"Я математик. Но занимаюсь поведенческой экономикой. И понимаю, что не все экономические процессы можно описать строгой моделью. Поэтому большинство прогнозов (как экстраполяционных, так и сценарных с экспертной оценкой вероятностей) не оправдывается", - пише економіст Андрій Длигач у своєму блозі, передають Патріоти України, та продовжує:
"Ведь по-настоящему могут прогнозировать только те, кто являются фактическими (в предельном случае – реальными) управляющими процессами. Если их несколько или накладываются естественные (природные или с неочевидным управляющим) процессы – возникает хаос ("идеальный шторм").
Поэтому мы шутим (чаще всего по отношению к Украине), что базовые сценарии не реализуются. Доказать это строго представляется невозможным (ибо тогда нужно быть управляющим управляющими – то есть иметь самый высокий ранг рефлексии). Проверить можно только по закону больших чисел (например, начиная с тысячного кризиса).
Поэтому вместо слабых попыток предугадать развитие событий, мы с нашими клиентами и бизнесами выстраиваем бизнес-модели управления нишами или рынками. Получается эффективно вот уже 20+ лет.
SWOT-анализ, как и основы теории конкуренции, потеряли свою актуальность 20 лет назад. Встраиваясь в чужой рынок (то есть действующий по правилам, задаваемым не тобой) ты можешь выиграть тактически, ситуационно. Но все равно играешь на руку управляющему, а значит – всегда в относительном проигрыше.
И это актуально и для ниш, и региональных рынков. Или ты задаёшь правила игры, или рано или поздно ты потеряешь контракт АТБ, проиграешь в ценовой войне, столкнёшься с нелояльностью клиентов, потеряешь ведущего менеджера с записной книжкой и т.д.
Кризисы – никакие не возможности. Я так думал в 90-е годы, когда только начинал анализировать рынки и поведение игроков.
Кризис для одних это инструмент: даже если мы категорически не хотим думать о мировом правительстве – не обязателен сговор, возможно совпадение интересов; если не знаем управляющего – не факт, что его нет; и, наконец, рыночные процессы, входящие в резонанс, усиливаются управляющим воздействием.
А для других кризис – крушение, проблемы.
Попав в кризис, главное не метаться судорожно. Мы проанализировали эффективность диверсификаций бизнеса в 2008–2010 – она была низкой, только 6% успешных кейсов.
Важно найти точку опоры (ключевой процесс, ресурс, компетенцию) и сохранив её – искать новые возможности. Если бизнес-модель бесперспективна – не загонять себя в убытки и долги, выходить как можно быстрее.
Но главная рекомендация на этот кризис – консолидация. В закупках, экспорте. Аутсорсинг. Партнёрство в новых направлениях с теми, у кого есть компетенции или ресурсы".
Російські пропагандистські ресурси не перестають продукувати інформаційний шум. Цього разу вони опублікували історію про те, як бійці ЗСУ нібито готувалися до бою, маючи на озброєнні арбалети і луки, передають Патріоти України. ЗСУ готували «серйозну о...
"Нагадаю, що урядом планується запровадження практично нового податку – на продаж через цифрові платформи, який в народі вже назвали податком на OLX [і "кабанчиків"]. Втім, стосуватиметься цей податок (звичайно, якщо його ще запровадить за урядовою іні...