Если смотреть на события прямолинейно – а именно так сейчас действуют российские СМИ – то эскалация конфликта была, конечно же, выгодна Азербайджану. Во-первых, предпринималась попытка выбить армянские подразделения со стратегических высот – что сделало бы контролирую Ереваном и Степанакертом территорию уязвимой и могло изменить ход переговоров. Во-вторых, в ситуации экономического кризиса, переживаемого Азербайджаном как нефтяной державой, небольшая победоносная война – пусть не за весь Карабах, так хотя бы за часть Карабаха или “пояса безопасности”, окружающего территорию региона – а это обычные районы Азербайджана, на которые Карабах даже не претендует – уже могло бы стать поводом для триумфа. В-третьих, азербайджанская атака на союзника России –Армению – вполне вписывается в логику российско-турецкого противостояния.
В Баку, конечно, убеждены, что провокацию на линии соприкосновения устроили армяне. Поскольку четкого военного объяснения этим действиям не дается – Еревану явно выгоднее статус-кво, чем Баку - находится политическое объяснение – так Ильхама Алиева наказывают за сближение с Западом и за то, что в конфликте Турции и России он не встал на сторону Москвы.
Правда о происходящем, как обычно, намного сложнее. Удобнее всего воспринимать конфликт как борьбу пророссийской Армении с прозападным – ну или хотя бы протурецким – Азербайджаном. Безусловно, Армения – союзник Москвы. И после того, как президент Серж Саргсян под давлением своего российского коллеги Владимира Путина отказался от подписания соглашения об ассоциации с ЕС в пользу евразийской интеграции, у Москвы возникли новые – уже даже больше неформальные, чем формальные - обязательства перед Ереваном. О членстве Армении в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе я уже и не напоминаю. ОДКБ уверенно поддержала в конфликте Армению.
Но считать азербайджанское руководство прозападным и даже протурецким я бы поостерегся. В этом самом руководстве, в ближайшем окружении Ильхама Алиева существует мощная пророссийская партия. Азербайджанские спецслужбы, вооруженные силы, государственные структуры, медиа инфицированы российскими агентами влияния и просто агентами. Люди эти связаны с Москвой бизнес-интересами, рыбешке помельче просто платят деньги – в этом смысле Азербайджан ничем не отличается от Украины времен Виктора Януковича, да и от современной Украины.
Что я этим хочу сказать? Что если Владимиру Путину необходимо было развязать новый виток противостояния в Карабахе, он мог сделать это как с помощью Еревана, так и с помощью Баку. Между прочим, уже тот факт, что эскалация началась именно тогда, когда оба президента – и армянский, и азербайджанский – находились в Вашингтоне на саммите и оперативные решения за них принимали – так или иначе – другие люди – сам по себе о многом говорит.
У Путина не так уж много шахматных досок, на которых он может чувствовать себя гроссмейстером. Из Сирии он ушел. На Донбассе озабочен снятием санкций, а не новым витком противостояния. В Приднестровье российская группировка фактически парализована после конфликта с Киевом. Остаются Карабах и мятежные территории Грузии. В Грузии можно подумать о новой войне перед будущими парламентскими выборами – а, может, и после них, в зависимости от результата – но ясно, что эскалации конфликта тут все равно не избежать в ближайшем будущем. А Карабах напрашивается уже сегодня именно из-за конфликта с Турцией.
Карабах – это всегда узел проблем. Именно начало движения за присоединение НКАО Азербайджанской ССР к Армении дало старт процессам, похоронившим Советский Союз – потому что продемонстровало всю неэффективность тогдашних союзных властей и их неумение разрешать конфликты между союзными республиками. Но Карабах к тому же – это еще и классический пример ситуации, когда международное право состязается с представлениями об исторической справедливости, различными у сторон.
Проще говоря. Территориальную целостность Азербайджана признают все. Но если азербайджанские войска начнут одерживать победу за победой, на Западе заговорят о новом изгнании армян из мест их исконного пребывания, а в Турции – о возвращении тюрков на земли, некогда присвоенные армянами. И этот конфликт точно не нужен сегодня никому на Западе, потому что он может стать серьезным раздражителем во взаимоотношениях между Вашингтоном, Парижем и Берлином – и Анкарой. В ситуации, когда с трудом сохраняется взаимопонимание по Сирии это действительно слишком.
Путин это прекрасно понимает. Мало того, что разжиганием конфликта он как бы дергает Ереван и Баку за невидимые веревочки, еще раз напоминая им, что стабильность обеих стран зависит от московской благосклонности, так он еще и вызывает на Западе новую волну ужаса. И если конфликт продолжится и обострится, то ему опять начнут звонить, писать, к нему опять все поедут – чтобы он вмешался и все успокоил. Он, собственно, уже начал, не дожидаясь просьб – его министр обороны проводит постоянные консультации с азербайджанским и армянским коллегами. Самое страшное – если окажется, что он опять чего-то не рассчитал и уже не может ничего успокоить. Тогда будет еще одна война, погибнут тысячи людей.
Можно ли избежать подобного развития событий? Можно. Но для этого нужно не просто разрешить карабахский конфликт. Для этого нужно, чтобы программа государственности Армении и Азербайджана перестала быть карабахской. А она – карабахская. Именно борьба за Карабах привела армян к идее восстановления собственной государственности – а не наоборот, движение за независимость Армении решило, что стране не хватает Карабаха.
И именно стремление сохранить Карабах и обида на союзный центр стали толчком к восстановлению государственности Азербайджана – а не наоборот, движение за независимость было “наказано” отделением территории. И пока программа государственности двух соседних стран будет ущербной, Кремль сможет сталкивать их лбами тогда, когда ему заблагорассудится. Тут Путину никто не сможет помешать – ни Обама, ни Олланд, ни Меркель, ни Эрдоган.
И это нужно учесть прежде всего нам – потому что Путин устроил весь этот кошмар в Крыму и на Донбассе именно для того, чтобы программа нашей государственности перестала быть украинской – а стала донецкой или крымской, чтобы мы попали в ту же ловушку, в которой находятся Армения и Азербайджан. Наша задача – в эту ловушку не попасть. Задача международного сообщества – помочь кавказским заложникам Путина из нее выбраться.
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...
Українська інтерв'юерка та блогерка Раміна Есхакзай уперше поділилася, як закрутила роман з військовим, якого нещодавно показала уперше. Так, журналістка у власному проєкті "30" поділилася, що вона познайомилася з обранцем за допомогою звичайного листу...