"Місія здійсненна". Який курс валют і ВВП потрібні, щоб Україні вибратися з боргової ями

Щоб вибратися з небезпечного провалля «боргової ями» до більш-менш прийнятного рівня, уряд планує до 2020 року витрачати в 1,5 рази більше витрат на оборону, в два - на медицину і освіту, в три - комунальні дотації населенню

Патріоти України пропонують ознайомитись з публікацією київського економіста Олексія Куща стосовно середнєтермінової стратегії Мінфіну на 2018-20 роки по зменшенню державного боргу нашої держави. Далі мовою оригіналу.

Проблема выплаты внешних займов будет определять наше осеннее "сегодня" и ближайшее "завтра". Во всяком случае, на период грядущих двух-трех лет львиная доля госбюджета обречена уходить на выплату долгов как внутренних, так и внешних. В относительных показателях речь идет о 30% расходной части. В абсолютных цифрах - порядка 250-300 млрд грн в год. Чтобы осознать глубину долговой ямы, в которой оказалась Украина, даже не нужно пересчитывать размер долга на душу населения, тем более что подобная методика слабо действует на людей, причем что у нас, что за океаном. Если бы среднестатистический житель США каждый день думал о тех "тысячах долларов", которые он гипотетически должен как гражданин страны, ему бы не осталось времени подумать о новой ипотеке, и кусок индейки неминуемо застрял бы в глотке на День благодарения. Что касается обычного украинца, то он даже и напрягаться по этому поводу не станет: "Пусть отдают те, кто брал".

У госдолга весьма токсичная карма и длинный "астральный хвост". Берут зачастую одни, а отдают другие. Которые тоже берут и не только с целью отдать. Любая задержка по платежам приводит не к появлению чего-то нового, а к занесению "строгача" в "карму" той или иной страны. Если где-то и сохраняется преемственность власти и работают причинно-следственные связи - так это в вопросе выплаты внешних долгов. Тарас Шевченко явно не знал о будущем государственном долге, но его универсальная формула "и мертвым, и живым, и не рожденным землякам" явно применима и к понятию суверенной задолженности. В политической системе координат - это звучит примерно так: "мертвые" политики берут в долг, "живые" - его приумножают, а отдавать придется "еще не рожденным".

Таким образом, перед нами вырисовывается весьма непростая дилемма. Либо пойти по исландскому сценарию, провести всенародный референдум и послать кредиторов в сад. В таком случае высвобождаются колоссальные внутренние резервы для стимулирования экономического роста. Но для этого необходимо наличие того, что можно эффективно "стимулировать". Самым ужасным и оттого наиболее реальным вариантом здесь может быть ситуация, при которой кредиторы будут обижены, а деньги банально потрачены на убыточные инфраструктурные проекты или аттракцион социального популизма. Кроме того, даже дефолт нужно проводить красиво.

Второй вариант - подобно Bos taurus или серому украинскому волу, впрячься в лямку погашения государственных кредитов всем наличным составом населения, а чтобы вернуть долги, придется либо занимать новые, либо затягивать пояса. А с учетом параметров нашего долга - и то и другое.

Хотя некоторые эксперты успокаивают украинцев примером таких стран, как Япония и США, где отношение суверенного долга к ВВП превышает 100%. У нас же пока этот относительный показатель чуть выше 60%. Но здесь есть несколько "рогатых", которые кроются в деталях. Во-первых, для того, чтобы иметь безлимит на внешние займы, страна должна: а) обладать инвестиционным рейтингом; б) эмитировать одну из резервных мировых валют (доллар, фунт, евро, франк, иену). У нас нет ни того ни другого. Зато есть условно конвертируемая гривня, выпущенная Нацбанком, как бумажный кораблик, в свободное плавание по дождевой канализации и "мусорный" кредитный рейтинг.

