Чтобы у Кремля стало много головной боли: Как Украина должна отвечать на диверсии России, - аналітик

Україна в умовах гібридної агресії повинна діяти на випередження, а не чекати нападу зі сторони.

Місце вбивства полковника Шаповала. Ілюстрація:24 Канал

"Взрывы автомобилей в Киеве и других городах Украины перестали быть редкостью." Про це пише аналітик Ігор Тишкевич на сайті Хвиля, передають Патріоти України, продовжуючи:

С одной стороны, в воюющей стране стоит ожидать увеличения количества нелегального оружия на руках, в том числе у криминала. С другой, последние эпизоды, когда жертвами нападений (в том числе с использованием взрывчатки) стали офицеры ВСУ и спецслужб, позволяет объединить часть преступлений в один логический ряд.

Это уже спецоперация противника, целью которой может быть не только нанесение урона силовому блоку украинской власти, но и дестабилизация политической ситуации в стране. Увы, но простого действенного алгоритма реакции на подобные вызовы нет. Но если подумать, Украина может предложить способ решения проблемы в среднесрочной перспективе. Возможно, шаги вызовут резкое неприятие в том числе в странах «победившей демократии», но когда речь идёт о выживании государства, времени и сил на то, чтобы «нравиться всем» не остаётся.

Взрывы, покушения и возможные цели заказчиков.

Рост преступности в любой стране ставит вопрос об эффективности власти. Рост преступности с использованием оружия подрывает сами основы государственной системы потому что:

Государство не может выполнить свою основную функцию — обеспечение безопасности граждан

Использование оружия в спорах между акционерами, рейдерских захватах демонстрирует, что государство не в состоянии обеспечить безопасные условия для ведения бизнеса. А это уже удар по экономике

Оружие в спорах между гражданами демонстрирует потерю государством ещё одной функции — арбитра

И, наконец, вооружённые «разборки» отражают потерю монополии на насилие.

В украинских реалиях можно добавить ещё один аргумент — удар по реформе МВД, которая преподносится как один из наибольших успехов в реформировании государственной машины.

Рост преступности на фоне войны, экономического кризиса и реформирования силового блока вполне закономерен сам по себе. Но это не означает, что явление является исключительно «внутренней проблемой». Если ставить в один ряд события на фронте и стабильность в тылу, то становится очевидным, что рост преступности чрезвычайно выгоден противнику – он уменьшает способности государства к эффективной защите.

Поэтому практически во всех затяжных войнах последнего столетия фактор стимулирование роста преступности в тылу противника является обыденной операцией спецслужб. К тому же это дёшево и просто – нет нужны тратить средства на дорогостоящую подготовку агентуры, специалистов высокого уровня — достаточно помочь преступникам найти оружие и обеспечить их информацией:

это делала Германия на территории российской империи в начале 20 века;

это делали большевики на территории межвоенной Польши, в Финляндии, в странах Балтии;

этим, в значительной мере, занимались партизаны (нападения на финучреждения, пункты заготовки продовольствия, школы, предприятия и так далее);

можно вспомнить историю появления горячих точек «позднего СССР» и первых годов независимости бывших «союзных республик» — несмотря на «этнический» характер большинства конфликтов, присутствие криминального элемента на начальных этапах не заметить невозможно.

Сегодня для Российской Федерации показать неспособность Киева контролировать собственные территории (имею в виду «тыл»), обеспечивать безопасность граждан, бизнеса, едва ли не важней побед на фронтах в Донецкой и Луганской областях. Поэтому ожидать, что страна, которая «собаку съела» на работе с криминалом в сопредельных государствах, сегодня вдруг станет образцом высокоморального поведения будет несколько наивно.

Скорее наоборот: организовать работу пары преступных групп, помочь тем информацией, деньгами и оружием дёшево и чрезвычайно эффективно: пару групп периодически организуют дерзкие, резонансные преступления, давая пример местным и, параллельно, поддерживая (или увеличивая) градус напряжения в обществе. Дальше недоверие государству, попытки граждан своими силами (вне рамок закона) вершить правосудие и/или контролировать свои территории. 3-4 года в таком режиме и страна расползается на лоскуты.

На этом можно было бы остановиться, если бы не серия смертей офицеров ВСУ и СБУ. Взрывы автомобилей уже не просто преступление – это диверсия, требующая долгой подготовки и наличия специальных навыков у исполнителей. То, что жертвами стали руководители специальных подразделений свидетельствует о начале ещё одной, параллельной «работе с преступностью», операции.

