Православні святкують тисячоліття давньоруського (українського) чернецтва на Святій горі, яка вважається однією з чотирьох земних обителей Божої Матері, пишуть Патріоти України і цитують статтю журналістів "Фактів", розміщену на сайті Нескучные новости:
— Первые монахи и паломники приплыли из Киева на Афон (находится в Греции) более тысячи лет назад, но когда именно, доподлинно неизвестно, — говорит директор Международного института афонского наследия в Украине Сергей Шумило. — В 30-х годах прошлого века французские ученые во главе с выдающимся историком Византии профессором Полем Лемерлем обнаружили в архивах Афона документ, в котором содержится самое первое из известных на сегодняшний день письменных свидетельств о наших земляках на Святой горе (подпись на одном из актов поставил игумен Герасим, настоятель созданного выходцами из Киевской Руси монастыря Ксилургу). Манускрипт датируется 1016 годом. Собственно, поэтому присутствие древнерусского монашества на Святой горе принято отсчитывать от этой даты.
«Игумену Пантелеймонова монастыря Иеремии 101 год, но он продолжает участвовать в жизни обители»
— На Афоне строят из камня, а в Киевской Руси строительным материалом была древесина, — продолжает Сергей Шумило. — Неудивительно, что монахи с берегов Днепра возвели свою первую обитель на Святой горе из дерева, что было в диковинку для греческой братии. Они назвали монастырь наших земляков Ксилургу (в переводе с греческого — «древодел»). Здания из этого материала недолговечны, поэтому со временем Ксилургу перестроили, и монастырь стал каменным.
— Он сохранился?
— Да, в нем располагается общежительный скит Пантелеймонова монастыря, одного из крупнейших на Афоне. В обители сохранился соборный храм Ксилургу — Успения Богородицы. Согласно преданию, именно от него пошла традиция освящать главные храмы Киевской Руси в честь Успения Божией Матери: в Киево-Печерской лавре, Елецком монастыре Чернигова, Почаевской лавре на Тернопольщине, Святогорской лавре на Донбассе…
*Так сейчас выглядит Ксилургу — первая обитель, построенная на Афоне монахами из Киевской Руси. Фото с сайта www.isihazm.ru
— Известно, кто конкретно перенес эту традицию в Киевскую Русь?
— Это был уроженец Черниговского княжества преподобный Антоний Печерский (ему было пять лет, когда князь Владимир крестил Русь). Он очень хотел увидеть места земной жизни Иисуса, поэтому отправился в Палестину. На обратном пути приплыл на Афон, несколько лет прожил в обители Ксилургу — принял там монашеский постриг, прошел учение. Когда вернулся на родину, перенес сюда монашеские традиции, основал Киево-Печерскую лавру. Освятил ее в честь Успения Божией Матери. Он поступил так в соответствии с давней византийской практикой называть новую обитель в честь материнской.
Напомню, что Киево-Печерская лавра является одним из четырех земных уделов Богородицы. Афон — тоже Ее удел. Согласно преданию, когда Она плыла по морю с евангелистом Иоанном, разыгралась сильная буря. Пришлось пристать к берегу Афона. Богородица была так восхищена красотой этого места, что попросила Господа сделать его своим земным уделом. Я неоднократно там бывал и могу сказать: на Святой горе физически ощущаешь благодатную энергетику, незримое присутствие Богородицы.
В эпоху украинского казачества многие казаки на старости лет становились афонскими монахами. Мне удалось разыскать на Святой горе заброшенный казацкий скит «Черный выр». Его основал представитель знатного рода, потомок гетмана Олифера Голуба Григорий Голубенко после того, как оставил военную службу и принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг. Деньги на скит собрали запорожские казаки. Сохранились сведения о том, что разрешение на его создание дала императрица Елизавета Петровна. Скорее всего, об этом ее попросил граф Алексей Разумовский (Розум), с которым она состояла в тайном браке. Напомню, что Алексей доводился родным братом последнему гетману Украины и Войска Запорожского Кириллу Разумовскому.
Вероятно, Григорий Голубенко был знаком с братьями Разумовскими и заручился их поддержкой для своего афонского начинания. Императрица, видимо, помогла материально. Подробных сведений об этом пока разыскать не удалось. О денежном взносе Елизаветы известно лишь из письма царю Николаю II, написанного в 1912 году иеросхимонахом Антонием (Александром Булатовичем). Он попросил императора разыскать банковский вклад Елизаветы Петровны, предназначенный для «Черного выра», чтобы за накопившиеся проценты возродить скит — к тому времени он уже давно был заброшен. Однако деньги императрицы так и не были найдены.
