"13 октября НАЭК «Энергоатом» подписала меморандум с самой крупной в мире (за пределами Китая, в наши дни это важная оговорка) блокчейн-компанией Bitfury Holding B.V. Суть меморандума – договоренность о создании на территориях АЭС Украины дата-центров с общим энергопотреблением до 2 ГВт. Документ в центральном офисе «Энергоатома» подписали глава госкомпании Петр Котин и директор Bitfury Holding B.V. Олег Блинков. Зарегистрированная в Нидерландах компания Bitfury – это международный холдинг, среди собственников которого целый ряд венчурных фондов и частных инвесторов из разных стран мира", - пише Денис Лавнікевич у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"Согласно меморандуму, цель проекта – сохранение или увеличение объемов производства электроэнергии атомной генерацией Украины и восстановление баланса производства/потребления электроэнергии в стране. Среди предпосылок для успешности инициативы стороны отметили быстрый рост индустрии услуг центров обработки данных (ЦОДов) как отрасли, в которой находят применение новейшие аппаратные технологии и которая позволяет консолидировать информационные ресурсы и сократить совокупные затраты на владение ІТ-инфраструктурой.
В свою очередь глава «Энгергоатома» подчеркнул, что сотрудничество с Bitfury Holding позволит решить одну из самых острых проблем отрасли – ограничение выдачи электроэнергии с АЭС Украины.
Такая проблема действительно существует, поскольку энергопотребление украинской промышленности снижается. Отчасти – из-за деиндустриализации страны, отчасти – из-за перехода на энергосберегающие технологии. Снижается и потребление в частном секторе – тут сказывается и быстрое потепление климата, и – опять же – переход на менее энергоемкую бытовую технику и освещение.
Совокупная установленная мощность АЭС Украины – около 13,1 ГВт. Однако в реальности вырабатывается намного меньше, в частности, из-за необходимости плановых ремонтов энергоблоков и/или ограничения генерации из-за превышения предложения над спросом. Например, по данным главы энергетического комитета Верховной Рады Андрея Геруса, 14 мая суммарная эксплуатационная мощность атомных блоков всего украинского «Энергоатома» падала до рекордно низких до 6,8 ГВт.
Получается, если дата-центры Bitfury будут построены в своем максимальном варианте и действительно будут потреблять 2 ГВт, это позволит серьезно компенсировать перепроизводство электроэнергии.
Если речь о том, чтобы тратить электроэнергию и на майнинг криптовалют, то украинские власти, как обычно, поздно спохватились. Лет так на пять. Даже в 2016-2018 гг. это могло принести еще очень много денег. Но не теперь. Стоимость электроэнергии, требуемой для майнинга одного биткойна, уже равна рыночной цене самого биткойна, так что процесс имеет смысл только там, где электричество совсем уж дешевое (или вообще краденое).
Но уж точно не там, где для этого придется строить дата-центр с нуля. Сложность математических вычислений для добычи биткойна только растет (это заложено в его алгоритм), поэтому сегодняшний майнинг «битка» – не столько майнинговые «фермы», сколько распределенные сети из миллионов обычных компьютеров (офисных и домашних).
Майнить другие криптовалюты (альткойны) – вообще при нынешней ситуации на данном рынке сродни игре в казино. Добавим сюда то, что в силу ряда причин ведущие криптовалюты (например, этериум) переходят с алгоритма PoW («подтверждение работы») на PoS («подтверждение владения»), а значит, для их майнинга больше не придется проводить безумно сложные математические вычисления. То есть дата-центры для этих целей станут не нужны.
Но технология блокчейн – это не только криптовалюты и их майнинг.
«В части блокчейна я вижу большую перспективу во внедрении таких решений в отношении всех баз данных и государственных реестров, чтобы достичь цель устранения коррупционной составляющей и препятствовать изменению данных отдельными заинтересованными должностными лицами или структурами, – сказал «ДС» эксперт по финтеху и блокчейн-индустрии Геннадий Чоловенко. – Но при этом блокчейн должен быть публичным, а все тендеры должны быть проведены прозрачно и открыто».
Впрочем, дата-центры нужны много для чего другого, и потребность в них в мире пока только растет. Та же группа компаний Bitfury Group действительно получила известность как промышленный майнер, разработчик программного и аппаратного обеспечения для работы с блокчейном Биткойна. В 2014 г. компания развернула майнинг на собственном оборудовании в Финляндии, Исландии и Грузии, став одним из первых «промышленных» майнеров – и получая с этого огромный доход. Именно отсюда и устоявшийся в СМИ стереотип: если пришла со своим проектом Bitfury – будут «добывать» криптовалюту.
