"Нынешняя осень выдалась богатой хорошими прогнозами на 2017 год. Нацбанк предполагает, что инфляция составит всего 8 процентов (в нынешнем — 12). Минэкономразвития пророчит рост ВВП на уровне почти 3 процентов. Правительство обещает 10-процентное увеличение зарплат и пенсий, а также субсидию всем нуждающимся семьям, составляющую в среднем около 2 тысяч гривен… Отразится ли реально этот оптимизм на доходах наших сограждан? Мы спросили об этом у вице-премьер-министра Украины Павла Розенко", - пишуть Факти, повідомляють Патріоти України, і продовжують:
— Павел Валерьевич, нам в редакцию пришло письмо: жалуется киевский пенсионер, что вы все время поднимаете только минимальную пенсию, а остальные — нет. Он работал, получал хорошую легальную зарплату и платил все взносы в Пенсионный фонд. Поэтому в 2008 году его пенсия была в четыре с половиной раза выше минимальной. А в этом году — уже только в два раза. Говорит: несправедливо, уравниловка какая-то получается.
— Хороший вопрос вы задали. Правильный. Действительно, у нас сейчас остро стоит проблема осовременивания пенсий, что позволит поднять все без исключения пенсионные выплаты. Последний раз это происходило в 2011 году. И потом — еще при президенте Януковиче — процесс осовременивания пенсий был заморожен.
— А сейчас?
— Воюющая страна не имеет такого финансового ресурса, который смог бы решить сразу все пенсионные проблемы. Вы ведь понимаете, что нельзя просто напечатать деньги и раздать их людям.
— Почему?
— Мы же хотим, чтобы денежная масса имела экономический базис. Иначе напечатали бы и выдали «фантики», которые создали бы инфляционную нагрузку на всю экономику.
— Какую?
— Печать денег, не обеспеченных ВВП, приводит к росту цен. То есть мы могли бы таким образом увеличить пенсии, но они сразу потеряли бы в цене.
Инфляция в предыдущие годы и так была немаленькой: в 2014-м составила почти 25 процентов, в 2015-м — 43,3 процента. И напечатай мы дополнительно денег, кто знает, каким могло быть подорожание…
Нам пришлось выбирать. И начали мы с самого необходимого: повышения минимальных пенсий. А вот сейчас планируем постепенно перейти к увеличению выплат остальным категориям пенсионеров.
— Почему именно рост минимальных пенсий является первоочередной задачей? Отчего бы не поднять всем, но понемножку?
— Потому что таким образом мы финансово поддерживаем тех, кто больше всего нуждается в государственной помощи, — малоимущих. Подняли выплаты наименее защищенным слоям населения. Тем, кто имеет минимальные пенсии, кто наиболее остро ощутил все экономические «негаразди».
Поэтому в сентябре 2015-го мы подняли минимальную пенсию с 949 до 1074 гривен. С 1 мая этого года — до 1 тысячи 130 гривен. А с 1 декабря снова увеличим — до 1 тысячи 247 гривен.
Хочу подчеркнуть, что с ростом минимальной пенсии повышаются выплаты у семи с половиной миллионов пенсионеров. И это не только люди, получающие минимальную пенсию. У нас много категорий пенсионеров, чьи выплаты напрямую зависят от прожиточного минимума: инвалиды войны, участники боевых действий, чернобыльцы, шахтеры. Так же это касается некоторых пенсий по потере кормильца и ряда других.
Кроме того, многие получают надбавки (в первую очередь это надбавки за стаж, а также донорам, ветеранам войны, репрессированным гражданам и так далее), которые тоже увеличатся.
Мы прекрасно понимаем, что повышение только минимальных выплат возвращает нас к практике уравниловки. И что когда увеличивается только минимальная пенсия, то выплаты гражданам, имеющим меньший стаж и более скромную зарплату, фактически подтягиваются к уровню выплат тем, у кого стаж был больше, а зарплата выше.
— Вы собираетесь что-то с этим делать?
— Конечно! Премьер-министр уже поручил Министерству социальной политики и Министерству финансов разработать совместно с Пенсионным фондом механизм осовременивания пенсий, который позволит поднять выплаты всем без исключения пенсионерам. Причем справедливо и пропорционально.
— Что это за осовременивание такое?
— Сейчас объясню. Как вы знаете, человеку, когда он выходит на пенсию, рассчитывают выплаты исходя из средней зарплаты за предыдущие три года (ранее — за предыдущий год). И поскольку зарплата в стране все время растет, то у человека, который отправляется на заслуженный отдых на год позже, выплаты оказываются больше, чем у пенсионера с таким же стажем и средним заработком, вышедшего на пенсию на год раньше.
