Вбивство журналіста Павла Шеремета потрясло Україну. Поки колеги по цеху і близькі Шеремета сумують, так звані Facebook-експерти вибудовують версії - в більшій чи меншій мірі "натягнуті" і необгрунтовані.
"Обозреватель" ж вирішив поговорити з професіоналом - колишнім керівником Управління кримінальної розвідки ГУБОЗ МВС України, полковником міліції, почесним членом International Police Association Валерієм Куром. Які висновки в реальності можна зробити з відомої інформації, чому не так важливо, кому була вигідна смерть Шеремета, чи вдадуться знову до пошуку "цапів-відбувайлів" - читайте в інтерв'ю, яке цитують Патріоти України:
- На ваш взгляд, кому была выгодна смерть Павла Шеремета?
Вы знаете, на месте руководителя расследования я бы поставил 5 из 5 баллов тому, кто четко ответил бы на этот вопрос. И сразу предложил бы повысить его в звании. Это резонансное расследование. Оно очень сильно бьет по имиджу государства. Оперативно раскрыть преступление - крайне важно. А верно предположить, кому это было выгодно, - значит направить следствие в нужное русло. Тот, кто четко определит, кому это было выгодно, скорее всего, раскроет преступление. Даже если виновника и будет сложно привлечь к ответственности.
- У следствия сейчас есть 4 версии: профессиональная деятельность Шеремета, давление на "Украинскую правду", российский след и покушение на руководителя УП Алену Притулу, которой принадлежал взорванный автомобиль. Какая из версий, по вашему мнению, более вероятна?
- Я не с большим уважением отношусь к официальной информации, которую сейчас предлагают правоохранительные органы, особенно Министерство внутренних дел. Мне доподлинно известно, что сегодня в МВД не все хорошо. Если не сказать - плохо. Задуманная реформа пробуксовывает. С одной стороны, многие опытные сотрудники выброшены из системы без веских доказательств ангажированности или непрофессионализма. С другой - там осталось много "нечисти" и "оборотней в погонах".
Кроме того, в ведомстве идет настоящая война между грузинами, которые пытаются сделать реформу патрульно-дорожной службы (и как бы там ни было, в этой сфере есть некоторые сдвиги) и нашей политической структурой, которая также взялась делать реформы. Это саботаж, это внутренние войны.
Поэтому серьезно относиться к их заявлениям сложно. Сейчас они скорее защищают честь мундира. У меня есть свои версии произошедшего. И я бы пошел от обратного. Важнее даже не то, кому это выгодно, а то, кому это точно не выгодно.
Это очень хорошо подготовленное преступление. Мы видим крайне циничное отношение к массам и власти. Судя по всему, средства, выделенные для совершения этого преступления, были достаточно велики. И сделать это тихо можно было без проблем. Простите за циничность, но когда некие хулиганы в подъезде ударят человека по голове, преступление уже не столь резонансное.
Судя по всему, средства, выделенные для совершения этого преступления, были достаточно велики
Все сделано очень профессионально. Посмотрите, сколько человек находились неподалеку от машины. По кадрам видеонаблюдения видно, что это очень оживленный перекресток. Это почти центр Киева. Но ни один случайный прохожий не пострадал.
По версии следствия, это было взрывное устройство с дистанционным управлением. То есть, мало того, что взрывное устройство надо правильно заложить, его нужно еще и в подходящее время привести в действие. И, как мне кажется, еще и понаблюдать за взрывом. Все это говорит о профессионализме.
Таким образом, это показательное преступление, совершенное профессионалами очень высокого уровня.
- Много ли в Украине людей, обладающих необходимыми навыками? Речь идет о выходцах из спецслужб?
- Большинство профессиональных киллеров или так называемых исполнителей - это не просто "блатные", отсидевшие в тюрьме. Они зачастую отвратительно стреляют и не имеют нужных навыков. В армии они, как правило, не служили, спецподготовку не проходили.
Профессиональные же киллеры высокого уровня в основном имеют отношение к спецслужбам - бывшим или действующим. Или это люди, прошедшие хорошую армейскую подготовку.
Надо понимать, что ситуация в Украине за последние годы очень изменилась. Точка отсчета - война. Сотни, тысячи, десятки тысяч мужчин прошли соответствующую боевую подготовку посредством Майдана и боевых действий на Донбассе. По многим вопросам у этих людей сформировалось мнение, отличное от мнения тех, кто не прошел через этот ад. Простое население многого не видело. А люди, прошедшие войну, живут в другой реальности. А у некоторых из них произошли и определенные психические деформации. Война все же делает свое дело. Поэтому количество людей, которым можно дать "грязное" задание, к сожалению, в десятки раз увеличилось. Пока нельзя назвать возможных исполнителей - их слишком много.
- Как правило, профессионалы не оставляют следов. Так каким образом можно на них выйти?
- Еще раз подчеркиваю, что остатки правоохранительной системы едва справляются. Профессионализм там еще есть. Эти остатки сохраняют традиции десятилетий, накопленные в наших спецслужбах, особенно оперативные. Это богатейший опыт агентурно-оперативной работы. Подобные преступления раскрываются не после совершения. База раскрытия формируется за годы до этого. Это и картотека взрывчатки, и картотека аналогичных преступлений, стиль, почерк…
- А как вы оцениваете то, что Украина решила привлечь к расследованию ФБР? Это не говорит о беспомощности украинских правоохранителей?