Во-вторых, Минфин, говоря о долге, зачастую упоминает лишь о прямом и забывает о гарантированном. Конечно, на Западе показатель гарантированного госдолга - это своего рода экзотика. Например, в США не принято давать государственные гарантии по долгам автодорожных или зерновых компаний. А у нас в прежние времена - вполне. В результате нынче от тех займов - ни дорог, ни денег, зато в сухом "профите" - госгарантии по долгам, которые составляют более $10 млрд, или 10% ВВП (условно определим в пределах $100 млрд). Сама сумма внешнего долга по состоянию на 30 июня 2018-го составляет $37,5 млрд, или 37,5% ВВП. Что касается внутреннего долга, то его размер несколько меньше - $28,6 млрд (в эквиваленте), или 28,6% ВВП. Суммарно, общую задолженность Украины нынче можно определить в пределах 76,3% валового продукта, и эта цифра разительно отличается от индикатора выставленного Минфином на текущий год - 60%. Как мы уже догадались, "дисконт" получен в результате невключения в расчет суммы гарантированного долга.

Источник: МЭРТ

Утвержденный на государственном уровне вектор европейской интеграции иногда приводит к парадоксальным последствиям. В случае с долгом - это "бремя" маастрихтских стандартов, которые определяют параметры как для действующих участников ЕС, так и для стран-кандидатов. В соответствии с ними отношение госдолга к размеру ВВП не должно превышать 60%. Именно поэтому любая стратегия, выписываемая в Минфине, будет так или иначе прогнозировать снижение данного относительного показателя за отметку "60%". Иначе эта программа просто не будет воспринята на Западе. Здесь стоит отметить, что уровень суверенных долгов является одним из ключевых для европейских аналитиков при анализе основного спектра рисков, присущих стране-кандидату. Тяжелая кредитная история Греции и перспектива аналогичных рисков в Италии и Испании - тому яркое подтверждение. Именно поэтому для того, чтобы диалог о европейской интеграции не вызывал у западных партнеров болезненный озноб, Украина должна решить, кроме того, и задачу сокращения госдолга до 50-55% ВВП.

Написать это легко, но как насчет практики? Для оценки этих перспектив перед нами достаточно простая математическая задача. Есть долг в валюте - это некая константа. Но для трансформации в гривневый эквивалент нужно знать курс. Что касается размера ВВП, то он определяется в национальной валюте и с учетом курса представляет собой переменную и плохо прогнозируемую величину (валютный эквивалент). Минфин планирует, что сам размер госдолга в ближайшие несколько лет увеличится с $66 млрд до $72 млрд как за счет роста внешних заимствований, так и внутренних. Это что касается абсолютных показателей. Но при этом относительный индикатор (долг/ВВП) почему-то сократится с 60% до 49%. Очевидно, что добиться этого можно лишь благодаря росту ВВП или укреплению гривни. Простой расчет показывает, что при размере долга в $72 млрд и его отношении к ВВП в 49%, объем валового продукта в 2020-м должен достигнуть почти $150 млрд.

Источник: МЭРТ, расчеты автора

Если говорить о ВВП, то его номинальная величина может расти как за счет дефлятора, так и с учетом реального прироста. В последние годы реальное увеличение валового продукта было минимальным, зато с помощью инфляции ВВП "раздуло" почти в два раза - до 3 трлн грн. Как показывают прогнозы НБУ, МЭРТ и Минфина, инфляция в ближайшие годы сократится до 5%, то есть роль дефлятора в росте номинала ВВП заметно сократится, а реальный рост будет колебаться в пределах 3-4%. Но даже если мы возьмем коэффициент роста ВВП (дефлятор + реальный прирост) на уровне 1,15, то получим к 2020 г. валовой продукт в размере 4,5 трлн грн.

Для выполнения прогноза Минфина относительно достижения валютного эквивалента ВВП в пределах $150 млрд, курс гривни к доллару не должен превысить 31 (2020 г.). А в 2019-м - не более 29,5. В этом году - не более 31

Таким образом, более-менее реальный прогноз Минфин дал лишь на текущий год. В дальнейшем для достижения снижения показателя долг/ВВП необходим как динамичный рост, так и стабильность национальной валюты. Причем важно достичь именно кумулятивного эффекта: рост + курсовая стабильность.

Но уже сейчас Минфин говорит о возможных рисках, которые могут воспрепятствовать этому. На данный момент существуют пять альтернативных стресс-сценариев.