— Это же несправедливо!
— К сожалению. Изначально в законе была предусмотрена процедура осовременивания пенсий (в соответствии с ростом зарплаты в стране), которая ликвидировала эту несправедливость и повышала пенсионные выплаты как минимум на уровень инфляции. Однако правительство Азарова в свое время фактически заморозило данный механизм. И сейчас мы ищем возможности и дополнительные финансовые ресурсы, чтобы восстановить справедливость и пересчитать все пенсии с учетом сегодняшних реалий.
— То есть с учетом нынешней средней зарплаты?
— Не совсем так. В настоящее время механизм осовременивания пенсий еще прорабатывается. Есть два варианта, и, как только процедура будет утверждена, мы обязательно об этом расскажем.
Самое главное, чтобы мы под данную акцию нашли дополнительный денежный ресурс.
— А сколько нужно?
— Приблизительная «стоимость» осовременивания пенсионных выплат может составить от 8 до 10 миллиардов гривен до конца 2016 года. Это колоссальная сумма, которую нам нужно найти. Надеюсь, это удастся сделать. Мы не забываем о пенсионерах и прекрасно осознаем несправедливость увеличения только минимальных выплат, без индексации остальных пенсий, как это происходило в течение последних пяти лет.
Правительство заинтересовано в росте доходов населения — пенсий, зарплат, стипендий… Ведь это не только повысит покупательную способность граждан, увеличит оборот средств, оживит экономику, но еще и значительно снизит нагрузку на бюджет за счет сокращения количества получателей субсидий. Люди с высокими зарплатами и пенсиями в будущем смогут самостоятельно, без поддержки государства, оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
*С ростом минимальной пенсии выплаты повышаются у семи с половиной миллионов пенсионеров
— Кстати, вы в свое время сказали, что в этом отопительном сезоне средняя сумма субсидии составит около 2 тысяч гривен, а получать их будут восемь-девять миллионов семей. Возникает вопрос: а хватит ли денег?
— Я понимаю, что, хотя реформа системы субсидий состоялась полтора года назад, у людей все еще возникает много вопросов. Тем не менее у нас есть опыт предыдущего отопительного сезона. И он показывает, что система субсидии сработала.
Такую государственную помощь в прошлом отопительном сезоне получали около пяти с половиной миллионов семей. Несмотря на критику и возгласы «Все пропало!» и «Ничего не работает!», все-таки миллионы семей имели нашу поддержку и спокойно прошли отопительный сезон за счет субсидий.
В нынешнем году мы учли проблемы предыдущего периода и приняли много решений, упрощающих механизм назначения субсидии, чтобы программой воспользовалось как можно больше граждан.
— Что вы имеете в виду?
— Например, тем семьям, которые уже получали субсидии в прошлом отопительном сезоне, в нынешнем такая помощь будет назначена автоматически.
— Им не придется никуда идти?
— Не придется. Все документы в управлениях социальной защиты есть. Стоимость жилищно-коммунальных услуг и сведения о доходах — тоже (в результате обмена информацией с Государственной фискальной службой, Пенсионным фондом, предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и так далее). Так что специалисты располагают всеми данными, чтобы рассчитать субсидию автоматически, не дергая людей, не заставляя их собирать справки, подавать заявления и приходить в управление соцзащиты.
— Но ведь в этом году вы ожидаете увеличения числа получателей субсидии до девяти миллионов семей. Так что приходить есть кому…
— Мы подготовились к возможному наплыву людей. В прошлом году закупили новую компьютерную технику для районных управлений. Кабинет министров установил централизованно надбавки для специалистов по оформлению субсидии, чтобы их стимулировать. Надеюсь, в этом году у нас будет меньше жалоб и все пройдет более организованно.
— Что делать, если человек подал документы в августе или сентябре, когда отопление еще не учитывали? Тогда ему субсидию не назначили, а теперь в квитанциях появилась плата за отопление и суммы возросли, поэтому субсидия уже полагается.
— Если ему субсидия положена, он ее получит. Ведь она назначается на 12 месяцев. Причем отдельно на неотопительный (с 1 мая по 30 сентября) и отопительный (с 1 октября по 30 апреля) периоды. Поэтому всем людям, которые подали документы на субсидию даже не в отопительный сезон, с началом отопительного субсидия будет назначена автоматически.
— Им точно не нужно никуда ходить?
— Точно! Местные органы власти обязаны сделать эти расчеты без привлечения граждан.
— А если все-таки потребуют прийти?
— Для таких случаев у нас открыта правительственная горячая линия: 0−800−507−309 (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные). Кроме того, правительство разработало онлайн-калькулятор, который поможет людям сориентироваться в том, сколько им придется платить с учетом субсидии. Баннер с калькулятором помещен на сайте Кабинета министров http://www.kmu.gov.ua/control/calculator.