На самом деле сейчас бизнес Bitfury Group все более переориентируется на инфраструктурные проекты в области искусственного интеллекта, процессинга транзакций цифровых активов, высокопроизводительных дата-центров и т.п. То есть сами по себе построенные в Украине возле АЭС дата-центры, конечно, будут востребованы. Остаются два вопроса: объем инвестиций и эффективность проекта для экономики Украины.
Современный дата-центр – дорогое удовольствие. Дата-центр в Каунсил-Блафс (США) обошелся корпорации Google в $1,5 млрд. Его энергопотребление оценивается приблизительно в 0,1 ГВт. Гигантский дата-центр Microsoft в маленьком городке Бойдтоне (США) стоил корпорации примерно $1,7 млрд. Дата-центр социальной сети Facebook в городке Прайнвилл (штат Орегон, США) стоил более чем $750 млн – но он полностью обеспечивается солнечной электроэнергией.
Однако большинство крупных дата-центров в Европе обходятся заказчикам в $200-300 млн. При этом надо учитывать, что энергопотребление их быстро снижается – в полтора-два раза с каждым новым поколением (в расчете на ту же вычислительную мощность). Так что потребляемые 2 ГВт с украинских АЭС, скорее всего, останутся где-то в области благих пожеланий.
Что еще это даст Украине? Не так уж много. Наша страна не производит почти ничего, что нужно для постройки современного дата-центра. Ни серверов, ни микропроцессоров, ни оборудования для вычислительных сетей. Разве что системы охлаждения сможет поставить какое-то из отечественных предприятий – но и это скорее гипотетически. Рабочей силы тоже потребуется немного: даже в самом большом дата-центре задействовано лишь полтора-два десятка дежурных сотрудников.
Получается, деньги мы получим за проданное электричество, за сданную в аренду землю, каналы передачи данных и в виде налогов. Здесь, если отнять электричество, все будет зависеть от того, сколько дата-центров решит построить Bitfury. Достаточно крупный дата-центр в Европе платит не так уж много налогов – от $3 млн в год до $5 млн. Дело в том, что повсеместно такие центры относят к элементам IT-инфраструктуры, – а для них предусмотрены многочисленные налоговые льготы.
У Украины уже есть опыт сотрудничества с Bitfury Group. Еще правительство Владимира Гройсмана делало ставку на эту компанию, стараясь войти в число инновационных лидеров в Европе.
«Были некие договоренности Bitfury в 2017 г. с правительством Гройсмана. Намечалась крупная сделка с государственным блокчейном. Предполагалось размещение всех электронных данных правительства Украины на платформе блокчейн, – говорит Геннадий Чоловенко. – Насколько я знаю, по большинству проектов дальше разговоров дело не продвинулось. Были идеи и предложения по поводу майнинга и блокчейна (переведение госреестров, баз данных, земельного кадастра, систем электронных торгов, голосования и т.п. на блокчейн), несколькими группами лоббистов были разработаны разные версии законопроектов с целью легализации криптовалют и введения их в правовое поле. Но в то время дальше пиара на паре инициатив дело практически не пошло, а большую часть проектов решили отложить в дальний ящик до лучших времен».
По словам эксперта, чиновники успели пропиариться на переведении на блокчейн украинской системы электронных торгов арестованным имуществом и государственнного земельного кадастра, но о практических и экономических результатах такого внедрения спустя год-два налогоплательщиков так и не уведомили. Хотя если бы проекты были реализованы в полной мере, Украина бы от этого только выиграла.
Также в июле нынешнего года стало известно, что Министерство цифровой трансформации будет отслеживать все криптовалютные операции в Украине на сумму более $1080 в соответствии с международными правилами по борьбе с отмыванием денег. Для этого Минцифры будет использовать инструменты от компании Crystal Blockchain B.V. – «дочки» Bitfury Holding B.V. Но это уже совсем другая история и другой бизнес".
"Чиновники з Міноборони вкотре сіли в калюжу: авансують підприємствам десятки мільярдів гривень, однак на фронт у заявлені терміни доходить менше половини мін. Однак і з ними серйозні проблеми. Що відбувається? "Нам не страшні московські воші, нам стра...
"Вчора був той самий день – День гідності та свободи. Трохи не пропустила. День "майданутых", по-простому", - пише харківська журналістка Анна Гін на своїй сторінці у соцмережі "Фейсбук", передають Патріоти України, та продовжує:. "Не віриться, що вже ...