"Не слишком ли дешево сдала Украина херсонский порт грузинам со швейцарцами", - аналітик

Схоже, райдужні цифри прямих доходів від концесії - це скоріше були забаганки міністерських чиновників, які не витримали перевірки суворою реальністю першої концесійної угоди.

"Стали известны результаты конкурса на заключение концессионного договора, который проходил с 12 сентября 2019-го: определялся концессионер принадлежащего государству Херсонского морского торгового порта. О результатах конкурса на своей странице в Facebook сообщил лично премьер-министр Алексей Гончарук. По его словам, победителем стала швейцарская компания "Рисоил-Херсон", - пише оглядач Денис Лавнікевич у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Условия, на которых она получила в концессию Херсонский порт, следующие: компания обязалась инвестировать в развитие порта около 300 млн грн; помимо этого, договор предполагает ставку концессионного платежа, сумма которого составит 12 млн грн единовременно и 7% от дохода порта ежегодно; также компания-концессионер обязуется вложить более 18 млн грн в местную инфраструктуру. Срок действия договора - 30 лет.

"Рисойл-Херсон" - консорциум компании "Петро ойл энд кэмикалс" (Georgian Industrial Group) и RISOIL S.A. (Швейцария). Доля грузинской группы составляет 60%, швейцарской компании - 40%. Терминалы компании работают в порту Черноморск, осуществляя перевалку зерновых культур и масла. Georgian industrial Group - крупнейшая холдинговая компания в Грузии со штаб-квартирой в Тбилиси. Ее сферы интересов - горнодобывающая промышленность, топливо и энергетика, инвестиции. А Risoil S.A. была зарегистрирована в Женеве в 2000 г. Ее основная деятельность - обеспечение логистики масла, насыпных и генеральных грузов в портах Черного моря, продажа и производство растительных масел, торговля зерновыми и масличными культурами в контейнерах, хранение и переработка агропромышленных продуктов. Сооснователь и директор RISOIL S.A. - бизнесмен грузинского происхождения Шота Хаджишвили.

Что получит Украина

Это, по сути, первый концессионер в Украине, потому данная сделка поднимает много вопросов. Например, он обязался инвестировать в развитие порта около 300 млн грн за 30 лет, в течение которых порт будет в его распоряжении. Много это или мало? Не продешевило ли государство? Или, может, наоборот, сдать в концессию все равно выгоднее, чем сохранять текущее положение дел?

"Здесь выгода государства в привлечении грузопотоков в Херсонский порт. Это не сиюминутные доходы, которые государство получает от того, что компания-концессионер использует данный порт. Компания обязана инвестировать в этот порт, развивать инфраструктуру, что способствует привлечению новых грузопотоков, - пояснил "ДС" директор программы "Инфраструктура будущего" аналитического центра "Украинский институт будущего", экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. - Соответственно, увеличиваются портовые сборы, растут доходы "Укрзалізниці", других компаний. Поэтому не надо узко смотреть на те доходы, которые называются "концессионные платежи".

Действительно, в результате активизации портового бизнеса в Херсоне резко возрастает объем собранных налогов, будут созданы новые рабочие места в этом не самом экономически благополучном регионе, да и в целом Херсонщина станет более привлекательной для инвесторов.

К тому же в данном случае сложно определить, много или мало получит государство в виде концессионных платежей. Просто не с чем сравнивать - это первая сделка такого рода. И одна из ее задач - как раз определить границу между выгодностью и невыгодностью подобных контрактов.

"Ситуация в нашей стране, мягко говоря, не идеальная для привлечения внешних инвесторов. Особенно если учесть, что это был первый "взрослый" концессионный конкурс. Наша страна долго к нему готовилась, пыталась использовать другие объекты и с другими целями, и я рад, что первый объект - именно этот, а не порт "Южный", к примеру", - также отметил Владимир Шульмейстер.

Зачем отдавать порт в концессию

Украинские морские порты, часть которых планируют передать в концессию, - очень привлекательные инвестиционные объекты, приватизация которых, однако, крайне затруднена. В прошлом году морские порты впервые за 10 лет рекордно нарастили перевалку грузов. Ее объем преодолел отметку в 150 млн т.

Однако конкретно у Херсонского порта дела обстоят плохо. У него есть серьезные ограничения, прежде всего связанные с глубинами. К тому же этот порт всегда был нацелен на перевалку грузов, поступающих из восточных регионов. В результате спада грузооборота Херсонский порт более не считается стратегическим, и именно поэтому он попал в первый перечень объектов, отдаваемых в концессию.

До того, как в начале октября прошлого года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №1046 о концессии, эти вопросы регулировались четырьмя различными законами, противоречащими друг другу, что не позволяло государству получать значительную долю дохода от распоряжения своим имуществом. И вот теперь - результат, первая сделка, заключенная в рамках нового закона.

Когда закон готовился, концессионный проект в порту Херсон рассматривался в качестве пилотного. Предполагалось, что он позволит привлечь инвестиции в размере около 1,37 млрд грн и увеличить поступления в бюджеты разных уровней до 14,3 млрд грн за весь период действия договора концессии, в том числе поступлений от концессионных платежей - до 2,8 млрд грн. Такие цифры называли в Мининфраструктуры. Предполагалось, что сумма обязательных инвестиций в первые пять лет составит $8,2 млн с перспективой их увеличения до $25,8 млн. Тогда же замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк рассказывал журналистам, что концессионными проектами ГП "Стивидорная компания "Ольвия" и ГП "Херсонский морской торговый порт" заинтересовались 46 компаний, в том числе 11 иностранных.

Однако, похоже, радужные цифры прямых доходов от концессии - это скорее были хотелки министерских чиновников, которые не выдержали проверки суровой реальностью первой концессионной сделки".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Хіти тижня. "А был ли Патрушев? Почему приключения Зеленского в Омане не заканчиваются", - журналіст

неділя, 23 лютий 2020, 1:00

"Чуть больше месяца прошло, а оманский вояж Владимира Зеленского по-прежнему не забыт. Прощальный подарок уже экс-главы Офиса президента Андрея Богдана, подтвердивший, что поездка президента не имела официального характера, лишь усилил сомнения и вынуж...

Хіти тижня. Велично і з гуркотом: "Газпром" впевнено завалиться в кювет", - Ель Мюрид

неділя, 23 лютий 2020, 0:35

Кремль жертвує газопроводом до Китаю "Сила Сибіру", щоб врятувати свій проект "Північний потік-2", на який США обрушили міць санкцій. На його думку, Кремль вирішив покласти край "Силі Сибіру" через спалах смертельного коронавируса Covid-2019. Він факти...