"На неделе посчастливилось побывать на дискуссии по результатам участия украинцев в экономическом форуме в Крынице (Польша). Немного следил за мероприятием через ФБ (участники давали информацию) и благодаря польской прессе. А так же на странице самого мероприятия." Про це пише Ігор Тишкевич на сайті Хвиля, передають Патріоти України, продовжуюбчи:
Думал писать текст на эту тему раньше, но чтобы не быть аналогом товарищей "Пастернака не читал, но осуждаю" — покопался и посмотрел немного видео. Мнение не изменилось — проблема есть. Суть её можно охарактеризовать словами "Элита страны не может продать Украину".
О чём говорили, как говорили.
Итак, начнём с впечатлений участников форума, которыми они делились на мероприятии Украинского Института Будущего.
Ю.Романенко был жёстким. Основные тезисы выступлений части украинских участников охарактеризовал так «война (агрессия РФ) — мы хотим в Европу — европейские ценности — мы защищаем ЕС – дайте денег»
Евген Магда был согласен с оценкой. При этом отметил, что мало кто пытался разговаривать с участниками из других стран на понятном им языке. Речь идёт не о знании иностранных языков, а умении подбирать правильные ассоциации, формулировать мысли и следить за аудиторией.
Владимир Лупаций был более мягок. Как человек, участвующий в форуме достаточно долго, отметил, что поведение украинских участников изменяется. А так же то, что от них ждут конкретики, а не общих слов.
Кирилл Сазонов, напротив, высказался жёстко. Отметил меркантильный подход аудитории и разговоры «о вечном» со стороны украинских участников. Привёл пример, при котором даже тема войны на востоке может быть интересна: говоришь о «щите Европы» — реакция близка к нулю. Говоришь, что если Украина не выстоит — давайте думать о том, как защищать Варшаву, Братиславу и Прагу. Интерес проявляется.
Одним словом, разговаривали на разных языках. Аудитория хотела услышать конкретику. Ответ на вопрос «что нам за это будет» Сейчас. Чем выгодна Украина, что она предлагает партнёрам. Или, как минимум, чем выгодна Украина в перспективе. Кем и чем она станет для тех же партнёров через 5-10 лет. В конце концов какое государство строят украинцы.
Ответную реакцию прекрасно описал Сергей Дацюк, приводя в пример поведение ещё одного участника. Которому не посчастливилось быть на панели, где среди прочего, обсуждались и проблемы ЕС. Российский модератор дал слово вначале. Был краткий спич про европейские ценности, путь в Европу и готовность слушать советы. Потом дискуссия. И вновь «а что нам на это скажет украинский участник». В ответ то же самое: «хотим в Европу. Не знаем чем станет ЕС. Но вы скажите, мы сделаем». Как отметил упомянутый С. Дацюк — за такое хотелось в морду дать. И правильно.
Но вы думаете он одинок во мнении? Посмотрите выступление украинского премьера. Спасибо В. Гройсман — выложил видео.
Кратно это выглядит действительно так «вызовы ЕС — выбор Украины — мы хотим в европейскую семью — мы хотим европейских ценностей». А так же слова про консолидацию «западного мира». И, естественно, про помощь Украине. Причём с непревзойдённой фразой «Сегодня помощь Украине нужна настолько насколько Украина нужна Европейскому Союзу». Превосходно.
Да вот беда. Экономический форум — место сбора тех, кто зарабатывает деньги. Тех, кто принимает решение. Они сами хотели бы услышать зачем Украина им нужна. Особенно в свете других вызовов. Та же Италия, где множество украинцев обеспокоена трансформацией своей экономики и проблемой беженцев с Африки. Для Франции сотрудничество с РФ — деньги. С Украиной… «а что это?». И так далее. А тут ещё BREXIT. Тут пируэты китайской экономики плюс инициативы саудитов. Украины в списке актуальных проблем нет. Точка.
Европейцы согласны были слушать про ценности во время Майдана, а потом, извините, нужно сказать как ты будешь идти к своей цели. И в каком виде ты планируешь вписаться в европейскую систему. Чем будешь полезным. Чем интересным. В конце концов каков твой функционал. Вместо этого продолжаются разговоры про уникальность украинцев и европейский выбор. Но, господа, Европа, по словам госпожи Меркель находится в самом сложном периоде своей общей истории. И она сама будет изменяться. Где тут Украина?