— И все-таки денег на субсидии хватит?
— Хватит. Мы предусмотрели в государственном бюджете почти 52 миллиарда гривен на расходы, связанные с назначением субсидий в отопительном сезоне 2016—2017 годов. В нынешнем году на эти цели ушло около 40 миллиардов гривен.
— Вот о чем еще хотелось бы поговорить, так это о пенсионной реформе. Например, нам давно обещают перейти от солидарной системы (когда деньги, которые люди платят в Пенсионный фонд, сразу уходят на выплату пенсий) к накопительной (когда гражданам дадут возможность постепенно собирать средства себе на пенсию)…
— На самом деле внедрение накопительной пенсионной системы обсуждалось еще в начале 2000-х годов. Более того, в Законе «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который вступил в силу в 2004-м, накопительная пенсионная система была даже выписана в отдельном разделе. Предполагалось, что она будет существовать параллельно с солидарной и дополнять ее.
Таким образом, к небольшой «солидарной» пенсии люди получали бы надбавку из накопительного фонда. И это дало бы возможность компенсировать им в старости не 35—40 процентов заработной платы (как сейчас), а 60 или даже 80 процентов.
— То есть за счет надбавки из накопительного фонда люди могут получать пенсии вдвое выше, чем сейчас?
— Уже могли бы! Если бы еще в 2004 году была введена накопительная пенсионная система.
— А почему ее до сих пор нет? Двенадцать лет прошло.
— Не хватило политической воли. Тогда на волне популизма власти побоялись существенно менять пенсионную систему, из-за чего мы фактически потеряли эти 12 лет. А результатом будет то, что нынешнее работающее поколение обречено на получение невысоких пенсий. Даже если мы введем накопительную систему прямо сейчас, 50-летние граждане все равно не успеют собрать себе на пенсию.
— То есть мое поколение и люди постарше фактически остались без нормальной пенсии из-за популизма властей в 2004 году?
— Да. Это также чувствует и экономика. Если бы в свое время популизм не перевесил, а победили рационализм и профессионализм, все периоды экономических кризисов (а это 2008—2009 и 2013—1014 годы) мы пережили бы намного легче.
— Почему?
— Потому что, невзирая на банковские проблемы, у нашей экономики был бы доступ к дешевым внутренним ресурсам — за счет накопительной пенсионный системы. Это те самые «длинные деньги», которые сейчас так необходимы нашей экономике! Ведь смысл накопительной системы заключается в том, что средства не сразу выплачиваются людям, а собираются и, что самое важное, приумножаются за счет инвестиций и вложений. И в периоды экономических кризисов деньги из накопительной системы служили бы своеобразным бампером, который позволил бы нам сгладить все острые моменты.
— Как в США, где пенсионные фонды — крупнейшие инвесторы?
— Как в десятках развитых стран мира, где уже давно и успешно действуют накопительные пенсионные системы. Поэтому я являюсь сторонником внедрения такой системы. Безусловно, это сложный и непопулярный шаг, но уверен, что альтернативы у нас нет.
— А есть ли перспективы, что накопительная система когда-нибудь появится?
— Вообще-то, правительство уже давно внесло законопроект, предлагающий цельное видение пенсионной реформы. Этот проект, в частности, дает старт накопительной пенсионной системе.
— То есть пенсионная реформа написана?
— Давно! Предыдущий вариант мы внесли еще в 2015-м. Потом год провели в дискуссиях с народными депутатами, международными экспертами, общественностью и приняли всю критику, которая прозвучала. И сейчас у нас есть доработанный и зарегистрированный вариант, решающий практически все проблемы нынешней пенсионной системы. Но законопроект должна принять Верховная Рада.
— Реформа предусматривает увеличение пенсионного возраста?
— Нет. Правительство такое предложение вносить не будет. Да и МВФ этого не требует.
Действительно, у нас звучат предложения провести дискуссии по этому вопросу. Но для меня самым важным аргументом для старта такого обсуждения было бы повышение уровня жизни украинских граждан и увеличение продолжительности жизни в первую очередь за счет реформы здравоохранения, улучшения социальных услуг, решения проблем безопасности труда и усиления государственной социальной поддержки. Если бы нам удалось увеличить продолжительность жизни хотя бы лет на восемь-десять, тогда появился бы повод для начала дискуссии о повышении пенсионного возраста. Пока эти условия не выполнены, обсуждать нечего.
— А вообще, что от нас требует МВФ в части пенсионной системы?
