"Нынешняя модель является результатом компромисса, достигнутого в критической ситуации первого Майдана. Янукович сломал этот компромисс - и плохо кончил", - пише у своєму блозі Юрій Вишневський, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"Концептуальные споры о системе организации исполнительной власти ведутся вокруг трех моделей: президентской, парламентской и смешанной. Разумеется, каждая из этих моделей имеет свои варианты. В Украине сейчас действует очень специфический вариант парламентско-президентской республики, не имеющий близких аналогов нигде в Европе, да и в мире. Поэтому полезно иметь представление, какие еще бывают варианты смешанной системы.
Для нас наиболее интересен опыт двух наших крупнейших европейских соседей - Польши и Румынии. В обеих этих странах, как и в Украине, президент имеет особые полномочия в сфере обороны (является верховным главнокомандующим вооруженных сил) и внешней политики (назначает и отзывает послов). Также там, как и в Украине, правительство появляется на свет в результате совместных усилий президента и парламента, а срок полномочий правительства длится до начала работы нового парламента (и не зависит от выборов нового президента). Однако способы формирования правительства в Польше и Румынии совсем не такие, как в Украине.
Конституция Польши установила, что президент выдвигает кандидатуру главы правительства, который предлагает состав правительства. Президент назначает главу правительства вместе с остальными членами правительства и принимает их присягу. Глава правительства в течение 14 дней представляет Сейму (нижней палате парламента) программу деятельности правительства вместе с предложением о предоставлении ему вотума доверия. Решение о вотуме доверия Сейм принимает абсолютным большинством голосов (более 230 из 460).
Если этого не случилось, тогда Сейм сам в течение 14 дней избирает главу правительства, а также предлагаемых им членов правительства абсолютным большинством голосов. Президент назначает избранное таким образом правительство и принимает присягу его членов.
Если и у Сейма не получилось сформировать правительство, тогда инициатива возвращается к президенту. Он в течение 14 дней назначает главу правительства и по его предложению остальных членов правительства, а также принимает их присягу. Сейм в течение 14 дней предоставляет правительству вотум доверия обычным большинством голосов в присутствии не менее половины предусмотренного законом числа депутатов. А в случае отказа Сейма предоставить правительству вотум доверия президент назначает досрочные выборы Сейма.
Правительство работает до тех пор, пока не будет избран новый парламент, но оно может быть отправлено в отставку и раньше. Для этого Сейм должен выразить правительству вотум недоверия абсолютным большинством голосов по предложению, внесенному не менее чем 46 депутатами и поименно указывающему кандидата на пост главы правительства. Если постановление принято Сеймом, то президент принимает отставку правительства и назначает избранного Сеймом нового главу правительства и по его предложению остальных членов правительства, а также принимает их присягу.
Особенностью Румынии является то, что там президент может лично руководить правительством. В конституции страны записано, что президент Румынии может принимать участие в заседаниях правительства, на которых обсуждаются вопросы национального интереса, касающиеся внешней политики, обороны страны, обеспечения общественного порядка и, по просьбе премьер-министра, в других ситуациях. Причем президент председательствует на тех заседаниях правительства, в которых он участвует.
Но для формирования состава правительства президенту нужно согласие парламента. Президент назначает кандидата на должность премьер-министра после консультации с партией, имеющей абсолютное большинство в парламенте, или, при отсутствии такого большинства, с партиями, представленными в парламенте. Кандидат на должность премьер-министра должен в течение 10 дней после назначения запросить у парламента вотум доверия по программе и всему списку правительства. Программа и список правительства обсуждаются Палатой депутатов и Сенатом на совместном заседании. Если парламент оказывает доверие правительству большинством голосов депутатов и сенаторов, то президент назначает правительство на основе вотума доверия парламента. Члены правительства в индивидуальном порядке приносят президенту присягу. Президент может распустить парламент, если тот не проголосовал за формирование правительства в течение 60 дней с момента первого запроса, но только после отклонения по крайней мере двух таких запросов.