Убийство офицера, спецназа, службы безопасности может служить следующим целям:

деморализация украинских силовиков — противник посылает сигнал, что может «добраться» до них и их семей в любое удобное ему время. Это может действовать не только на сотрудников разведки или отрядов спецназа, но и на «обычных» людей в погонах: ведь если нашли «таких», то что говорить об обычном офицере-фронтовике.

демонстрация того, что политика Украины по защите своей территориальной целостности (да и просто защита государства) неэффективны – страна не может в тылу защитить самих защитников.

Продолжение такой практики и организация серии новых нападений без должной реакции Украины может привести к чрезвычайно опасным последствиям, в частности:

деморализация офицеров силового блока (ВСУ, НГ, СБУ и другие)

подрыв доверия общества к реформированию МВД и, как следствие торможение (или срыв) дальнейших реформ ведомства

рост напряжённости в обществе на фоне недоверия к органам власти (последнее уже наблюдаем более года)

возникновение различного рода вооружённых формирований и попытка отдельных групп населения вершить правосудия согласно своим представлениям о добре и зле.

Последнее особо опасно. Вначале, например, ветераны АТО, патриоты, могут организоваться ради «наказания» виновных в преступлениях (как они считают). Но даже под словом «патриотизм» в Украине каждый понимает своё. А значит организации «патриотически настроенных граждан», решившие вооружиться рано или поздно начнут проповедовать доступными методами свои представления о том «как надо Родину любить». На следующем этапе о высоких словах уже забудут — каждый сам за себя. История, кстати, знает немало примеров, начиная от заката казацкой державы в 17 веке и заканчивая перестрелками между ОУН Мельника и ОУН Бандеры в середине 40-х.

Разные задачи – разные решения

Рост преступности и нападения на офицеров спецслужб, ветеранов АТО, на первый взгляд являются явлениями одного порядка. Но если разделить собственно преступность как болезнь общества и акции, которые планируются, осуществляются противником на территории Украины, имеем два абсолютно разных процесса, подходить к которым нужно с различным инструментарием.

О вооружённых преступниках и обеспечению порядка в стране писал две недели назад в тексте «Какие проблемы решит легализация короткоствольного оружия в Украине». Суть подхода в том, чтобы изменить восприятие государства и его функции. Если мы говорим о «государственной машине», которая «должна что-то сделать», то в условиях недостатка ресурсов и отсутствия доверия общества к государственным институтам, быстрого решения проблемы не существует. А вот если воспринимать государство как сообщество свободных граждан, то решение лежит на поверхности: власть возвращает себе функции арбитра, давая возможность гражданам участвовать в решении проблем. То есть:

легализация оружия, находящегося на руках у лиц, которые на деле доказали желание и способность работать ради усиления Украины (начать можно с ветеранов АТО с последующим расширением категорий)

разрешение на свободную покупку, скрытое ношение и применение короткоствольного оружия

формирование из числа таких граждан групп, которые могут оказывать содействие силовикам в поддержке правопорядка (в свободное от других занятий время)

Долго расписывать концепцию не буду — уже делал это, взвешивал плюсы и минусы две недели назад.

Теперь стоит остановиться на теме противодействия диверсионной работе противника. Увы, но к офицеру спецслужб охранника не приставишь, а в случае недоступности (хорошей охраны) одной потенциальной цели можно взять в разработку потенциальных жертв рангом пониже. И, как говорили большевики, взять не качеством, а количеством.

Методы должны быть несколько иные. Тем, кто работает в разведке, контрразведке необходимо как минимум обеспечить неприкосновенность данных о месте жительства, семье, специфике работы и так далее. То, что журналисты раньше самих спецслужб называют фамилии погибших офицеров разведки ВСУ и офицеров СБУ говорит об отсутствии режима секретности как такового.

Журналистские расследования – вещь хорошая, но представьте, например, что будет с журналистами, которые попытаются, например, следить за сотрудниками (равно как и за их семьями) МОССАД в Израиле или ЦРУ в США. В Украине любые попытки указать на неуместность натыкаются на вой про «наступление на свободу слова».

Я не призываю к «полицейскому государству», просто темы внешней разведки, контртеррористической деятельности, личный состав сотрудников таких подразделений, их данные, данные их семей должны быть тайной за семью замками. А тем, кто попытается докопаться до подобной информации должны светить реальные сроки заключения.

