Есть три составляющих, которые следует иметь в виду. Первая, и самая главная: путинская Россия проигрывает соревнование со всем прочим миром в том, что называется soft power - мягкая сила. Имеется в виду экономика, культурное и информационное влияние, валюта, создание имиджа, привлекательного для прочих государств — это то, в чем был очень силен товарищ Сталин, на которого многие либеральные и демократические левые европейские политики смотрели как на альтернативу несправедливостям капитализма. У Путина это не получается.
Поэтому он переводит плоскость соревнования с прочим миром в военное противостояние, и он все время вынужден балансировать на лезвии ножа, создавая постоянное чувство угрозы у Запада, чтобы таким образом получить преимущество в переговорных отношениях с Западом. Запад должен бояться, Запад понимает, что он выигрывает в экономическом соревновании, а Россия проигрывает. Поэтому остается единственная сфера, которую условно можно назвать паритетной — это военная. Нагнетается идеология военного противостояния, в том числе открытая, а не секретная переброска войск в Беларусь. Логика такая: если вы будете продолжать нас ограничивать, то мы будем нагнетать вооруженную опасность и вы испугаетесь, пишет Дмитрий Орешкин для "Апострофа".
Вторая составляющая состоит в том, что на самом деле вряд ли все это будет реализовано, потому что Путин старается не делать того, чего от него ждут. Никто не ждал, например, что он так легко нарушит международные договоренности и присоединит Крым, а он это сделал. Никто не ждал, что он будет так активно участвовать в военных событиях на территории Донецкой и Луганской областей, а он это сделал, поэтому прекрасно все понимают, что новый цикл военных действий будь то направленных против Прибалтики или против Украины вызовет еще одну, но уже совершенно жесткую волну реакции на Западе. В связи с этим, я думаю, что Путин на это не пойдет. Но он блефует, ему нужно запугивать Запад этой возможностью, и мне кажется, что всем следует это учитывать.
А третье — это внутриполитическая составляющая. Да, кругом враги а значит - надо расширять сферу политического контроля, который у Путина ассоциируется с военным. И здесь получается тоже своего рода торг, ведь Беларусь соглашается на какие-то экономические льготы от России, в том числе - в нефтегазовой торговле. В обмен же она должна предоставлять свою территорию для такого рода военных демонстраций. Но не следует это переоценивать. Да, в Беларуси будут расположены войска, но они там и так расположены, а поскольку у России сейчас период военной истерии, соответственно они усиливают свой контроль и влияние на всех доступных им территориях. Их не так уж много этих территорий, но одна из них - это Беларусь. Причем это все делается не бесплатно. Лукашенко за каждый пропущенный на свою территорию вагон потребует от России какие-то экономические льготы, потому что у Лукашенко тоже крайне неэффективная экономическая модель и его собственная экономика давно уже сидит килем на мели. И он единственное, что может сделать, это вышибать, выжимать, выпрашивать деньги у соседа с востока, у которого есть газ и нефть. Значит, это еще и такая выгода, мы тебе даем льготы, а ты позволяешь нам разместить свои вооружения. Отчасти это соответствует ужасам путинской элиты, которая сама верит в собственные мифы о том, что Запад хочет на нее напасть. А отчасти - это создание угрожающего кулака над Западом в расчете на то, что Запад испугается и пойдет на уступки.
фото Дмитрий Орешкин
Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...
"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...