Правительство несет политическую ответственность только перед парламентом за всю свою деятельность. Президент не может отозвать премьер-министра. Правительство работает до тех пор, пока не будет избран новый парламент, но оно может быть отправлено в отставку и раньше. Для этого парламент на совместном заседании Палаты депутатов и Сената должен отозвать свой вотум доверия правительству большинством голосов депутатов и сенаторов.
Ныне действующий украинский вариант отличается от польского и румынского в двух планах. С одной стороны, если смотреть на формирование правительства в целом, то роль украинского президента чисто техническая (по крайней мере, согласно букве Конституции): он вносит в парламент ту кандидатуру премьер-министра, которую ему предложит парламентское большинство, после чего дальнейшее утверждение правительства происходит вообще без участия президента (кандидатуры членов правительства вносятся в парламент премьером). Но, с другой стороны, тут сделано исключение для министров обороны и иностранных дел: их кандидатуры вносит в парламент президент, причем даже без согласования с премьером. В Польше и Румынии подобной "президентской квоты" нет.
Это украинское ноу-хау можно оценивать по-разному. Критик-теоретик скажет, что нельзя смешивать в одном флаконе две разнородные компоненты - президентскую и парламентскую. Практик возразит, что квотный принцип - это общепринятая европейская практика. И что любое коалиционное правительство состоит из разнородных компонент. Только в украинском варианте к парламентским фракциям, создающим коалицию, добавляется президент с собственной фиксированной квотой в правительстве.
Можно выделить четыре главных аргумента в пользу сохранения существующей системы.
1. Нынешняя модель организации власти делает почти невозможным установление диктатуры и концентрации всей власти в одних руках. Наличие другого центра исполнительной власти делает и президента, и премьера ограниченными в своих полномочиях.
2. Парламентско-президентская модель является золотой серединой между чисто парламентской и чисто президентской. Те направления, которые требуют централизации, такие как оборона и внешняя политика, подчинены президенту, а остальные, которые требуют более демократичных форм принятия управленческих решений, такие как экономическое развитие, социальная политика и т. п., - сфера ответственности правительства.
3. Действующая украинская модель сохраняет баланс между демократической европейской политической традицией, к которой движется Украина, и традиционными представлениями украинцев о государстве.
4. Нынешняя модель является результатом компромисса политических элит, достигнутого в критической ситуации первого Майдана. Янукович сломал этот компромисс - и плохо кончил. После бегства Януковича именно возврат к этому компромиссу позволил легитимным образом передать президентские полномочия тогдашнему спикеру парламента Александру Турчинову и сформировать новое правительство. Попытка еще раз переписать Конституцию с целью заново перераспределить полномочия чревата обострением конфликтов в стране и дестабилизацией, что очень опасно на нынешнем этапе.
Тем не менее некоторые изменения в нынешнюю модель напрашиваются. Прежде всего ее стоит довести до логического конца. По действующей Конституции парламент утверждает всех членов правительства, включая и министров обороны и иностранных дел. То есть президент вынужден договариваться насчет этих кандидатур с парламентским большинством. Было бы логично отменить эту процедуру и наделить президента правом самостоятельно назначать глав Минобороны и МИДа. Заодно можно установить, что эти два министра не уходят в отставку вместе со всем правительством, пока их не уволит президент.
Конечно, тут возникает возражение: а вдруг президентом будет избран какой-нибудь новый Янукович. Однако на этот случай у нас уже появился в Конституции другой предохранитель -закрепленный там курс на членство в НАТО и ЕС.
Что же касается целесообразности кардинального отказа от смешанной модели в пользу то ли президентской, то ли парламентской, не будем торопиться с выводами. Мы обсудили пока только президентскую и смешанную модели в разных их вариантах, а есть еще чисто парламентская, которая обладают собственными достоинствами и недостатками".
Для того, аби зруйнувати Керченський міст, який зʼєднує РФ з окупованим Кримом, недостатньо буде самих лише ракет ATACMS. Для того, щоб руйнація переправи стала гарантованою, нам потрібні Taurus, передають Патріоти України. Передачу Україні цих ракет п...
Сьогодні Росія визнала, що зробила уже другий за цей рік крок до ескалації війни проти України. Як наголосив президент України, по Дніпру була застосована нова російська балістична ракета, передають Патріоти України. "Путін ударив по нашому місту Дніпр...