— МВФ — финансовая организация. Она смотрит на платежный баланс. И основное, что их беспокоит, — страшный дисбаланс бюджета, который провоцируют и значительные дотации Пенсионному фонду.
— Какие дотации сейчас платятся из бюджета Пенсионному фонду?
— В 2016 году предусмотрено около 144 миллиардов гривен дотаций. В том числе более 81 миллиарда — на покрытие дефицита фонда и еще около 63 миллиардов — на финансирование отдельных пенсионных программ.
МВФ, естественно, дает рекомендации, которые мы воспринимаем именно как рекомендации. И готовы показать свои наработки по уменьшению дефицита бюджета Пенсионного фонда.
— Какие? Предполагающие урезание пенсий?
— Нет. Нам нужно изменить философию реформирования бюджета. Хватит говорить о сокращении расходов, мы и так урезали все что смогли. Нужно говорить об увеличении доходов! Необходимо работать над доходной частью как государственного бюджета, так и Пенсионного фонда.
— Тогда придется вернуть единый социальный взнос (ЕСВ) на прежний уровень — 37—40 процентов?
— Нет, предложений по увеличению ЕСВ с нынешних 22 процентов у нас нет и не будет. Это был шаг навстречу бизнесу. Мы прекрасно понимали, что на первых порах он приведет к снижению взносов в Пенсионный фонд, но сознательно пошли на это для того, чтобы дать бизнесу больше оборотных средств, которые, мы надеемся, пойдут на увеличение зарплат…
— Кстати, а правда, что рассматривается предложение брать ЕСВ из определенного минимума. Вроде обсуждается порог в две минимальные зарплаты, а не в одну, как в настоящее время?
— Это один из вариантов. Есть еще вариант (через который прошли многие страны) — установление индикативных зарплат, из которых берется взнос.
— Что такое «индикативные зарплаты»?
— Минимальный порог отдельно для всех групп должностей. Ну не может топ-менеджер предприятия получать минимальную зарплату. В то же время он не получает столько же, сколько официант или бармен. Поэтому могут устанавливаться отдельные индикативные зарплаты для генеральных директоров и главных бухгалтеров (например, три прожиточных минимума), для менеджмента среднего звена (допустим, два прожиточных минимума), для технического персонала (один минимум). Это предложение сейчас обсуждается.
Кроме того, важным ресурсом для наполнения Пенсионного фонда является повышение заработных плат и вывод экономики из тени. Так, средняя зарплата за последние восемь месяцев поднялась (уже с учетом инфляции) на 8 процентов. И это одно из проявлений не только роста экономики, о котором говорит правительство, но и легализации заработков. Но мы бы хотели видеть более агрессивное увеличение зарплат.
— Какая средняя зарплата, по вашему мнению, будет в 2017 году? И какую вы хотели бы видеть?
— Я считаю, что есть все условия для ее постепенного увеличения минимум в полтора раза. Экономика уже дает первые позитивные сигналы своего оздоровления.
— И последний вопрос: а почему нельзя сделать так, чтобы человек мог просто прийти в удобный офис и сказать: «Вот он — я. У меня такая-то квартира, столько-то детей, такой-то доход, я инвалид или участник боевых действий. На какие выплаты и льготы имею право?» И ему сразу ответили бы на все вопросы: имеет ли он право на субсидию, какие ему положены выплаты (на детей или как инвалиду), какая пенсия, льготы… При нынешней компьютеризации всех баз данных разве это невозможно?
— Уверен, что это система ближайшего будущего. Кстати, она уже работает в некоторых регионах.
— В каких, например?
— В частности, в Виннице. И мы планируем вместе с Мировым банком запустить такую услугу в пяти городах: Одессе, Львове, Харькове, Днепре и Киеве.
Конечно, она должна работать везде. Однако новые возможности для такого сервиса появятся после того, как в каждом крупном городе (не только в областных центрах, но и районных) откроются современные «прозрачные офисы» для предоставления всего спектра социальных услуг. В них люди смогут (вот как вы и сказали) получить любую социальную услугу — от назначения государственной помощи до оформления пенсии.
Мы работаем над этим и сделаем обязательно. Тем более что такая система выделена в программе правительства как приоритет отдельной строкой.
В Україні у 2025-му змінять правила виходу на пенсію. Загальний пенсійний вік не збільшать, однак посилять вимоги до стажу. В результаті більше українців не зможуть вчасно виходити на заслужений відпочинок. Про це йдеться в чинному законі "Про загально...
В Україні тариф на газ та електроенергія із 1 грудня не зміниться. Ціна становитиме 7,96 грн за куб газу для клієнтів "Нафтогазу". А це близько 98% усіх українських сімей. Водночас за кожну кВт*год електроенергію потрібно буде платити 4,32 грн. Про це ...