование ($22 млн), то есть товары с высоким уровнем добавленной стоимости. Плюс $23 млн — товары в портах, как свидетельство того, что Израиль очень выгодно для себя использует портовые зоны свободной торговли.
Учитывая указанную выше структуру, риск превращения в сырьевой придаток для нашей страны достаточно велик.
А как же с возможностями и сильными сторонами SWOT-анализа?
Украина экспортирует в Израиль услуг на $147 млн, и они растут на 5% в год, в то время как поставки товаров снижаются. В общем удельном весе экспорт услуг в Израиль составляет 1,7%. Импорт услуг из той страны составил в январе–ноябре 2018 г. $31 млн, то есть положительное сальдо в нашу пользу ($116 млн). Более всего профицитно для нас направление экспорта IT-услуг: сальдо в размере $66 млн и рост на 8% в год. Это и есть наша сильная сторона и наиболее реальная возможность по формированию новой точки роста во взаимных экономических отношениях. Вот только для этого нужен несколько иной пакет экономических соглашений.
В соответствии с договоренностями между Украиной и Израилем планируется практически воссоздать торгово-экономическую модель, которая уже действует между нашей страной и ЕС. Это стандартный торговый трафарет, который, к сожалению, в полной мере не учитывает инновационные возможности дальнейшего сотрудничества. В чем он состоит? Как правило, та страна, которая сильнее экономически развита, раскрывает свой рынок более глубоко, чем ее недостаточно развитый партнер. На данный момент ВВП Израиля на душу населения составляет $35–37 тыс. в год, в то время как у нас данный показатель колеблется в пределах $3 тыс., то есть экономические потенциалы двух стран можно оценить как 10 к 1.
Предполагается, что Израиль откроет свой рынок на 80%, а Украина на 70%. Казалось бы, преимущество на нашей стороне, но фора в 10% не компенсирует наше экономическое отставание. По большей части промышленных товаров Украина получает беспошлинную торговлю, проблема заключается лишь в том, что у нас их практически нет. Зато по продуктам питания беспошлинная торговля осуществляется лишь в рамках обозначенных квот. В то же время Украина обязалась снизить пошлины на израильские овощи и фрукты. График обнуления пошлин растянут на семь лет. В общем, обычная классика, точно такая же торговая модель заложена в соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС.
Но это все, можно сказать, позапрошлый век торгового взаимодействия. Израиль это в принципе устраивает, он не боится усиления на рынке промышленных товаров со стороны украинских производителей, поэтому и открывает для них зеленый свет, прекрасно понимая, что предложить нам практически нечего. С другой стороны, подпускать нас к чему-то инновационному там тоже не спешат. Намного проще открыть рынок для украинского сырья: завозить дешевое зерно, семечку, металл и уже из всего этого делать свою продукцию машиностроения, пищевой промышленности, фармацевтики и поставлять ее нам же.
Но если заглянуть на несколько лет вперед, Украине нужно получить доступ не так на рынок товаров, как на рынок услуг Израиля и в первую очередь в части развития системы стартапов. Попасть в израильскую экосистему инноваций — это сродни счастливому лотерейному билету, ведь по данным Startup Genome, эта страна занимает второе место в мире по инновационному развитию после Силиконовой долины в США.
Таким образом, с такой страной, как Израиль, совершенно бессмысленно заключать стандартное соглашение о ЗСТ, точнее сказать, оно не принесет сколько-нибудь значимого эффекта. Израилю нужно предложить принципиально иное соглашение о создании особой зоны экономического сотрудничества в секторе услуг и инноваций, полностью освободив от налогов и любых валютных ограничений совместные инновационные проекты и стартапы. Украина обладает колоссальным человеческим капиталом и на сегодняшний день превращается еще и в поставщика "цифрового сырья", пик которого уже пройден и в ближайшие пять–десять лет данное направление ожидает неминуемый спад. В то же время мы практически не используем свой инновационный потенциал для привлечения венчурных инвестиций и создания стартапов, привлекательных для иностранных покупателей. А Израиль в этом плане будет для нас интересен и как мост в Силиконовую долину: американские компании являются основными игроками на тамошнем рынке стартапов.
Кроме того, формирование зоны порто-франко в украинских черноморских портах могло бы создать дополнительный торговый мост со средиземноморскими портами Израиля.
Соглашение о создании ЗСТ может стать хорошей ступенью для перехода наших стран к новому формату сотрудничества. Главное — не воспринимать написанное на бумаге как универсальный ключ, который запустит двигатель отечественной экономики. Как показывает опыт соглашения о создании ЗСТ с ЕС, ни один международный рамочный документ не избавит нас от необходимости искать свою нишу в мировых цепочках добавленной стоимости и вовремя выполнить домашнее задание по созданию качественной экономической среды внутри страны".
Від 1 січня 2025 року педагогічні працівники середніх шкіл почнуть отримувати щомісячну доплату в розмірі 1 300 грн, а від 1 вересня сума збільшиться до 2 600 грн. Про це йдеться в постанові Кабінету міністрів України №1286, передають Патріоти України....
В енергосистемі зберігається значний дефіцит, і ситуація в ній змінюється - можливі зміни в застосуванні заходів обмеження світла. Про це повідомляє пресслужба НЕК "Укренерго", передають Патріоти України. Зазначається, що зараз українська енергосистема...