Джеймс Шерр - асоційований науковий співробітник Королівського інституту міжнародних відносин Chatham House. Цей аналітичний центр об'єднує кращі уми Британії в сфері аналізу міжнародних відносин і викликів міжнародній безпеці. Шерр керував протягом трьох років програмою по Євразії та Росії в інституті і є автором ряду робіт по зовнішній і оборонній політиці РФ, України, розширенню НАТО і ЄС на схід, взаємодії з питань енергетики в трикутнику Росія-Україна-ЄС. Ще до втечі Януковича, Шерр припустив, що відсторонення диктатора від влади може спричинити російське втручання в Криму. В інтерв'ю ЛІГА.net Шерр поділився своїм баченням Будапештського меморандуму, відповідного механізму безпеки для України і моделі розвитку відносин України з США після приходу до влади Дональда Трампа, передають Патріоти України і цитують далі:
- 22 года назад был подписан Будапештский меморандум. Как вы считаете, был ли этот документ положительным для развития Украины или страна потеряла ядерное оружие в обмен на пустые слова?
- У Украины не было альтернативы. В середине 1990-х был большой риск конфликта с Россией если бы Украина решила оставить у себя ядерное оружие, и стоимость хранения этого оружия была бы очень высокой. Его подписание было предусловием привлечения США на сторону Украины и после этого американская помощь Украине была исключительно важной.
Вы говорите о Будапештском меморандуме, но есть много других документов, на которых стоит подпись представителей России. Россия в феврале 2014 года объявила войну всем правилам, предусмотренным в этих документах.
Важный аспект - это то, что Украина признана как независимое суверенное государство международным сообществом, что соответствует принципам, закрепленным не только в Будапештском меморандуме, но во всех документах, подписанных после конца Холодной войны, начиная с Парижской хартии 1990 года. Вы говорите о Будапештском меморандуме, но есть много других документов, на которых стоит подпись представителей России. Россия в феврале 2014 года объявила войну всем правилам, предусмотренным в этих документах. Они - это система отношений, которую Россия сейчас атакует и пытается изменить, заменив другой системой. Путин называет существующий международный порядок слабым и неэффективным. Россия хотела бы переделать порядок в Европе на основе принципов, заложенных на Ялтинской конференции 1945 года, что значит равенство между сильнейшими государствами, а не всеми государствами, наличие зон влияния. Поэтому Украине нужно подчеркнуть, акцентировать внимание на всем нарушаемом Россией пакете соглашений, которые подвели черту под периодом холодной войны, а не только на одном из них.
Будапештскому меморандуму никогда не отводилась роль оборонного соглашения или оборонной гарантии. И он никогда не предусматривал, что Запад пойдет на войну против России. Не было никаких оборонных гарантий Украине со стороны Запада. Не было никакого предусмотренного механизма безопасности
- И все же Будапештский меморандум не предотвратил войну, агрессию России против Украины. Именно поэтому многие украинцы считают этот документ несостоятельным.
- Этот меморандум не мог предотвратить войну в Украине. Практический вопрос не в том, какое юридическое значение он имел. С момента подписания юридическое значение Будапештского меморандума рассматривалось по-разному в Киеве, Вашингтоне, Лондоне и Москве. Это не главное. Главный аспект - это западный политический интерес в поддержке Украины. Будапештскому меморандуму никогда не отводилась роль оборонного соглашения или оборонной гарантии. И он никогда не предусматривал, что Запад пойдет на войну против России. Украинцам, которые полагают иначе, следует прекратить обсуждать это, сесть и прочитать его. Не было никаких оборонных гарантий Украине со стороны Запада. Не было никакого предусмотренного механизма безопасности, который предотвратил бы нарушение меморандума Россией, если бы она захотела и имела возможность это сделать.
Что фундаментально важно для Запада и Украины, на которую было совершено нападение - насколько эффективным был западный ответ на это нападение. Я думаю, что западный ответ лишь отчасти был эффективным, не был достаточно эффективным.
Украина не будет защищена механизмом безопасности. Она будет защищена комбинацией из ее собственной воли и возможностей, и западной поддержки - политической, финансовой и военной. И в плане военной поддержки я не рассматриваю прямую военную конфронтацию между Западом и Россией
- Какой механизм безопасности может защитить Украину в таком случае?
- Украина не будет защищена механизмом безопасности. Она будет защищена комбинацией из ее собственной воли и возможностей, и западной поддержки - политической, финансовой и военной. И в плане военной поддержки я не рассматриваю прямую военную конфронтацию между Западом и Россией. Тут речь идет об экспертной поддержке Вооруженных Сил Украины и поставке им снаряжения и оружия, в котором они нуждаются. Это нужно Украине, а не механизм безопасности. Лига наций была наиболее всеобъемлющим механизмом безопасности, но это не помешало атаковать слабые государства (речь идет об аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии и Польши Третьим рейхом в 1930-ых годах, - ред.). Таким образом, то, что имеет значение - это баланс сил, потенциалов и интересов.
- Генри Киссинджер заявил в 2014 году, что нейтральный статус Украины наиболее подходит для обеспечения ее безопасности в форме так называемой финляндизации - быть с Западом, но не в НАТО.
- Генри Киссинджер не занимал ни одного поста в американской администрации со времен администрации Джеральда Форда (1974-1977). Его взгляды о системе международных отношений после Холодной войны давно сформировались, очень последовательны, и с 1992 года они никак не влияли на политику кого-либо из американских президентов. И Украине поэтому нужно воспринимать его взгляды соответствующим образом. Он просто производящий большое впечатление аутсайдер.
