Патріоти України вже писали про історію створення 3-го окремого танкового батальйону. Нагадаємо, більшість особового складу підрозділу сформували мобілізовані, вчорашні цивільні українці. І ось через чотири місяці після призову купка сміливців цієї частини пішли в атаку, котра назавжди записала їхні імена в скрижалі військової слави України.
Все мало бути красиво. Потужний наступ. Деблокада Донецького аеропорту. Захоплення нового стратегічного плацдарму. Однак справи пішли не так, як малювали у високих штабних кабінетах. Сил для повноцінного удару не вистачило. І чотири українські танки, що йшли в авангарді, мали виконувати свою окрему задачу самостійно, без підтримки піхоти, глибоко у ворожому оточенні, у Донецьку. Це битва за Путилівський міст. Міст життя для окупантів, і міст смерті для наших. Адже саме через нього ворог прямував на штурм «кіборгів» у ДАП та інших позицій українців на північних околицях Донецька. Ось як далі оповідає про ті події історик Михайло Жирохов.
В короткой истории части есть и случай танкового боя – достаточно редкий по меркам противостояния. И произошло это во время танкового рейда в район Путиловского моста. Он стоит того, чтобы рассказать отдельно. 18 января 2015 года рота получила приказ выдвинуться в район одного из передовых опорных пунктов АТО – «Зенит», который размещался в бункере части ПВО вблизи поселка Опытное. Однако вместо полноценной роты к «Зениту» вместо роты прибыл всего лишь сводный танковый взвод из четырех танков под командованием лейтенанта Ждана. Дело в том, что под Донецк прибыло всего шесть танков, которых в Водяном накрыли «Грады» - в результате два танка получили небольшие повреждения и были выведены в тыл.
Боевую задачу для танкистов ставили лично начальник Генерального штаба Виктор Муженко, командующий Высокомобильными десантными войсками Михаил Забродский и командир «Зенита» - полковник Воздушных сил позывной «Граф». Они должны были вместе с 1-м батальоном 95-й аэромобильной бригады атаковать поселок Спартак, захватить его, выйти к Путиловскому мосту, закрепиться, обеспечить выдвижение к мосту группы саперов, которая должна была взорвать мост.
Вообще на протяжении противостояния под Донецким аэропортом Путиловская развязка была стратегически важной – по ней выдвигались из Донецка боевики, чтобы атаковать наши позиции в новом терминале, Опытном и на самом «Зените», не стоит также сбрасывать со счетов и конвои обеспечения.
А поселок Спартак был плацдармом противника, где боевики удерживали отдельные опорные пункты и вели наблюдение за аэропортом, грозя в случае чего фланговым ударом. Расстояние от «Зенита» до Спартака по меркам мирного времени небольшое - всего то 3,5 километра, однако в условиях войны это очень много.
Атака началась в полдень. С четырьмя танками пошло шесть БТРов и ГАЗ-66 с ЗУ-23. С ходу танкисты расстреляли наблюдательные пункты противника на шахте «Бутовка» и передовой блокпост на окраине Спартака. Уже во время движения колонна была накрыта минометным огнем.
Четыре танка заехали в Спартак и пошли по улице прямо на мост. Причем организованного сопротивления противник не оказал – видимо, никто не ждал такой резвости от украинцев. Обстрел из стрелкового оружия танки остановить не мог, попытки гранатометчиков выйти на дистанцию огневого контакта были отражены с потерями для противника.
Около 13:00 танки что называется вылетели на мост. Однако к тому времени десантники отстали. Попытки связаться с командным пунктом или с десантниками были тщетными - связь даже на такой короткой дистанции не работала. Вероятно, противник применял радиопомехи.
Тогда командир взвода отдал команду двум экипажам остановиться и прикрыть пути отхода. А он сам со старшиной Скрицким (один из самых возрастных воинов в батальоне - ему исполнилось 58 лет, и на войну он пошел добровольно после гибели сына) решил атаковать мост. Тем более что им удалось «поймать» два танка противника, которые стояли под Путиловским мостом развернувшись кормой к нашим, и их экипажи спешно загружали боекомплект. Тут же под мостом стоял бронетранспортер и много автомашин. Видимо, противник с утра отстрелял боекомплект в районе нового терминала и ушел на перезарядку – под Путиловским мостом был оборудован склад боеприпасов.
