"При Порошенко Украина пережила экономический кризис, но при нем же наступила спасительная стабилизация", - пишуть у своєму матеріалі Марія Бровінська, Олександр Надельнюк, повідомляють Патріоти України, і продовжують:
"Экономика не входит в сферу ответственности президента Украины, согласно нашей Конституции. Но, кого это волнует: почти 40% украинцев, в первую очередь, ждут от новоизбранного президента – снижение тарифов ЖКХ. А если говорить про президентство Петра Порошенко, то он охотно занимался и комментировал экономические вопросы. Его бэкграунд - бизнесмен, глава Рады Нацбанка, министр экономики- позволял делать это довольно компетентно. Мы отобрали пять экономических показателей, которые демонстрируют, что хорошего случилось с экономикой страны за время правления Порошенко, и пять показателей, которые во многом объясняют почему Украина до сих пор самая бедная страна Европы.
В последние годы правления Януковича экономические дисбалансы накапливались, как снежный ком. За фасадом экономстабильности, в виде низкой инфляции и доллара по 8, страна неслась в кризис. Реальный дефицит сектора государственных финансов в 2012 и 2013-ом составлял 5,5% и 6,7% соответственно. При Порошенко (хотя куда больше это заслуга-требование МВФ и достижение министров финансов) начали наводить порядок в Госфинансах. Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса считает сбалансированный бюджет наибольшей победой за последние годы.
«Смотреть на дефицит надо не в абсолютном выражении, а в относительном. Так вот, последние два года дефицит бюджета составляет меньше 3% от ВВП, что является хорошим показателем даже для европейской страны. Это позволяет снижать уровень долговой нагрузки, ведь ВВП растет значительно более быстрыми темпами, чем прирастает абсолютная сумма долга. В результате, отношение госдолга к ВВП за последние 2 года снизилась с 80% до 62%», - поясняет он.
При Януковиче «доллар по 8» было чем-то вроде неписаного закона природа. Правда, ради удержания курса «сожгли» больше половины золотовалютных резервов или $27,04 млрд с 2011 по 2014 год. Первый год правления Порошенко гривну пытались держать за счет резервов, но с 2015-го от такой практики отошли. Гибкое курсообразование, программа с МВФ, плюс порядок в госфинансах позволили к безопасным показателям.
Благодаря выполнению программы МВФ, ситуацию с золотовалютными резервами удалось стабилизировать и нарастить запасы валюты, говорит директор центра Case Ukraine Дмитрий Боярчук. «Убраны основные дисбалансы, что привело государственные финансы в нормальный вид, в основном, за счет выравнивания цен на газ к импортному паритету», - говорит он. Соглашается с ним и Сергей Фурса: «ЗВР полностью зависят от динамики сотрудничества с МВФ. В последние годы запасы устойчиво росли, в том числе благодаря возможности НБУ выкупать излишек валюты с рынка», - говорит он.
За последние пять лет средняя реальная зарплата украинцев прокатилась на американских горках: рухнула на 22,2% в 2014-2015-ом, и показала быстрый отскок в последние три года. По итогам пятилетки реальная зарплата выросла на 9,7%.
«Средняя зарплата росла опережающими темпами к ВВП, что, с моей точки зрения, было связано с нарастающим дефицитом рабочей силы», - говорит Дмитрий Яблоновский. Соглашается с ним и Сергей Фурса: «Наблюдающийся в последние годы устойчивый рост зарплат, во многом, вызванный фактором безвизового режима с ЕС. Украинские предприятия теперь вынуждены конкурировать с компаниями из Польши, и это заставляет их резко подымать зарплату». Кроме того, по мнению Дмитрия Яблоновского, также на рост зарплат имеет влияние инфляционное давление.
При Порошенко Украина диверсифицировала внешнюю торговлю. Главное достижение - Россия больше не главный торговый партнер, с 2014 года Украина больше всего продает товаров и услуг в Евросоюз. Причем доля ЕС стабильно растет, в прошлом году она достигла 42,6% и установила исторический рекорд в денежном выражении – 20,15 млрд евро.
Это результат, как вступившего в силу соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, так и торговых барьеров, которые ввели Россия и Украина, поясняет Сергей Фурса.
Этот показатель можно отнести как к провалам, так и успехам. Провал – по уровню ВВП, на душу населения, Украина беднейшая страна Европы, и за годы Порошенко положение страны даже ухудшилось, мы пропустили вперед даже Молдавию. Достижение – украинская экономика вышла на траекторию стабильного роста. Критически важно удержать тренд и не допустить кризиса, и хорошо бы ускорить темпы роста.
По мнению Фурсы, динамика ВВП свидетельствует о том, что экономика Украины достаточно хорошо восстанавливается последние пару лет после провала 2014-2015 гг. «Благодаря программе МВФ удалось добиться макроэкономической стабильности, что в свою очередь стало базой для роста экономики», - комментирует он. Дмитрий Яблоновский, заместитель директора Центра экономической стратегии, говорит, что несмотря на стабильный рост экономики, Украина все еще отстает от роста мировой экономики. «В 2018 мировая экономика росла с темпом 3,6%. Развивающиеся страны росли с темпом - 4,5%», - говорит он.
Пожалуй, главный экономический провал Порошенко: Украина так и не стала привлекательной страной для ведения бизнеса, по крайней мере, инвесторы в это не поверили. Иностранные инвестиции остаются на низком уровне, а без них украинская экономика не может быстро расти. «Если мы вычтем средства, которые вносили российские банки в капитал свои дочерних банков в Украине, то увидим, что эти показатели практически неизменны и увидим, что инвестиции мизерны. Основная причина - отсутствие верховенства права», - уверен Фурса. Согласно опросу инвесторов, проведенному Европейской бизнес ассциацией, совместно с Центром экономической стратегии и инвесткомпанией Dragon Capital, основными барьерами для инвестиций являются коррупция и недоверие к судебной системе, подтверждает Дмитрий Яблоновский. «Украина находится на 120 месте в Индексе восприятия коррупции. Стимулировать инвестиции, также, могла бы активная крупная приватизация и открытие рынка земли. Но ни одного крупного объекта продано не было, продажа земли остается под мораторием», - говорит он.
За первый год правления Порошенко, гривня обесценилась почти вдвое, с 12 до 22 гривен за доллар. Это спровоцировало инфляцию, обвалило реальные доходы населения, привело к банковскому кризису, создало проблемы с обслуживанием госдолга и множество других проблем. Обвал курса нельзя ставить в упрек Порошенко, считает Фурса. «Долгое время курс доллара искусственно удерживали на уровне в 8 грн за доллар, что привело к истощению резервов и наращиванию долга. В итоге, сжатая пружина разжалась, что привело к резкой девальвации, усиленной войной и паникой», - говорит он. Яблоновский добавляет, что влияние на курс гривны имела также потеря части территории, на которой находилось много предприятий, ориентированных на экспорт.
Из хорошего - после перехода к гибкому курсообразованию, цена доллара в Украине колеблется в пределах 10-15%.
В 2015 году средний рост цен в Украине составил 43,3% - это рекордный показатель за 20 лет лет. По мнению Фурсы, инфляционная динамика была продиктована валютным курсом, цены росли на фоне девальвации.
С 2016 года НБУ перешел к режиму таргетирования инфляции, на практике означает, что центробанк ставит своей основной целью достижение заранее заданного значения инфляции. НБУ не удалось достичь целей на 100%: Инфляция была выше, чем запланировано. «Но, по моему мнению, жесткая монетарная политика на фоне роста доходов населения через социальные выплаты и зарплаты, помогла ее существенно снизить», - добавляет Дмитрий Яблоновский.
Когда Порошенко возглавил страну, суммарный госдолг составлял около 70 млрд долларов. Но проблема была не в сумме, а валютной структуре. В конце мая 2015-го почти 60% госдолга было в иностранной валюте. Девальвация 2014-2015 годов привела к тому, что соотношение долга к ВВП подскочило до 79% (при безопасных 60%). В 2015 году Минфин провел реструктуризацию части госдолга: инвесторы согласились списать $3,8 млрд и отсрочить выплаты на 5-10 лет. Впрочем, это не решило долговые проблемы: Украина не может без поддержки МВФ и других партнеров самостоятельно обслуживать внешние долги. К тому же долговая нагрузка “съедает” очень много ресурсов, например в 2019-ом государство потратит на обслуживание и погашение долгов 417 млрд грн.
Госдолг удалось взять под контроль, и последние пару лет уровень долговой нагрузки устойчиво снижается, отмечает Фурса. В первую очередь благодаря контролю над бюджетным дефицитом.
В Украине парадоксальная ситуация. С одной стороны - бизнесмены дружно уверяют, что трудовая миграция достигла критических масштабов и в стране уже некому работать (свои жалобы они подтверждают повышением зарплат). С другой - уровень безработицы, рассчитываемый по методологии Международной организации труда, остается высоким, как для развивающиеся страны. Непродуманная социальная политика искривила стимулы на рынке труда: многие украинцы рационально посчитали, что им выгоднее не работать официально, чтобы не лишиться субсидий и других преференций. “Большая часть мигрантов - синие воротнички, выезжающие на несколько месяцев. Основная мотивация - более высокая зарплата”, - говорит Дмитрий Яблоновский. Чтобы удержать, необходимо предлагать сопоставимые зарплаты. Чтобы не потерять конкурентоспособность при этом, нужно инвестировать в повышение продуктивности труда, говорит он.
Новый президент получает страну в намного лучшем экономическом состоянии, чем она досталась Петру Порошенко. Но, перед Зеленским стоит не менее сложная задача - добиться ускорения экономического роста".
Тариф на електроенергію, який був встановлений в Україні, діятиме протягом поточного опалювального сезону. Уряд не має планів щодо його збільшення. Про це повідомив міністр енергетики Герман Галущенко під час "Години запитань до уряду" 17 січня, переда...
Економіка України попри війну продовжує зростання. Показник ВВП на душу населення перевищив довоєнний рівень. Про це повідомив заступник міністра економіки України Андрій Телюпа, передають Патріоти України. . За його словами, зростання реального ВВП У...