Кстати, в архивах Афона я отыскал документы о том, что средства на нужды Святой горы жертвовали такие известные деятели времен казачества, как гетманы Иван Мазепа, Иван Самойлович, Даниил Апостол, Семен Палий (лидер национально-освободительной войны конца XVII — начала XVIII веков на Правобережной Украине), знатные казацкие семьи Лизогубов, Кочубеев и других.
В «Черном выре» лежат черепа его бывших обитателей. Дело в том, что, согласно афонской традиции, через несколько лет после погребения почивших монахов выкапывали. Черепа, как правило, клали в специальное помещение — костницу. Если череп был коричневого цвета, считалось, что человек прожил жизнь святого, если белый — был праведником. Ну, а если черный — грешником. Черные черепа снова закапывали в землю и усиленно молились за собрата, которому он принадлежал. Понятно, что практика эксгумации в значительной мере обусловлена невозможностью расширять погосты — местность на Афоне горная, и пригодные для освоения территории ограниченны.
Фото с сайта azbyka.ru
*Сергей Шумило разыскал на Святой горе заброшенный скит «Черный выр», братию которого составляли украинские казаки, решившие стать монахами. Фото со страницы Сергея Шумило в «Фейсбуке».
— Кто сейчас живет в Пантелеймоновом монастыре, на территории которого находятся строения Ксилургу?
— Он остался славянским. После большевистского переворота 1917 года на Афон перестали прибывать новые монахи из Украины, России и Белоруссии, поэтому в ХХ веке многие славянские обители приходили в упадок либо становились греческими.
Впрочем, до 1940 года наши соотечественники все же попадали на Святую гору — с западно-украинских земель, которые тогда не входили в состав СССР, в основном из Закарпатья. Благодаря им Пантелеймонов монастырь сохранился славянским. Ныне игуменом этой обители является уроженец Донбасса архимандрит Иеремия (Яков Филиппович Алехин), которому в этом году исполняется 101 год. Он из казаков. Советская власть раскулачила его семью, выслала за Урал, где отец и мать Якова погибли. Ему удалось бежать и вернуться на родной Донбасс. Документов у него не было, но это не помешало устроиться на металлургический завод в Мариуполе. Условия труда там были в 1930-е годы каторжные, поэтому принимали и без документов. К слову, во времена сталинских репрессий многие спаслись благодаря тому, что пошли работать на заводы и шахты Донбасса. Во время войны гитлеровцы угнали Якова на принудительные работы в Германию. После освобождения в 1945 году вернулся в Луганск, трудился там на хлебозаводе. Агрессивная атеистическая пропаганда советских властей не изменила религиозное мировоззрение Якова. Он поступил в Одесскую духовную семинарию, принял монашеский постриг и получил имя Иеремия. Учился вместе с будущим предстоятелем Украинской православной церкви, ныне покойным митрополитом Владимиром (Сабоданом). Наставником Иеремии был бывший афонский старец преподобный Кукша Одесский (Кузьма Величко), который рекомендовал ему подать прошение о поступлении в братию Пантелеймонова монастыря на Афоне. Ответа Константинопольского патриарха Димитрия пришлось ждать 14 лет. В документе говорилось, что из шести заявленных претендентов из СССР только двое получают право поселиться на Святой горе. Но в конце концов туда отправился только Иеремия. Это было в 1975 году, а через четыре года братия Пантелеймонова монастыря избрала его своим игуменом. Этот пост он занимает уже 35 лет. Несмотря на весьма почтенный возраст, продолжает активно участвовать в жизни обители.
Замечу, что кроме Ксилургу и «Черного выра» на Афоне есть и другие обители, созданные выходцами из Украины.
«На отдых и сон у монахов остается четыре часа в сутки»
— Сколько всего монастырей на Святой горе?
— Двадцать. Нужно сказать, что Афон, согласно Конституции Греции, — автономная монашеская республика со своими законодательством и правительством — Священным Кинотом, в который входят представители (антипросопы) всех монастырей. Поточными вопросами управления занимается Священная Эпистасия — исполнительный орган самоуправления, состоящий из пяти членов Кинота. Каждый год состав правящей пятерки меняется и избирается новый глава автономии — прот (своего рода премьер-министр). От властей Греции назначается гражданский губернатор (представитель МИД), но в управление он не вмешивается.