Первый предполагает проявление осенью текущего года курсового шока: девальвация гривни до отметки 36 грн/$, что в общих чертах совпадает со сценарием НБУ (при прекращении сотрудничества с МВФ и падении цен на товары украинского экспорта, в первую очередь - металл и руду). В Нацбанке оценивали глубину курсового шока - 40 грн/$. Реализация данного сценария приведет к росту стоимости обслуживания долгов на 20%, или 40-50 млрд грн в год.

Второй шок - шок процентных ставок в случае оттока капитала с рынков развивающихся стран, который уже, кстати, начался, особенно учитывая масштабы девальвации турецкой валюты - лиры (с 3,8 до 6,8 лиры за доллар). По мнению аналитиков, при прохождении отметки в 7 лир за доллар вполне возможен полномасштабный кризис турецкой банковской системы и, соответственно, возникновение проблемных активов в европейских банках и финансовых компаниях на сумму более 100 млрд евро. Все это грозит развивающимся странам полноценным кризисом длительностью два-три года. Для Украины подобный сценарий может значить смещение кривой доходности по внешним займам в диапазон выше 9% и внутренним - за горизонт в 20%, что значительно осложнит возможности Минфина как привлекать новые долги, так и обслуживать старые.

К прочим сценариям относят: замедление роста ВВП; шок первичного баланса (когда текущие налоговые и неналоговые поступления не смогут покрывать бюджетные расходы, кроме выплат по долгам); а также шок условных обязательств в результате нового банковского кризиса, а банковская система у нас сейчас на 60% государственная. "Капитализация" последнего шока, по мнению Минфина, потянет на 94 млрд грн, хотя если быть объективным, в него стоит закладывать все обязательства госбанков перед населением, то есть порядка 270 млрд грн.

Реализация как минимум двух из пяти указанных выше шоков, приведет к тому, что вопрос дефолта из разряда "быть или не быть" перейдет в простое "когда?".

В случае позитивного внешнего фона Минфин планирует достичь снижения показателя "долг/ВВП" за счет увеличения удельного веса в общей структуре долгов льготного кредитования со стороны международных финансовых организаций (МФО) и перехода на заимствования в гривне. Кроме того, совершенно оправданно в министерстве говорят о том, что проблема наших долгов не в их размере, а напряженном платежном графике и высокой стоимости. Если удастся рефинансировать нынешнюю задолженность хотя бы на 50-60% и "удлинить" до 30-40 лет, проблема внешних выплат для Украины заметно ослабнет.

Но для привлечения кредитов МФО необходим новый пошаговый план реформ на ближайшие три-пять лет, а для перетока долгов в гривню - стабильная нацвалюта. В условиях, когда курс "плавающий" и Нацбанк самоустранился от курсовой политики, одалживать будут в валюте, а в гривне - только "коротко" и "дорого". Таким образом, для формирования эффективной долговой политики и развития внутреннего рынка капитала нужен прогнозируемый курс и политика курсового коридора. Кроме того, Украина уже "созрела" для законодательного ограничения верхней планки госдолга, а сама политика государственных заимствований должна формироваться с учетом потребностей реального сектора в инвестициях и кредитах. Пока же весь ресурс с рынка капитала государство оттягивает на себя и планирует это делать и впредь...

В Україні одночасно високий рівень безробіття та дефіцит працівників: Гетманцев оцінив вплив мобілізації на ринок праці

п’ятниця, 26 квітень 2024, 16:30

Мобілізація є одним із факторів, що призводить до дефіциту кадрів на українському ринку праці, що посилюється високим рівнем безробіття в країні. Проте цю проблему можна вирішити - зокрема, шляхом впровадження заходів з поліпшення системи бронювання та...

Закрутять гайки: США можуть оштрафувати Росію за відмову від долара, під прицілом й інші країни. - Bloomberg

п’ятниця, 26 квітень 2024, 15:39

У разі обрання президентом США наприкінці 2024 року Дональд Трамп може запровадити штрафні санкції для країн, які відмовляються від долара. Зокрема для Росії. Можливі дії передбачають, зокрема, експортний контроль та збори за маніпулювання валютою. Про...