"Амбициями к предпринимательству Андрей Пигулевский владел всегда и не боялся их реализовывать в сложных условиях, которые диктовали украинские реалии. Еще в далеком 2004 году он начал свой собственный бизнес в IT-индустрии. Десять лет молодой предприниматель импортировал оборудование для интернет-провайдеров. С течением времени интерес к IT-сфере начал исчезать, работа превратилась в простое зарабатывание денег. А душа требовала большего – хотелось наполнить свое дело смыслом. Поэтому в 2014 году он свернул действующий бизнес, собрал все свое состояние и основал фермерское хозяйство. «Если раньше я рассматривал только финансовые показатели, то в устричном бизнесе многое сошлось – и страсть, и деньги, и возможности. Поэтому в настоящее время это дело всей моей жизни», – откровенно признается Пигулевский. Страсть к устрицам у Андрея появилась еще в начале 2000-х. Будучи сыроедом, он употреблял только сырые и растительные продукты. Такой способ питания требовал определенных экспериментов с различными диетами, чтобы не поплатиться здоровьем. Так в поле зрения нашего героя и появились устрицы, ведь этот деликатес имеет высокую пищевую ценность. В мясе устриц содержатся белки, такие минеральные вещества, как железо, кальций и йод, а также витамины группы B.
Пигулевский начал исследовать, какие устрицы продаются в Украине и в какую сумму обойдется «устричная диета», ведь продукт был полностью импортным. Как образуется цена на импортный товар, Андрей уже знал хорошо, а вот то, что Черноморское побережье еще в XIX веке славилось своей устричной промышленностью на весь мир, стало для него большим открытием. Как оказалось, некоторое время назад Украина была экспортером устриц, а теперь не выращивает их даже для внутреннего потребления. В тот момент зародилась мечта возродить эти давние славные традиции и начать выращивать устрицы у себя на Родине. Исследования рынка показали, что ниша была незанятой. В этом и была основная проблема, признается Пигулевский. Три года ушло у бизнесмена на научные исследования, поиски акватории для выращивания устриц. Но все равно, когда дело дошло до запуска фермы, все пришлось переделывать. Однажды он даже думал свернуть бизнес-проект, когда профессор Херсонского аграрного университета убеждал Пигулевского, что устрица растет при температуре +25. Летом Черное море, особенно в лиманах, прогревается даже до 30 градусов и выше. Это ставило крест на идее. «Знаете, наибольшей ошибкой было довериться работам наших крупных научных деятелей о том, как выращивать устрицу в условиях Черного моря. Я проводил консультации с ними, но на практике их знания и советы только навредили», – рассказывает он. К счастью, Пигулевский вовремя опомнился и отказался строить бизнес, опираясь на исследования и работы постсоветских ученых. Уже потом на практике он выяснил, что устрица переживает и более экстремальные температуры. Но такова судьба всех первопроходцев – блуждать, чтобы найти. Кстати, теперь Устрицы Скифии сотрудничают с Академией наук Украины. На базе фермерского комплекса проводятся научные исследования.
Сегодня ферма устриц – это Андрей Пигулевский, 5 его помощников и до 40 тонн самой популярной в мире устрицы Crassostrea Gigas в украинских ресторанах и супермаркетах. Уже через несколько лет владелец Устриц Скифиипланирует нарастить производительность до 100 тонн, ведь спрос на украинский морепродукт растет в геометрической прогрессии. «Нам повезло, что гастрокультура в нашей стране только начала развиваться: появляются интересные заведения с локальной кухней, – радуется Пигулевский. – Нам даже не пришлось тратиться на рекламу, всю стратегию реализации решил один пост в Facebook. Нас тепло приняли». Так появились заказчики. Через год после открытия, когда достиг первый урожай, Пигулевский познакомился с известным ресторатором Дмитрием Борисовым, владельцем сети заведенийGastro Family, в которые входит и ресторан Bar Mushly. Борисов «с порога» предложил поддержку ферме и популяризацию украинских устриц через свои рестораны.
Пока ни амбиции Пигулевского, ни его устрицы уже не помещаются в акватории Херсонской области. Ферма плавно переезжает в Одесскую область. Там теперь компания будет содержать основную посадку устриц, планирует начать выращивание достаточно ценных моллюсков других видов, а также элитный вид мидий. «Мы хотим в течение нескольких лет завоевать как минимум 80% украинского рынка и начать экспорт украинской устрицы в ближайшее зарубежье. Очень интересует Болгария, Молдова, Польша, Прибалтика», – говорит украинский «устричный гений». Почему гений? Очень просто: чтобы вырастить в Черном море устриц, достаточно сделать посев и следить, чтобы их не съели рапаны. А вот чтобы обеспечить украинских гурманов вкусными устрицами, Пигулевскому приходится постоянно работать над тем, чтобы подстроить мировой опыт выращивания моллюсков к украинским условиям. А это уже сфера know-how. Некоторые из производственных секретов методики, разработанной молодым предпринимателем, на практике уменьшают срок выращивания мидий в 1,5 раза. «Мы нашли правильную глубину, определили правильное количество устриц в мешках. Но это коммерческая тайна», – радуется Пигулевский.
Считает ли наш герой, что создает социальный бизнес? Наверное, судить украинским потребителям. В Украину из-за высокой стоимости самих моллюсков, а также из-за их подорожания после девальвации гривны, попадают устрицы наиболее доступной ценовой категории. На момент, когда Пигулевский только сеял первые грядки устриц, импортный продукт в украинских супермаркетах продавался в среднем по €2-2,5 за штуку. Сейчас украинская устрица в Metro в рознице стоит €1, или около ₴30, а вкусовые качества ее часто лучше иностранной. Первый урожай Устриц Скифии продавали по себестоимости, тогда это был также €1. Но потом себестоимость начала падать, и предприятие вышло на определенную маржинальность, не меняя цену. В ближайшие годы за счет совершенствования механизма созревания и наращивания бизнеса украинский предприниматель планирует довести розничную цену устрицы до $0,5. «Чтобы любой украинец мог купить устрицу за полдоллара, – говорит Пигулевский. – Наше Черноморское побережье имеет огромный потенциал для выращивания моллюсков, креветки, рыбы в больших количествах. Но пока мы имеем лишь единичные маленькие фермы, а государство могло бы стимулировать развитие морекультуры в Украине».
Вопросы к нашему герою.
1. Сколько составил стартовый капитал вашего бизнеса?
– Более $ 200 тыс.
2. Каким было наибольшее препятствие для бизнеса?
– Это научные исследования. Отсутствие консультантов или какого-либо научного осмысления устричной проблемы. Когда я организовывал первую ферму в Украине, пришлось действовать наугад.
3. Начали ли бы вы все еще раз?
– Да. Но только все сделал бы иначе.
4. Кто из бизнесменов вас вдохновляет?
– Пожалуй, индийский изобретатель и предприниматель Аруначалам Муруганантам, который изобрел достаточно простую технологию изготовления женских прокладок. Этот человек не имел ничего, но создал социально-ориентированный бизнес. Он помогает бедным слоям населения. Но его бизнес, кроме того, очень успешный, его бизнес-кейсы пытаются применить в Бангладеше, в Китае и т. д.
5. На что бы вы никогда не пошли ради успеха в бизнесе?
– Успех меняет людей, но через здоровье и жизнь близких я бы не переступил", - пише видання.
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...
Українська інтерв'юерка та блогерка Раміна Есхакзай уперше поділилася, як закрутила роман з військовим, якого нещодавно показала уперше. Так, журналістка у власному проєкті "30" поділилася, що вона познайомилася з обранцем за допомогою звичайного листу...