Есть принципиальный вопрос: нужно ли Украину ограничить в правах относительно присоединения к НАТО и стоит ли добиваться статуса неприсоединившейся страны, как это сделал Янукович? Как мы видим из последствий правления Януковича, статус неприсоединившейся страны не защищает Украину
- По вашему мнению, подходит ли нейтральный статус для обеспечения безопасности Украины?
- Нет. Мы должны разделять вопросы. Первый: является ли желательным или возможным для Украины в обозримом будущем войти в НАТО? Это практический вопрос. И есть принципиальный вопрос: нужно ли Украину ограничить в правах относительно присоединения к НАТО и стоит ли добиваться статуса неприсоединившейся страны, как это сделал Янукович? Как мы видим из последствий правления Януковича, статус неприсоединившейся страны не защищает Украину.
- Какие виды мягкой силы Украина может использовать в борьбе с российской агрессией?
- Украина до сих пор не научилась искусству объяснения, подачи своей значимости ключевым западным партнерам. Должны быть фундаментальные изменения в Украине в ее понимании информационной сферы и как в ней работать. Общественное мнение на Западе к сегодняшнему дню ошибочно убеждено, что Украина - это безнадежная страна. Украина пока не способна противостоять этой мифологии эффективно. Откровенно, представители Украины не говорят с необходимой ясностью и точностью, чтобы сделать это. Это должно быть топ-приоритетом. Многие люди, которые знают как это делать, сейчас находятся вне правительства - это представители НПО, журналисты, эксперты. Они должны быть в правительстве, МИД, СНБО и соответствующих министерствах. Те же люди, которые не знают, как это делать, которые слишком робкие и ограниченные, советизируют образ мышления и работы, должны получить хорошее выходное пособие и уйти в отставку.
Трамп предан полномасштабному возрождению американских военных сил, модернизации ядерных сил и распространению влияния США на рынке энергоносителей. С уверенностью можно сказать, что это не то, чего Путин хочет
- Сотрудничество с США очень важно для сохранения государственности Украины. Как украинским властям нужно выстраивать отношения с администрацией Трампа?
- На этом этапе Украине нужно очень внимательно наблюдать за развитием событий, потому что мы не знаем, никто из нас, какой в действительности будет внешняя политика Дональда Трампа - он очень непоследовательный. Трамп - не проект России. Конечно, это первый послевоенный президент США, который говорит, что то, что происходит в Европе, прямо нас не касается, поэтому зачем нужно на этом фокусироваться. Трамп и его окружение видят вызовами для США Китай и Исламское государство, и считают что Россия борется с ИГ и нужно оторвать ее от альянса с Китаем. Это видение базируется на мифах, а не на реалиях. Это видение присутствует не только в США и оно играет на руку России. В то же время Трамп предан полномасштабному возрождению американских военных сил, модернизации ядерных сил и распространению влияния США на рынке энергоносителей. С уверенностью можно сказать, что это не то, что Путин хочет.
Нужно смотреть какую форму примет новая администрация США. Украине нужно идентифицировать - кто возможный друг, затем нужно научиться взаимодействовать с этими людьми. Украина должна понимать, что правила, которые были приняты в прошлом, не обязательно будут действовать теперь. Украина должна принять новые правила и научиться их использовать в свою пользу
Недавно Трамп сделал некоторые назначения в будущей администрации. Часть назначенных - это люди, которые верят очень твердо в российско-американское сердечное согласие, например, определенный советником по национальной безопасности Майкл Флинн, другая часть - люди, которые видят в России американского противника, и хотят что-то сделать с этим. Таким образом, нужно смотреть какую форму примет новая администрация США. Украине нужно идентифицировать - кто возможный друг, затем нужно научиться взаимодействовать с этими людьми. Украина должна понимать, что правила, которые были приняты в прошлом, не обязательно будут действовать теперь. Украина должна принять новые правила и научиться их использовать в свою пользу.
- Помимо итогов выборов в США, еще одно событие, которое, можно сказать, стало шоком для Запада - Brexit. Как выход Британии из ЕС отразится на будущем НАТО и ЕС?
- Великобритания продолжает акцентировать внимание на активном участии в НАТО. В то же время ее влияние в Европе, если она будет игроком вне ЕС, сильно уменьшиться. В абсолютном выражении - это потеря для европейской безопасности, потому что британское присутствие в ЕС показывало силу евроатлантической модели безопасности. И после выборов во Франции (выборы президента в апреле 2017 года, - ред.), Германия возможно будет единственным значительным членом ЕС, который будет верить в евроатлантическую модель. Очень многое сейчас остается на плечах Ангелы Меркель, и было бы лучше, если бы кто-то мог разделить это бремя. Нам не следует забывать, что Великобритания - это 20% ВВП Евросоюза и 25% военной силы объединения. По моему мнению, Brexit - это реальная потеря для Евросоюза.
На Донеччині окупанти змінюють тактику малих штурмових груп, і тепер атакують камікадзе. Про це в ефірі «Суспільне новини» розповів Юрій Сиротюк, головний сержант роти вогневої підтримки 5 окремої штурмової бригади, передають Патріоти України. За слова...
Правоохоронці ідентифікували двох вбитих російськими військовими українських військовополонених біля села Новодмитрівка на Покровському напрямку. Про це повідомив заступник керівника департаменту протидії злочинам, вчиненим в умовах збройного конфлікту...