"Не секрет, что оккупированные территории мы сами часто называем "Мордор". Это из книги Толкиена – там была такая "черная, умирающая, но не умершая страна" депрессии. С 2014 года я так называю Донецк и другие города, захваченные натуральными "орками" - боевиками. По работе часто езжу в Мариуполь. Когда возвращаюсь, поражаюсь контрасту – насколько провинциальный, по моему мнению, приморский город выглядит живее и лучше шахтерской столицы. Дня два после поездки испытываю настоящую "ломку" - накатывает апатия, депрессия, никакой радости. Пустые улицы контрастируют с заполненными улицами того же Мариуполя. Комендантский час вообще вызывает желание зарыться куда-нибудь и не выходить", - розповідає мешканець Донецьку Анатолій Мурзаєв.
Юрій Селезньов з Макіївки також жаліється: "Мои родители – пенсионеры, всей душой воспринявшие "республику" и мечтавшие прожить остаток жизни не столько в России, сколько в реанимированном СССР, с удивлением увидели, что в Бахмуте, Константиновке и Краматорске нет полицейских, которые заставляют людей говорить исключительно на украинском языке. Нет памятников Гитлеру и Бандере, в магазинах присутствуют продукты, работают аптеки, банки и почтовые отделения. Когда они вернулись, то несколько дней буквально переваривали увиденное и задали мне только один вопрос: "А почему по телевизору сказали, что в Украине стоят заводы, безработица и все люди уезжают на заработки в Россию?" Я не смог ничего ответить, посоветовал лишь поменьше слушать, что говорят по ТВ".
"Проведя две недели в пансионате под Святогорском, 7-летний сын после возвращения в Донецк очень изменился. Как он признался, его страшат пустые улицы, отсуствие людей по вечерам и присутствие множества военных. К тому же, в нашем районе хорошо слышно, как со своих позиций стреляют боевики. Ребенок расплакался вечером, когда услышал первые "бабахи" - за 14 дней он отвык от выстрелов, от тревожных новостей, от наших перепуганных лиц. Да и мы с мужем, когда возвращались и пересекли первый блокпост ДНР, ощутили какую-то депрессию. Словно мы уехали из какой-то нормальной жизни и вернулись в ненормальную. Где надо не жить, а выживать", - каже Людмила, мати 7-річного хлопчика із Донецьку.
Олександр Павлюков розповів, що більше року мешканці окупованих територій вірили, що в Україні дефолт та страшна бідність. "Дети купили нам путевку в Бердянск и буквально заставили поехать отдохнуть. Когда мы приехали, то увидели неимоверные очереди к аттракционам, кафе были забиты, а в дорогих пансионатах места были забронированы вплоть до сентября. Тогда мы поняли, что нас в Донецке тупо зомбируют неправдой. Я не могу сказать, что в Украине все хорошо и гладко, есть проблемы, но то, что нам рассказывают – ложь. Знаю, что многие верят, но те, кто хоть раз съездил и посмотрел, уже не доверяют местным газетам и телевизору. Несколько дней после возвращения "с Украины" испытывал подавленные чувства, объяснить которые не могу. Накатывала тоска какая-то, как будто что-то потерял", - каже пенсіонер.
Психолог Олександра Гуляєва пояснює: "Я вижу это так: два года людей натурально обрабатывали. Помните митинги, например, в марте-мае 2014-го в Донецке? Я видела их почти все и могу с уверенностью говорить об использовании различных психотехник со сцены. В народе это называется "зомбирование". Кому-то покажется это смешным? Просмотрите еще раз кадры с митингов и попристальнее взгляните на руки выступающих "лидеров ДНР", отметьте интонации их голоса, слова-якоря. Дальше: третий год жителям оккупированного Донбасса морочат голову по телевизору: постоянно твердят о войне, о разрушениях, муссируют темы обстрелов. Это не может не накладываться на психику, ведь с 2014 года дончане живут с психотравмой. Каждый, кто хоть раз видел или слышал обстрел, получает психотравму. Возможно, на всю жизнь, если с человеком не поработают психологи. И с вот такой набитой черт знает чем головой человек из Донбасса выезжает на подконтрольные Украине территории. Что он видит? Младенцев не едят, свастику на спине не рисуют, пенсии и зарплаты платятся день в день, в магазинах люди выбирают колбасу из 20 видов, на море можно кататься на "банане", а по ночам - спокойно гулять по улицам. Начинаются проблемы в восприятии: а как же, по телевизору сказали, а вот тут все по-другому… Вернувшись в Донецк, люди несколько дней переживают этот конфликт пропаганды и реальности. Оглянувшись, понимают, в каком "мордоре" живут – и это естественно вызывает депрессию. Масла в огонь подливают те, кто продолжает уверять, что в ДНР все хорошо, а будет еще лучше".
Семен Висленко з Донецьку скучить за минулим: "Когда вернулись, вдруг осознали, насколько пуст и уныл наш город. А ведь казалось, только недавно у нас было Евро-2012, и к нам приехали куча друзей и знакомых. Каждый раз, проходя мимо закрытого супермаркета "БУМ" возле "Донбасс Арены", мы вспоминаем, сколько пива здесь было куплено и выпито за нашу команду. Возле ж/д вокзала без слез не пройдешь… И после возвращения "из Украины" нас ломает – приходится заново привыкать к обстрелам по ночам и одновременно к тишине улиц. Это безумно действует на нервы, и от этого никуда не деться".
У Великій Британії у п’ятницю, 22 листопада, чоловік зізнався, що здійснив підпал лондонської комерційної нерухомості, пов’язаної з Україною. Також він визнав, що отримав гроші від іноземної розвідки у справі, яку пов’язують з РФ. Про це повідомляє аге...
У суботу, 23 листопада, на українців чекатиме похмура погода з дощем та мокрим снігом. Про це розповіла синоптикиня Наталія Діденко, передають Патріоти України. " У суботу вологи в Україні вистачатиме. Сніг, мокрий сніг, дощ. Вдень 23 листопада основна...