Вместо этого, как справедливо написал в своём весьма сладком отзыве об активности Гройсмана Юрий Панченко «Прем’єру довелося з усіх сил уникати каверзних питань». Превосходно. От премьера ожидают конкретного ответа. Он «избегает» его.
Результат такой политики ведения диалога очевиден. Если сама Украина не даёт ответ кем она станет или что хочет — нет ответа на вопрос «А зачем Евросоюзу Украина». Как для всего союза, так и для отдельных стран. Особенно, тех, которые находятся относительно далеко географически. Хотя… даже соседей. Те же Словакия, Чехия, Румыния, Болгария весьма сдержаны в оценках и своих предложениях. Польша осталась одним из немногих государств, которое продолжает видеть выгоду в «проекте Украина». Ради справедливости отмечу, не всё происходит на форумах. В значительной мере должна работать дипломатия. А тут, по состоянию на начало лета был завал. Особенно в ключевых государствах. Кому интересно — делал подборку. С табличками, цифрами, датами.
Но надо отдать должное части европейских политиков. Не получая ответа на вопрос «зачем им Украина», они не послали Киев куда подальше. А в меру своих сил, наличия времени и интересов государства сами пытаются предложить украинскому обществу функционал. Так рождаются концепции фронтира Европы, моста между Европой и Азией и так далее. Но вот беда, в самой Украине почитав такое обижаются. Мол как могли нам такую ничтожную роль предложить. Обижаются и всё. Своего видения не высказывают. Что уже удивительно для европейских политиков. Они привыкли к диалогу.
Именно поэтому даже в разговорах кризисе на востоке Украины всё мощнее слышны советы «да вы там договоритесь как-нибудь». Количество «адвокатов Украины» уменьшается. Количество тех, у кого на слово «проблемы Украины» возникает немного нервная реакция растёт и виновата в этом отнюдь не «российская пропаганда».
Даже по безвизовому режиму. Один из участников мероприятия в Институте Будущего сказал прекрасную фразу. Процитировал премьера Венгрии Виктора Орбана, который сказал, что «мы за безвизовый режим для Украины, потому что это нам ничего не стоит»..
Задача — продать Украину
Здесь мы подходим к тому, что на мой взгляд, является ключевым в диалоге с партнёрами. Не только на Западе. Техника и технология продаж. Не продать страну «в розницу» как мы привычно понимаем, а показать выгоду от вложений. Убедить, что «проект Украина» — весьма интересен и имеет прекрасные перспективы. А тут нужна конкретика. То есть что стране нужно сегодня и что сегодня она может предложить. И второе, чем она будет интересна/полезна/выгодна завтра.
Украине сегодня нужна политическая поддержка, а еще деньги, технологии, знания.
Вопрос что она может сегодня предложить. В Польше говорили о стране как житнице Европы. Мол завалим всех продуктами. И это говорили политикам и бизнесменам из стран, где забастовки, манифестации фермеров так же привычны как смена поры года. Причём «селяне» бастуют из-за низких цен порождённых в том числе кризисом перепроизводства.
И тут украинское предложение — а давайте и мы подкинем «по дешёвке». Всем и много. Естественная реакция «чур меня!». Украинцам она не понятна. Украинцы обижаются.
Но ведь можно продать своё сельское хозяйство. Говорить о рынке земли. О странах Африки и Азии куда можно поставлять продукцию. Предлагать вместе заработать, а не просто продать «по дешёвке». Это уже совсем другой стиль диалога. Он понятен на Западе.
Транспорт. Украина, мол, коридор между западом и востоком, югом и севером. Прекрасно. Но тогда нужно говорить не о закрытии границ с РФ, а о маршрутах на Кавказ, в Китай. Предлагать дешевле и удобней. В конце концов вместе заработать на плате за транзит. Те же концессионные дороги, речной транспорт. Просто, правда?