Частично нормы уже есть в законах, частично (в отношении точного определения категорий лиц, защиты семей, контактов и т. д.) необходимо прописать и, самое главное исполнять. Даже эти простые шаги уже продемонстрируют офицерам, что государство как система намерена их защищать.

Вторая часть проблемы — возможность действовать на упреждение, а не ждать нападения со стороны. При обсуждениях обеспечения безопасности Украины чаще всего используется слово «защита». Но ожидая удара в надежде на свою реакцию победить трудно, особенно когда речь заходит о террористической угрозе.

Украина показала, что способна нарастить силовой потенциал за короткое время и может за 2 года сделать неактуальными бравые планы «быстрого победоносного марша на Киев». Следующий этап — заявить (и доказать), что страна переходит в другой режим коммуникации с потенциальным противником: «тронешь, будет не просто больно, а очень больно».

Суть предложения – заявить о готовности действовать на опережение и/или проводить акции возмездия в отношении организаторов терактов, нападений. Частично затрагивал тему в тексте «как Украине использовать взрывной характер Моторолы», но сейчас пришло время не только информационных операций, но и изменения норм законодательства.

В частности в прописанных полномочиях внешней разведки, ГУР МО Украины, некоторых других спецподразделений стоит прописать возможность «проведения разведывательно-диверсионной деятельности на территории других государств» в любое время, независимо от того, находятся ли эти страны в состоянии войны с Украиной.

Украинские разведчики должны получить прописанное в законодательстве:

право проводить деятельность, направленную на уменьшение террористической угрозы для Украины на территории других государств – любых государств!

право проводить мероприятия по захвату и доставке в Украину (либо физическому устранению) лиц, признанных виновными в совершении террористических актов на территории Украины, убийстве украинских граждан.

Естественно, такой подход вызовет бурю негодования со стороны не только РФ, но и изнеженных демократией стран Евросоюза. Но перед глазами пример Израиля — если бы спецслужбы этой страны работали исключительно в режиме «реакции на событие», евреям давно бы пришлось вновь искать место для своего национального государства.

Украинцев в Украине не 8,3, а более 35 миллионов — искать новое место дорого, сложно, неудобно. Поэтому выбор очевиден: не допустить падения государства и сделать очень больно каждому, кто это государство пытается уронить.

Такой подход, кроме воплей возмущения, даст в среднесрочной перспективе несколько очень хороший результатов. Независимо от того, будет ли, например СБУ уничтожать террористов, разъехавшихся по миру, в каждом несчастном случае будут искать украинский след. Это сделают журналисты противника, тем самым меняя матрицу восприятия украинцев и украинских силовиков. Вместо «хитрых скачущих хохлов» или «фашисткой хунты, убивающей собственных граждан» в восприятии возникнет злобный укр, способный достать врага из-под земли.

Если же это восприятие украинские спецслужбы подтвердят удачной операцией, эффект усилится стократно. В конце концов, можно не говорить о посланной ДРГ или задействованной агентуре, а просто прокомментировать смерть очередного «деятеля» примерно такими словами «ГУР МО України підтверджує, що терорист …. вже не є живим. Приносимо вибачення співгромадянам за те, що таке підтвердження можемо дати тільки сьогодні. Надалі маємо наміри працювати більш оперативно».

Фактически небольшой корректировкой законодательства Украина может сама начать играть на поле противника в информационную операцию под названием «у нас руки длинные». И уже у Кремля (как и других потенциальных противников) будет много головной боли что с этим делать.

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Огляд карти бойових дій станом на 24 листопада 2024 року - Злий Одесит

неділя, 24 листопад 2024, 22:25

Сьогодні 24 листопада. Триває 1005 доба мужньої оборони України проти навали російських окупантів. . Торецьк та Часовий Яр, Велика Новосілка та Курахове. Курахівський напрямок: сили оборони України щоденно відбивають накати росіян на Романівку та бло...

Головний щит урядового кварталу у Києві. І це навіть не українська ППО, - блогер

неділя, 24 листопад 2024, 21:47

"Нагадаю, що головним щитом урядового кварталу Києва від будь-якої російської ракети є працююче посольство Китайської Народної Республіки", - пише радник голови Дніпропетровської ОВА Юрій Богданов на своїй сторінці у соцмережі "Фейсбук", передають Патр...