Вчені створили нанороботів, які просвердлюють ракові клітини і швидко вбивають їх

​Найдрібніші молекули рухаються під впливом світла і так швидко обертаються, що можуть пройти крізь будь-яку клітину.

Про це пише The Telegraph, передають Патріоти України.

У ході випробувань, проведених вченими Даремського університету, нанороботу знадобилося від 1 до 3 хвилин, щоб прорватися крізь зовнішню мембрану ракової клітини передміхурової залози і миттєво вбити її. Далі мовою оригіналу публікації.

Наномашина представляет собой похожую на ротор цепочку атомов, которая движется в одном направлении и разгоняет молекулу до высоких скоростей вращения.

Роберт Пал из Даремского университета рассказывает: «Мы надеемся использовать активируемых светом нанороботов, чтобы атаковать даже устойчивые к химиотерапии раковые клетки, появляющиеся при опухоли в груди или при меланоме кожи. Метод станет новым шагом в неинвазивном лечении рака, значительно повысит выживаемость среди пациентов и улучшит их состояние».

Учёные, опубликовавшие текст работы в журнале Nature, создали несколько активируемых светом подвижных молекул для атаки определённых клеток.

Специалисты обнаружили, что нанороботам необходимо вращаться с частотой в 2-3 миллиона оборотов в секунду, чтобы преодолеть препятствия на пути и опережать броуновское движение – беспорядочное движение взвешенных в жидкости микроскопических частиц.

Нанороботы могут убивать раковые клетки, а также доставлять лекарственные препараты.

Без воздействия света, необходимого для активации, движущиеся молекулы нацеливаются на клетку и прикрепляются к её поверхности, не нанося вреда.

После активации светом наноробот быстро проходит сквозь мембрану.

Джеймс Тур из американского Университета Райса в Хьюстоне сообщил: «Эти молекулы настолько малы, что на срезе человеческого волоса можно легко разместить 50 тысяч нанороботов. Но при своих размерах они поддаются активированию и способны определить цель, поэтому их можно использовать для лечения болезни. Исследование показало, что нанороботы способны пробуриться в клетки животных и человека.

Молекулы прикрепляются к поверхности клетки, и когда на них попадает свет, начинают просверливать мембрану. Долгое время я считал, что использовать нанороботов в медицине не получится, так как они слишком крошечные – гораздо меньше клеток. Но благодаря недавнему исследованию я изменил мнение, и на мой взгляд, эта технология станет новым способом лечения. С помощью нанороботов можно будет не только уничтожать раковые клетки, но и лечить больные».

Учёные опробовали новую технологию на микроорганизмах и мальках и надеются вскоре перейти к испытаниям на грызунах, а в случае успеха – к клиническим испытаниям с участием людей.

Опублікував: Олекса Хвацький