- В правоохранительных органах независимой Украины я был одним из первых, кто инициировал сотрудничество со всеми мировыми спецслужбами. Мы, правоохранители, со своей старой "совковой" ментальностью очень нуждались в опыте ведущих стран мира. В начале 90-х годов мы, в том числе и я как руководитель, объездили практически все ведущие страны, прошли обучение.
Конечно, с точки зрения оперативных, агентурных возможностей, ФБР и другие спецслужбы уступают нам на нашей территории. Такова специфика. Но с точки зрения новейших систем, технических возможностей ФБР - спецслужба всех спецслужб. Нас они превосходят в десятки, если не в сотни раз. Но не будут же они за нас работать. Надеяться надо на себя.
С точки зрения новейших систем, технических возможностей ФБР - спецслужба всех спецслужб
Что до второй части вопроса, бояться, что о тебе подумают плохо, - удел слабых. Не думаю, что это для кого-то секрет: в результате псевдореформ, боевых действий понятие правоохранительной системы практически нивелировано. Конечно, уничтожаться она начала гораздо раньше. Даже задолго до Януковича. Но сейчас мы наблюдаем пик. Те ростки демократии, реформ - лишь маленький шажок.
Не надо бояться признаваться в том, что правоохранительные органы в Украине очень слабы. Это и так всем понятно. Не потому что не осталось профессионалов, а потому что их осталось слишком мало. И они едва справляются вот с такими резонансными делами. А ведь вал преступности огромный.
- Дело действительно очень громкое. Если расследование зайдет в тупик, смогут ли просто найти "козлов отпущения", как это часто бывает?
- Из СМИ я узнал, какая оперативная группа выезжала на место преступления. Там есть профессионалы. Они довольно молодые, но квалифицированные. Эти люди в состоянии раскрыть преступление. Но таких преступлений много. Просто они менее резонансные. И на них рук не хватает.
Еще один момент. Есть четкая категория такого рода преступлений. Если они не раскрываются по горячим следам в течение трех суток, то есть огромный риск, что они попадают в долгий-долгий ящик. Почему? Да потому что завтра появится десяток не менее резонансных дел, а силы не безмерны.
Есть четкая категория такого рода преступлений. Если они не раскрываются по горячим следам в течение трех суток, то есть огромный риск, что они попадают в долгий-долгий ящик
А когда такие резонансные преступления затягиваются, то у власти есть соблазн во чтобы то ни стало успокоить мировое сообщество и своих граждан. И вот тогда нечистые на руку, "бедные", "несчастные" руководители правоохранительной системы вынуждают подчиненных найти "козлов отпущения". Найти их легко в криминальной среде и в среде "опущенных" и униженных.
А еще можно "раскрыть" дело, назвав исполнителя и сказав: "А он уже убит". К сожалению, так часто бывает. Справедливости ради стоит отметить, что исполнителей действительно часто "убирают".
- Некоторые народные депутаты, общественные активисты считают, что это может стать только началом волны убийств журналистов в Украине. Что вы думаете по этому поводу?
- Не хочется загадывать. Но мировая статистика показывает, что журналистика является одной из самых опасных профессий. И убийство Павла Шеремета - не начало, а продолжение охоты за журналистами.
Жаль, такой ценой, но нужно доказывать власти, что она занята не тем: делается акцент на псевдореформах, а реальной борьбы с валовой преступностью никто не ведет.
С одной стороны, убийства журналистов обычно связывают с теми у власти, которые убивают всех, кто открывает рот. Но с другой стороны, это даже своеобразное проявление демократии, как бы странно это ни звучало. В условиях демократии люди говорят, а журналисты в первую очередь. Они затрагивают табуированные темы. А вот способов защиты очень мало. Так что это будет происходить до тех пор, пока мы не научим демократию защищаться. И прежде всего это касается реформы правоохранительной системы.
Возвращаясь к убийству Павла Шеремета, я бы не строил сейчас конспирологических, "жареных" версий. Это увлекает, но мешает следствию и играет на руку политиканам. Нужно заняться главным - поиском. Как я уже говорил, нужно понять, кому это убийство не выгодно.
- Кому же?
- В первую очередь власти. Это циничное, дорогое, демонстративное преступление. Оно несет в себе пренебрежение к власти. И это, конечно, сильнейший удар по ней. Тем более, сам Павел, как я считаю, не был ярым противником нынешней власти. Он, конечно, не был ее защитником, но, по-моему, был скорее сторонником".
Як повідомляли Патріоти України, вранці в середу, 20 липня в результаті вибуху машини в Києві загинув відомий журналіст Павло Шеремет.
Президент України Петро Порошенко заявив, що Федеральна служба розслідувань США дала згоду підключитися до розслідування вбивства. Пізніше в Держдепі підтвердили, що ФБР вже допомагає Україні в розслідуванні цієї справи.
Більшість українців, які наразі перебувають у Польщі, приїхали відносно нещодавно. Найбільша частка – 37% – оселилися в країні менш ніж пів року тому. Такі дані опублікували в аналітичному центрі міжнародної агенції з працевлаштування Gremi Personal, п...
Як повідомив Генштаб ЗСУ, загальні бойові втрати РФ з 24.02.22 по 19.01.25 орієнтовно склали: