Диво-джерело та рог єдинорога: Де в Україні знаходиться найдавніший Покровський храм

Село Шарівка лежить всього в чотирьох кілометрах від добре відомої туристам жвавої траси Хмельницький-Кам'янець-Подільський.

"Сегодня Покровский храм в селе Шаровка (Ярмолинецкий район Хмельницкой области) отмечает сразу три праздника: День Покровы Пресвятой Богородицы, День защитника Украины и День украинского казачества. С первым праздником все понятно - при строительстве эту церковь освятили в честь Пресвятой Покровы. День защитника Украины для нее тоже не чужой - сооружение возводилось не только как божий дом, но и как довольно мощное укрепление", - пише журналіст Дмитро Полюхович у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Начиная с конца Х и до второй половины XVII века почти все "мурованные" сакральные сооружения в Украине возводились с прицелом на оборону. Синагоги, кстати, тоже. Очень часто оборонные храмы посвящались Пресвятой Покрове. Причина лежит на поверхности - в дополнение к крепким стенам с бойницами люди хотели получить еще и высшую небесную защиту от врага.

Храм в Шаровке (ранее - местечко Шаравка), возможно, самый старый в Украине из посвященных Покрове. По одной из версий его возвели еще в XIV веке. Существует даже гипотеза, что сперва это была небольшая крепость, позже якобы перестроенная в сакральное сооружение. Красиво, романтично, но безосновательно. На самом деле здание изначально строилось как храм, а фортификационная функция здесь была второстепенной, хоть и немаловажной.

Большинство историков относят церковь к XV ст. Учитывая, что точная дата ее строительства затерялась в глубине веков, самым старым Покровским храмом Украины обычно называют знаменитую, попавшую даже в школьные учебники, церковь в соседнем (около 5 км) селе Сутковцы. Последней повезло дважды. Во-первых, известна точная дата ее постройки - 1476 г. Во-вторых, церковь в Сутковцах полностью сохранила все черты древней крепости - ряды разнокалиберных бойниц, машикулей, башенки-кавальеры и даже "смоляной нос", а вот ее сестра в Шаровке после многочисленных ремонтов и перестроек черты крепости утратила.

Покровские храмы в Сутковцах и Шаровке можно считать ровесниками - когда счет идет на столетия, жалкое десятилетие значения не имеет. Тем не менее, "шаровская" Покрова, скорее всего, лет на 20-30 старше знаменитой соседки.

Жители Шаравки и Сутковец милитаризовали свои храмы не от хорошей жизни. По этим краям проходил печально известный "Кучманский шлях", по которому татарские отряды совершали регулярные набеги на Подолье и Галичину. "Шлях" ничего общего с дорогой в современном понимании не имел - это была широкая, в десятки километров, полоса, по которой регулярно шастали непрошеные гости.

Небольшие и даже средние татарские отряды обычно обходили стороной любые укрепления - их целью были грабеж и ясырь, а не смерть при штурме. К тому же, Покровская церковь в Шаравке представляла собой довольно солидное фортификационное сооружение, а ее двор опоясывала самая настоящая крепостная стена.

Кроме того, высокий холм, на котором стоит храм, с юга и юго-запада защищала глубокая и заболоченная долина речки Вовчок, а с севера омывал полноводный ручей, русло которого в те времена было углублено и представляло собой наполненный водой ров.

Храм успешно защищал подолян от мелких и средних шаек, но не мог противостоять большим набегам, когда татары опустошали даже крупные города. В 1576-м многочисленный татарский отряд захватил Шаравку, а потом взял штурмом еще и храм. В плен попало более сотни людей.

Несколько лет после этого храм простоял в запустении и впоследствии был восстановлен за средства владельца Шаровки Якуба Претвича (1546-1613). Вскоре после этого (ориентировочно в 1607-м) православный храм Покровы был превращен в католический костел, освященный в честь Благовещенья Девы Марии. Тогда же рядом с ним Якуб Претвич построил кляштор (монастырь) отцов-доминиканцев.

В период Хмельниччины, а позже и османского владычества храм и кляштор пришли в запустение, но в начале XVIII века опять возродились. Увы, на Подолье "Галантный век" спокойствием не отличался. Хотя угроза татарских нападений миновала, в Речи Посполитой хватало и внутренних конфликтов - это и многочисленные восстания гайдамаков, и разборки между королем и Барской конфедерацией, и российская интервенция. Когда наступил мир, церковь пришлось изрядно латать. Во время этого ремонта значительно расширили до того узкие стрельчатые окна-бойницы, пробили новые боковые входы и большое окно в башне-колокольне. Тогда же внутреннее пространство костела расписал знаменитый украинский художник Иосиф Прагтль (1737-1799). Росписи, к сожалению, не сохранились.

После поражения Польского восстания 1830-1831 гг. император Николай I развернул широкие репрессии против поляков, римско-католической церкви и всех вольностей, еще сохранившихся на Правобережной Украине со времен Речи Посполитой. В частности, все города и местечка лишились Магдебургского права (самоуправления). Его оставили только Киеву, да и то не надолго.

В Шаровке в рамках антикатолической кампании закрыли кляшшор (в 1831-м), а костел Благовещения снова стал православным храмом (1832-й), правда, названным уже не в честь Покрова, как раньше, а в честь Рождества Богородицы.

Во время реконструкции 1890-1892 гг. храм несколько "русифицировали" - замуровали старые готические проемы, поставили на крыше деревянный барабан с низким, украшенным небольшой "луковичкой" шатром, а также немного нарастили башню-колокольню, замуровав при этом классические бойницы в форме перевернутой щели для ключа.

При коммунистах храм использовали под склад. Сегодня здесь действует Свято-Вознесенский храм УПЦ МП, но местные жители все равно называют церковь ее исконным именем - Покровской.

Любопытно, что на выпущенных на рубеже XIX-XX веков почтовых открытках Покровскую церковь (на тот момент храм Рождества Богородицы) по старой памяти упорно называют костелом. Может, по причине того, что на фотографиях она ничем не напоминает привычный православный храм.

С римско-католическим периодом Покровской церкви связана одна любопытная реликвия. На противоположном берегу Вовчка, сразу напротив храма, находится старое католическое кладбише. Среди надгробий бросается в глаза громадный, более 6 м высотой каменный крест на могиле некоего Анджея Малуя (1798-1857). Автор немало путешествовал по Подолью и Галичине, но нигде таких высоченных крестов не встречал. Впрочем, главная изюминка некрополя - сакральная женская "фигура" (статуя).

Местные жители уверены, что это изображение Святой Анны. Что православные, что католики относятся к ней с большим уважением и считают берегиней села. Но даже при самом поверхностном осмотре видно, что это никакая не Св. Анна, а эталонная Дева Мария, изображенная в момент Благовещения. Судя по стилю и другим признакам, статуя, скорее всего, датируется второй половиной XVIII века.

Очень любопытно расположение "фигуры". Дева Мария стоит на высоком постаменте и обращена лицом к храму. Исходя из этого напрашивается закономерный вывод: скорее всего, до 1832-го статуя украшала Благовещенский костел или его двор. После того, как храм вернули православным, католическая реликвия как "канонически чуждая" была демонтирована и перенесена на кладбище, откуда вот уже полтора столетия с тоской взирает на место своей бывшей прописки.

Если пройти метров 300-400 выше по течению ранее упомянутого ручья, можно увидеть еще одну уникальную изюминку Шаровки - грандиозный и очень красивый источник. Представьте себе скальный амфитеатр метров 25 длиной и приблизительно 2,5-3 метра высотой. С этой скалы с полуметровой высоты бьют полтора десятка мощных серебристых струй. Такой себе созданный самой природой грандиозный природный фонтан с очень вкусной и чистой водой.

Струи образуют небольшое озерцо, из которого и вытекает не единожды упомянутый ручей. К сожалению, фотографии и близко не передают этого удивительного зрелища.

От источника одна из дорог ведет к католическому костелу Матери Божьей Пресвятого Розария (1861-й). Сам по себе он вряд ли заинтересует туриста: ни архитектурных изысков, ни интересных историй - обычный сельский приходской храм. Но от него открывается великолепная панорама на долину Волчка и Покровскую церковь. Кроме того, рядом с костелом находится очень интересный и красивый старинный парк, заложенный еще в начале XIX века. К сегодняшнему времени он капитально одичал, но эта "дикость" добавляет своеобразного шарма и романтики.

В Шаровке есть и "нематериальная", но от этого не менее интересная изюминка. Выше мы упоминали некоего Якуба Претвича. Последний был довольно видным деятелем Речи Посполитой, но на фоне своего отца Бернарда выглядел бледновато.

Выходец из Силезии Бернгард фон Претвитц, он же Бернард Претвич (1500-1563) - личность незаурядная и авантюрная. Рассказ о нем занял бы не одну страницу, а его биографии хватило бы на парочку авантюрных романов и приключенческих блокбастеров.

Пан Бернард был одним из самых смелых и отчаянных сорвиголов своего времени. Во главе отряда казаков он "давал прикурить" татарам и туркам, да так, что они на Подолье почти не совались. Еще при жизни он получил неформальные прозвища Murus Podoliae (стена Подолья), и Terror Tartarorum (Страх Татар). Сохранились предания, что еще спустя столетие после его смерти татарские и ногайские матери пугали Претвичем непослушных детей.

До Претвича противостояние татарской угрозе сводилось к возведению замков, крепостей и тех же оборонных храмов, а татарские отряды пытались громить только во время самого набега. Учитывая мобильность последних это было крайне сложно. Разработанная силезцем тактика сводилась к превентивным ударам и перехвату татарских отрядов на их же собственной территории, а также к организации особых мобильных отрядов, действующих в пограничье. Всего Претвич провел 70 битв с татарами и ни в одной не потерпел поражения. Причем почти во всех случаях большую часть его отрядов составляли казаки.

Именно Претвич стал организатором большого похода 1545 года на Очаков - знаменитую турецкую крепость, служившую базой татарам для нападений на украинские земли. В этом походе принял участие и Дмитрий Байда-Вишневецкий (на вторых ролях, заметим). Позже османы написали королю жалобу на Претвича и Вишневецкого, обвинив их в том, что те захватили у жителей Очакова овец на суму 6745 акче, 196 лощадей, 245 волов, 9000 акче в звонкой монете и взяли в плен 87 людей.

В 1550-м, после ультимативного письма султана Сулеймана I королю Сигизмунду II Августу, Претвич был срочно вызван на заседание Сейма. Но вместо наказания, как ожидалось, там он был обласкан королем и лучшими людьми королевства. На этом заседании пан Бернард предоставил трактат по обороне пограничных земель от нападений татар, составленный на базе его опыта.

Фактически именно Бернард Претвич разработал основы тактики, позже прославившей запорожцев. В 1552-м друг, соратник и в некотором роде ученик Претвича князь Дмитрий Байда-Вишневецкий на острове Малая Хортица (остров Байда) заложил деревянно-земляной замок. Впоследствии главный исследователь казачества историк Дмитрий Яворницкий назвал этот замок Хортицкой сечью. Она и стала прототипом всех последующих сечей.

Что касается Шаравки, то польский король Сигизмунд I Старый в 1539-м предоставил это местечко Бернарду Претвичу в пользование. А после упомянутых выше слушаний 1550-го следующий король Сигизмунд II Август предоставил Претвичу право наследования, так что село стало его семейной резиденцией. Естественно, что владелец села и один из "отцов-основателей" запорожского казачества не единожды бывал в местном Покровском храме.

Напоследок забавная история. Бернард Претвич был не чужд и тому, что сегодня называют "понтами". В 1530-м Бернард прислал королю Сигизмунду I Старому в подарок рог последнего единорога на земле (на самом деле - клык нарвала). В сопроводительном письме сообщалось, что этого сказочного зверя во время охоты он, Претвич, якобы добыл лично. В 1540-м польский монарх подарил реликвию своему коллеге императору Фердинанду І Габсбургу. Сегодня на "охотничий трофей" Претвича можно полюбоваться в художественно-историческом музее Вены".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Народні прикмети на 19 березня. Що треба зробити у день Дарини Брудної, щоб зберегти любов і вірність в родині

вівторок, 19 березень 2024, 7:05

19 березня за новим стилем (1 квітня - за старим) - день пам'яті святих мучеників Хрисанфа і Дарії III століття, які жили в стародавньому Римі. Хрисанф походив із багатої і знатної сім'ї язичників. Батьки дали йому гарну освіту, сам він дуже любив чита...

"Оточення Путіна має розуміти, що його фізичне усунення - єдиний шанс на порятунок для них. Інакше він розпочне війну із Заходом", - Ейдман

вівторок, 19 березень 2024, 6:15

"Програма нового строку Путіна - глобальна катастрофа", - пише у своєму блозі Ігор. "Із новин: "Згідно з аналізом спецслужб Німеччини, Росія готується до масштабного конфлікту із Заходом, на що вказує реорганізація російської армії, пересування військ ...