"100 дней, которые изменили все. Уже 100 дней идет героическое сопротивление украинского народа, украинской армии, российской агрессии. 100 дней, которые изменили и ситуацию на мировых рынках", - пише у своєму блозі Сергій Фурса, передають Патріоти України, і продовжує:
"И до вторжения Путина рынки занимали рискованную позицию. Центральные банки готовились повышать ставку, рынки акций были перегреты, китайский рост замедлялся, а последствия ковида никуда не делись. И вот теперь мы можем только гадать, стала ли война, развязанная россией, тем черным лебедем для рынков, который усилит деструктивные тенденции и приведет к кризису.
Например, ускорение инфляции, которая получила дополнительный заряд благодаря росту цен на бензин и продовольствие, что стало прямым следствием войны. Не говоря уже о рисках ядерной войны, которой, периодически, пугает не только мэр Ивано-Франковска граждан своего города, но и сумасшедшие из Кремля и окрестностей весь мир. Последняя неделя подарила надежду, что с бензином удастся что-то сделать. Саудовская Аравия и Ко решили повысить добычу нефти. Казалось бы, всего на 4%, пока что. Но оптимист скажет, что они повышают на 17% от российской добычи, что уже воспринимается совершенно иначе.
Пока что рынок держится. Показывая, что все это лишь коррекция. Но, если 24 февраля, 100 дней назад, индекс S&P500 был на отметке 4380 пунктов, то в эту пятницу откроется с уровня 4176 пунктов. И это мы уже увидели значительный отскок, ведь индекс падал и ниже 4000 пунктов. И конечно на этом фоне усиливается доллар, который, похоже, самый сильный за последние лет 20. Показывая сильную динамику относительно всех мировых валют.
Кого-то сильнее, кого-то слабее загоняя за можай. Это все ФРС, начавшая цикл повышения ставок и, кажется, напугавшая саму себя. Как оказалось, о сюрприз, инфляция не рассосалась сама по себе, а оттого с ней приходится бороться. Не зря ведь инфляция самая высокая в странах Запада за последние лет 40. Больней всего такая ситуация для развивающихся рынков. Украина бы почувствовала, если бы нашу экономику не перевели в совершенно иной режим путинские снаряды и ракеты. Но рост стоимости долга, рост цен и падение национальной валюты создают гремучую смесь для слабых экономик, которые (тем более в последние года) привыкли жить в условиях бесконечных и дешевых денег.
Держится из последних сил лира. В принципе, многие на рынке считали, что именно турецкая экономика может стать первой доминошкой в том случае, если мировая экономика, экономика развивающихся стран, не выдержит. Но первой вылетела Шри-Ланка, заявившая о дефолте. А Эрдоган все еще сопротивляется. И продолжает играть не только в великого султана, не только вставляет палки в колеса расширению НАТО, но и остается при этом по своему скромному убеждению лучшим в мире главой Центрального банка, не давая регулятору в Турции повышать ставку.
В результате инфляция в стране достигла 70% (и это даже после того, как Эрдоган сменил главу местного статистического ведомства), а чистые резервы составляют уже минус 70 миллиардов долларов. Очень долго, за счет того, что Центральный банк Турции тратил те деньги, которых у него не было, они держали курс на уровне сначала чуть ниже 14 лир за доллар, потом чуть выше 14 лир за доллар, но и эту платину прорвало и сейчас Центральный банк ежедневными интервенциями сдерживает движение курса где-то у отметки 16,5 лир за доллар. А Эрдогану надо продержаться еще год, до следующих выборов. Ведь ты можешь казаться самому себе султаном, но выборы в Турции пока еще не отменили.
В общем, турецкий лидер показывает плохой пример. Как делать не надо. И, будем надеяться, независимости украинского Национального банка ничего не угрожает. На этой неделе НБУ сделал радикальный и смелый шаг, резко подняв учетную ставку до 25%. Вызвав охи и вздохи политиков, но при этом будучи поддержан аналитиками. Решение НБУ неприятно для Минфина, ведь оно подталкивает последнего к росту ставок по гос долгу. Но в этом то и идея. НБУ защищает экономику от дальнейшей девальвации, заметной по курсу черного рынка. И гиперинфляции. Уже может не хватить резервов, чтобы останавливать курс только этими самыми резервами, о чем говорит динамика последних недель. Нацбанк хочет, чтобы ставки по госдолгу стали привлекательными и конкурировали с инфляцией. Поэтому и выбрал верхний потолок инфляционных ожиданий, который сейчас составляет 25%, чтобы перекрыть ее и сделать те же военные облигации привлекательными не только с патриотической точки зрения. В результате есть надежда, что Нацбанку придется меньше печатать денег. С начала войны НБУ уже эмитировал до 120 млрд грн, а мы знаем, чем заканчиваются подобные игры, если их вовремя не остановить.
Теоретически это, конечно, должно было бы вызвать рост ставок по кредитам. Но фишка в том, что банки сейчас в принципе не настроены кредитовать. Поэтому не дают вам кредит под 15% или не дают вам кредит под 25%, в принципе, не имеет никакого значения. А спираль гиперинфляции была бы для бизнеса куда губительнее, чем рост кредитных ставок. Даже для того бизнеса, у которого сейчас есть старые кредиты и он получит по ним рост ставки. Так что останутся только кредиты по госпрограммам, что увеличит расходы бюджета, но у нас там и так такой дефицит, что скоро в него можно будет поместить галактику Млечный Путь. И тут, как и с ситуацией на фронте, очень много зависит от помощи западных партнеров.
Можно ли ожидать, что ставки 25% вызовут приток иностранных инвесторов? Сомнительно, пока не закончится война. Тем более, что украинские еврооблигации сейчас торгуются на уровне 30-40% от номинала, и пусть там выше риск реструктуризации, но зато нет гривневого риска. Ситуация на рынке еврооблигаций в принципе уже гораздо лучше, чем была 24 и 25 февраля, когда инвесторы сомневались, что Украина будет существовать. Сейчас инвесторы уверены, что Украина будет, но также уверены, что будет та или иная реструктуризация".
Великі відсоткові ставки в банках Росії змусили російських підприємців шукати гроші у сусідніх державах. "Сбербанк" запропонував російським компаніям брати кредити в Білорусі, де працює дочірній банк. Про це пише The Moscow Times, передають Патріоти Ук...
Представники Болгарії та Румунії вимагають захисту від імпорту дешевого меду з України. Від занизької закупівельної ціни на мед страждають і самі українські пасічники. За їхніми словами, відвантажувати продукт оптовикам восени-2024 доводиться від 55 гр...