Да даже мусор (про Львов все слышали). Можно клянчить «не дайте нам задохнуться в отходах». А можно сказать «у нас много отходов — это золотая жила на годы» и предлагать уникальные условия для инвесторов по переработке. Маленький пример, который уже приводил. Киев взял кредит в 0,8 млрд долларов на реконструкцию Бортнической станции аэрации. Мол чтобы не воняло. Где-то прикрыть отстойники, где-то сменить технологию. Думать будут ещё долго — конец работ через пару лет. В Беларуси немцы взяли коммерческий кредит в 20 млн.евро. Ещё 4 млн доложила местная власть. На что? Зарабатывать деньги. То есть на всех городских очистных поставить биогазовые установки, дабы вырабатывать тепло, электричество. К 2021 году кредит погасят. Часть установок уже работает. Это обычный бизнес-проект, где зарабатывают все. Кроме того, такая концепция может быть прорекламирована и словами «сделай свой вклад в энергетическую безопасность». В прямом смысле этого слова. Ведь сходил по нужде — страна меньше купила российского газа.
Даже война. Можно просить «помогите» и долго ждать летального оружия. А можно договариваться с производителями вооружения. На что? На испытания их техники в реальных условиях. Это то, что оружейники на момент создания образца, как правило, не имеют. Уже интерес. Да, понимаю, цинично говорить о Донбассе как испытательном полигоне. Но, господа, вам нужны красивые слова или оружие которое стреляет?
Солдаты и офицеры, добровольцы. ЕС ищет средства и уговаривает правительства стран участвовать в миротворческих миссиях. Те не особо горят желанием. Особенно в очень жарких регионах. В Украине огромное количество мужчин и женщин с боевым опытом. Вот вам тема для разговора. Даже не с правительствами, а с частными компаниями, которые, например, навели относительный порядок в Сомали. Украинский интерес во всём этом – реальная помощь в отстройке армии.
Нужны инвестиции? Нужны рабочие места? И тут мне на память приходит реакция части украинского общества на слова Порошенко в Индонезии. Мол в Украине дешёвая рабочая сила. Все обиделись. Жутко обиделись. Мол, что такое Индонезия по сравнению с Ненькой. Видимо не читали иностранной прессы. Ведь не Украину причисляют к Next Eleven – группе одиннадцати государств, которые наравне с БРИКС (а может и вместо него) могут стать одними из локомотивов мировой экономики. Дешёвая рабочая сила — это то, на чём выигрывала Польша. Если немцы строят завод Фольксваген в 20 км от своей границы и потом везут назад собранные авто — так дешевле. Поляки не гордые — зарабатывают на этом. Украинцы, видимо, из другого теста слеплены.
Образование — отдельная тема. О его проблемах говорилось и говорится много, но денег на него нет. А с другой стороны соседние страны испытывают острую нехватку квалифицированных работников. Повторяю, квалифицированных. Вот вам тема для разговора. Украина ещё имеет потенциал. И создать систему, выдающую на гора определённое количество качественных кадров можно без колоссальных денег. Речь не только о высшей школе. Профессионально-техническое образование тоже меняется. Но Украинские власти не считают нужным даже говорить о стандартах в этой области. Более того, страна не подтвердила членство в World Skills — профильной международной организации.
Вот на этом подходим к теме продажи Украины будущего. То есть формирования концепции чем станет страна и поиск точек соприкосновения. Не «вы нам скажете, а мы сделаем», а мы сделаем и предложим вам выгоду от этого. Продавать видение государства. Если это концепция фронтира — тогда одно. Если это рубеж между цивилизациями — тогда тоже ясно почему нужна инфраструктура, почему необходимо опережающее развитие.
В идеале — несколько ниш, где государство может быть сильным. Не государственная машина, а страна Украина. Если наука какие области. Промышленность — где. Сельское хозяйство — с кем и на каких условиях. Это можно продавать. И именно это покупается. Причём нормально — партнёры понимают временные рамки, условия и сроки ожидания прибылей.
А вот что точно не продаётся — разговоры о «единых ценностях». У всех свои проблемы. И обычный француз, ирландец, даже британец не будет просыпаться с мыслью «а как там Украина». Не будет, если ему не предложат выгоду в будущем от этой самой Украины.
Как-то так….
Гарною новиною є той факт, що російські агенти отримують підозри. Проте важливо не зупинятися на досягнутому та звернути увагу на Верховну Раду, адже там подібних колаборантів дуже багато. Таку думку висловив підполковник ЗСУ, заступник командира 3 ОШБ...
У Запоріжжі внаслідок ракетного обстрілу, який РФ здійснила у суботу, 18 січня, вибуховою хвилею пошкоджений Свято-Андріївський кафедральний собор УПЦ МП. Військовий прокоментував, як "відреагували" представники собору. Про це військовослужбовець ЗСУ С...