Вже майже п'ять років Крим знаходиться під контролем Росії - за цей час в півострів вкладені сотні мільярдів рублів. І це прямі витрати російського уряду на анексований півострів. Якщо до цього додати кумулятивний ефект від західних санкцій, введених за Крим і Донбас, порахувати збитки від втечі капіталів і проаналізувати соціальні підсумки останніх п'яти років, то втрати росіян від кримської авантюри Кремля виявляться вельми істотними. Патріоти України пропонують вам прочитати про це статтю кримського політолога Євгенії Горюнової. Далі - мовою оригіналу.
Миллиарды для Крыма
Наибольшее финансирование Крыма осуществляется по линии федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", которую в этом году продлили до 2022 года. В итоге общий объем финансирования составляет почти 890 миллиардов рублей, из которых за 2015-2018 годы уже было потрачено 442 миллиарда – примерно половина средств.
В целом расходы на Крым по ФЦП за четыре года составили уже 5% доходной части российского бюджета. Например, израсходованные на полуостров средства составляют 67% российских годовых бюджетных расходов на образование и 96% трат на здравоохранение. Иными словами, за деньги, потраченные на Крым, можно было построить десятки новых школ и больниц или отремонтировать уже имеющиеся, оснастив их современным оборудованием. Но аппараты ранней диагностики заболеваний для россиян заменили сказками о важности Крыма для России.
Российские расходы на Крым в три раза превышают годовые бюджетные затраты страны на сферу ЖКХ, в 4,5 раза – на культуру и в семь раз – на спорт. Не сложно подсчитать, сколько новых стадионов, ледовых дворцов и иных спортивных сооружений можно было бы построить в российских городах, сколько театров отремонтировать, сколько коммунальных сетей проложить. Но значимость водопровода или канализации в уездном городке Смоленской области России ничтожна в сравнении с национальной гордостью от реализации крымского проекта Кремля.
При этом экономической отдачи от Крыма Россия не получает никакой. Регион остается сильно дотационным – трансферты из российского бюджета для обеспечения жизнедеятельности полуострова превышают 70% его расходов. Например, в 2019 году Россия профинансирует 78% крымского бюджета. В целом, за 2015-2018 годы Крым уже получил почти 400 миллиардов рублей из российского бюджета.
Российские пенсии для крымчан
Еще одной масштабной статьей расходов России стали крымские пенсионеры, которых по состоянию на 1 января 2018 года насчитывалось 642 тысячи, из них 528 тысяч – в АРК и порядка 114 тысяч – в Севастополе.
Если брать за основу среднюю пенсию на полуострове, которая варьируется от 12 099 рублей (4840 гривен) в АРК до 13 232 рублей (5293 гривны) в Севастополе, то примерная сумма пенсионных выплат в месяц составит почти 8 миллиардов рублей (3,2 миллиарда гривен). За год набегает уже 96 миллиардов рублей (38,4 миллиарда гривен).
Таким образом, за четыре года Россия уже потратила почти 400 миллиардов рублей только на содержание пенсионеров Крыма и Севастополя (порядка 160 миллиардов гривен). При сохранении пенсии даже в нынешнем объеме до 2021 года Россия потратит на полуостров еще порядка 200 миллиардов рублей (80 миллиардов гривен).
При этом, по оценкам экспертов, реализация столь непопулярной среди россиян пенсионной реформы позволит сэкономить порядка 150 миллиардов рублей в год с 2021 года. Отсутствие в статье расходов российского пенсионного фонда крымских пенсионеров позволило бы российскому бюджету сэкономить гораздо больше.
Эффект западных санкций
В России любят повторять, что санкции Запада им не страшны, а в некотором случае оказались даже полезны – стимулировали рост собственного производства. На первый взгляд может показаться, что российская экономика даже адаптировалась к западным ограничениям, демонстрируя в этом году прирост в 1,5%. Однако это заслуга не российского производства, а роста цен на нефть на мировом рынке.
Влияние западных санкций российские эксперты оценивают на уровне 1,2% ВВП России (то есть порядка одного триллиона рублей в год). Это не критично, но в случае их сохранения российская экономика может утратить 3% ВВП или уже почти 3 триллиона рублей (пятую часть российского бюджета).
С другой стороны, санкции Запада ударили по нефтегазовой отрасли России: европейские партнеры перестали оказывать услуги по глубоководному бурению. У России нет ни своего оборудования, ни технологий такой разработки, что ставит добычу нефти и газа на глубине под большой вопрос.
"Долгосрочные перспективы освоения шельфа становятся еще более туманными", – резюмировал в своем докладе профессор кафедры сейсмометрии и геоакустики МГУ Юрий Ампилов. Учитывая, что доходы от продажи ресурсов составляют основу российского бюджета, нетрудно представить экономическое будущее России.
Помимо прямого влияния санкций, существенный урон российской экономике наносит бегство капитала, которое приобретает угрожающий размах. Так, с января по сентябрь 2018 года из России вывели 31,9 миллиарда долларов.
По прогнозам российского Центробанка общая сумма выведенного из России капитала в этом году составит 54 миллиарда рублей, что в разы превышает показатели прошлых лет. С учетом прогноза ЦБ сумма вывезенного за четыре года капитала из России составит 174 миллиарда долларов – две трети российского бюджета.
Не лучше обстоит дело и с прямыми иностранными инвестициями – по итогам прошлого года они снизились на 14,3% и составили 27,9 миллиардов долларов. В третьем квартале 2018 года капиталовложения сократились сразу на шесть миллиардов долларов. "Такого не было за всю историю платежного баланса", – констатирует печальные явления в российской экономике ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Сергей Пухов.
А ведь еще совсем недавно, по итогам 2013 года, Россия впервые вышла на третье место в мире по инвестиционной привлекательности после США и Китая с объемом иностранных вложений в 71 миллиард евро. Но с ворованным полуостровом рассчитывать на инвестиционный бум явно не приходится.
Налоги и цены
Конечно, никто в России не скажет, что повышение акцизов в следующем году и как следствие рост цен на товары – это последствие крымской авантюры Путина. Однако эта связь видна невооруженным глазом. Если бы не затраты на Крым и санкции за аннексию полуострова, которые больно бьют по российской экономике, не нужно было бы искать новые пути наполнения бюджета: 150 миллиардов на повышении пенсионного возраста, 90 миллиардов – от роста акциза на бензин и так далее. В общем, технология "с миру по нитке" позволит наполнить российский бюджет.
В результате таких финансовых манипуляций цены на социальные продукты в России вырастут на 4-11%.
К тому же в 2019 году россиян ожидает двухэтапное повышение цен на коммунальные услуги и ряд других неприятных сюрпризов от российской власти, которая устами российского президента Владимира Путина советует гражданам России не ждать "милостей от государства", а уповать лишь на самих себя. Собственно, как это часто бывало в российской истории, спасение утопающих становится делом самих утопающих.
Все туже затягивая пояса, россияне и дальше могут радоваться аннексии Крыма или пиратским действиям своих спецслужб в отношении украинских моряков в Черном море. Только суммы в их товарных чеках будут с каждым днем расти в соответствии со счетами, выставленными России за ее агрессивную политику.
Російські окупанти планували наступальну операцію на Харківському та Сумському напрямку 1−15 червня 2024 року. Про це NV повідомило високопоставлене джерело в ЗСУ, передають Патріоти України. Підготовку до нового наступу окупанти завершили наприкінці т...
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...