Ждан и Скрицкий одновременно открыли огонь по обнаруженным целям. Боевики «Сомали» (а это были именно они) не смогли оказать сопротивление. Прошли секунды, а под мостом начался настоящий ад. Наши танки били почти в упор, до ста метров дистанции, начали взрываться танки, машины, боеприпасы.
Убедившись в том, что мост обречен, Ждан скомандовал отход. Первыми начали отходить танки прикрытия. Как только они развернулись, как тут же из переулка прямо на танк Скрицкого вылетел российский Т-72. С 20 метров российский танкист выстрелил без помех - прямое попадание в верхний бронелист. Однако экипаж Ивана Ждана не потерял самообладания, и среагировал мгновенно - доворот башни и второй выстрел Т-72 сделать не успел - он получил кумулятив почти в упор. Взрыв! Никто из экипажа не спасся.
Экипаж Скрицкого Ждан буквально спас - посадил на башню и они рванули по узкой улочке Спартака к своим. Но на обратном пути их уже ждали: огонь пехоты и еще одного танка был плотным - противник разобрался в ситуации. Во время отхода еще один наш танк был подбит - экипаж попал в плен.
Только три танка смогли выйти на окраину Спартака - десантники остались там и вели бой с подразделениями противника, которые укрепились на окраине. Во время отхода недалеко от блокпоста противник подбил еще один наш танк. Стрелковым огнем были ранены все члены экипажа Скрицкого, один упал с танка и попал в плен.
Результаты операции - Путиловский мост уничтожен, сгорели четыре танка противника. Оказалось, что под мостом стоял еще один танк, который загорелся и взорвался от попаданий снарядов и детонации складов с боеприпасами. Было уничтожено и много другой техники. Наши потери - три танка. Четыре танкиста попали в плен. К сожалению, двое из них остаются в плену до сих пор, спустя год…
Ордена «За Мужество» без промедления были вручены пятерым раненым воинам, в том числе Скрицкому. Сам главный герой боя на Путиловском мосту - лейтенант Ждан - был представлен к ордену «Богдана Хмельницкого» 3-й степени в октябре.
Именно танкисты батальона вместе с десантниками 95-й оамбр взяли под контроль 27 января 2015 года шахту «Бутовка Донецкая» (затем один из взводов находился там на постоянной основе).
После «Минска-2» подразделение было отведено в тыл, став резервом командования сектора. К тому времени крайне остро встал вопрос ремонта техники – почти половине танков было необходимо менять двигатели, коробки передач, механизмы заряжания.
Кстати, именно своевременный ввод 3-й роты батальона во время боев за Марьинку 3 июня 2015 года позволил бойцам 28-й омбр эффективно выполнить задачу по отражению вражеского наступления. Участвовали танкисты и в отражении атаки боевиков 8 июня. Согласно радиоперехвату тогда противник понес большие потери.
Ныне батальон находится на Луганщине, где выполняет все те же задачи – оборону украинской территории от российских террористов.
Потери личного состава 3-го ОТБ за время боев на Донбассе
1.Солдат Лупаина Александр Григорьевич – 19.12.2014
2.Младший сержант Корчевный Роман Михайлович – 5.01.2015
3.Солдат Дмитрив Святослав Сергеевич – 31.01.2015
4.Старшина Олейник Александр Иванович – 7.02.2015
5.Лейтенант Шемчук Петр Михайлович – 8.02.2015
6.Старший сержант Арабский Виктор Романович – 8.02.2015
"Чиновники з Міноборони вкотре сіли в калюжу: авансують підприємствам десятки мільярдів гривень, однак на фронт у заявлені терміни доходить менше половини мін. Однак і з ними серйозні проблеми. Що відбувається? "Нам не страшні московські воші, нам стра...
"Вчора був той самий день – День гідності та свободи. Трохи не пропустила. День "майданутых", по-простому", - пише харківська журналістка Анна Гін на своїй сторінці у соцмережі "Фейсбук", передають Патріоти України, та продовжує:. "Не віриться, що вже ...