Афон находится в том же часовом поясе, что и Украина. Однако на Святой горе живут по старинному византийскому времени, причем измеряют его с помощью солнечных часов. В каждую пору года разница между поясным и византийским временем неодинаковая: летом она составляет примерно три часа, зимой — пять. На Афоне новые сутки наступают, как только начинается вечернее богослужение — так было и в старину. Богослужения длятся подолгу: с часу ночи до семи-восьми утра. В престольные праздники службы продолжаются еще дольше — по 12 часов. Но и после окончания богослужения, выполняя те или иные послушания (на огороде, на кухне), афонские монахи обязаны читать молитвы. Таким образом достигается единство с Богом. Неслучайно об Афоне принято говорить, что это страна молитвы. Действительно, главная обязанность граждан этой республики — непрестанно молиться: за мир, за всех нас. И, как принято считать, молитвами таких подвижников держится мир. На отдых и сон у братии остается около четырех часов в сутки.
— А кто уходит в монахи на Афон?
— Разные люди. Я встретил там монаха, с которым лет десять вместе работал в Киеве. В начале 1990-х он был основателем одного из первых коммерческих банков в Украине, стал председателем его правления. Я не знал, что он ушел из мирской жизни и поселился на Афоне. Эта встреча была неожиданной. Первые годы жизни в обители он нес послушание на кухне простым келарем (заведовал монастырскими припасами). Среди монахов есть бывшие ученые, военные, предприниматели, рок-музыканты. Не имеет значения, кем ты был прежде. Чтобы стать настоящим монахом, ты должен от всего этого отречься. Считается, что монах умирает для мира и рождается заново на Афоне в ангельском образе.
— Почему женщинам запрещено бывать на Святой горе?
— Такова воля Божией Матери. По преданию, в начале V века принцесса Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую гору. Однако ей явилась Богородица и запретила посещение мужских монастырей Афона. С тех пор женщинам не разрешают посещать Афон. Это отражено как в древних византийских актах, так и в современном греческом законодательстве. Вообще, это древняя традиция. В старину в женские монастыри запрещалось пускать мужчин, а в мужские — женщин. Сейчас эта традиция практически утрачена, но на Афоне она сохранилась. Там бережно хранят все древние традиции и устои, как и тысячу лет назад. По сути, это такой «затерянный мир», живой «осколок Византии» посреди современной цивилизации.
— Монахи все продукты выращивают и производят сами?
— У них есть огороды, виноградники, много оливковых плантаций. Также они выращивают апельсины, мандарины и другие культуры. В праздники и некоторые другие дни им разрешено есть рыбу, поэтому монахи выходят на лодках в море на рыбалку. В основном же пища у братии постная. В греческом климате отлично растут оливковые деревья. По калорийности оливки заменяют в рационе мясо. Их добавляют в постные супы, подают с вареной картошкой, другими блюдами. Замечу, что в Украине продаются в основном испанские оливки, которые по своим вкусовым качествам заметно уступают греческим. В наше время монахам приходится многое покупать. Например, ткани для церковного облачения, некоторые продукты. Деньги зарабатывают, продавая паломникам иконы, церковные книги, утварь и сувениры собственного изготовления. В обителях сейчас есть современные дизель-электростанции. Впрочем, после шести вечера свет отключают — чтобы монахи не отвлекались на что-либо и поспали перед ночной службой. Они имеют право пользоваться мобильными телефонами, Интернетом, но только с благословения настоятеля для выполнения того или иного послушания. Никакого имущества у братии нет. Монахи пользуются тем, что произвел или купил монастырь. Это требование общежительного устава, действующего в афонских монастырях.
Якщо і переїздити кудись жити, так це до країни, з високим індексом щастя. Одним з найвищих таких показників у світі може похвалитись Швейцарія, і зараз країна пропонує вигідні умови переміщення. Як пише видання Express, швейцарський уряд пропонує моло...
В Україні суттєво здешевшала морква. Насьогодні виробники відвантажують її по 15-23 грн/кг, що в середньому на 21% дешевше, ніж тижнем раніше. Основна причина – сезонне збільшення пропозиції на тлі досить стриманого попиту. Відповідно, незабаром ціни н...