"Кремль нанес Офису президента Украины болезненный и унизительный удар именно в том момент, когда президент Украины Владимир Зеленский и партия "Слуга народа" серьезно увязли в собственных "мирных инициативах". Дискуссии по поводу возможности продавать в Крым воду и вести совместное патрулирование на Донбассе убедили россиян, что власть в Киеве дрогнула и нужно давить дальше", - пише у своєму блозі Сергій Стельмах, передають Патріоти України, і продовжує:
"После избрания Зеленского президентом среди некоторых экспертов было распространено мнение, что Кремль не пойдет на обострение со стороны Донбасса и уж тем более – со стороны аннексированного Крыма. Сторонники такой версии полагали, что российскому лидеру Владимиру Путину якобы не было смысла играть мускулами и давить на фоне "миротворческих" лозунгов новой украинской власти и откровенного коллаборационизма части европейских элит.
Недавние события показали несостоятельность такого тезиса. Силовое давление и политический шантаж остаются основными кремлевским инструментами воздействия на власти Украины и ее западных союзников. На днях Москва пошла на очередное обострение на линии разграничения на Донбассе. Утром 18 февраля боевики атаковали позиции ВСУ в районе населенных пунктов Новотошковское, Орехово, Крымское и Хутор Вольный. Контролируемые Россией формирования применили вооружения, запрещенные Минскими соглашениями. Представители украинского командования сообщили о гибели одного военного. Еще трое были ранены и двое получили контузию.
Президент Зеленский назвал действия россиян "провокацией", направленной на срыв мирного процесса. "Это не просто циничная провокация, целью которой является нажать на дебальцевскую рану, которая никогда не заживет полностью. Это – попытка сорвать мирный процесс на Донбассе, который начал продвигаться хоть и небольшими, но необратимыми шагами", – написал Зеленский в Facebook.
Казалось бы, Кремль за несколько дней до нападения стремился к ослаблению санкций и имитировал некий "конструктив" при урегулировании ситуации на Донбассе. Вместо того, чтобы и далее вести такую линию, россияне спровоцировали боевые действия такого масштаба, которого уже давно не было на линии соприкосновения.
Сторонники тезиса о том, что Путину выгоднее занимать выжидательную позицию, не учитывали особенностей принятия решений в Кремле. Если бы администрация российского президента руководствовалась исключительно рациональными соображениями, то аннексии Крыма и псевдореспублик на Донбассе не было бы. Аннексия полуострова и вторжение на Донбасс в 2014 году произошли, с одной стороны, из-за того, что Кремль полностью провалил политику в украинском направлении.
Агрессивное затягивание Украины в Таможенный союз в период 2010–2013 годов на фоне нежелания "Газпрома" пересматривать кабальный газовый контракт 2009 года всерьез раздражало верхушку "Партии регионов" и соратников тогдашнего президента Виктора Януковича. Дабы задержать движение Киева в сторону НАТО и ЕС, россиянам пришлось пойти на демонстративное нарушение норм международного права. С другой стороны, оккупация полуострова, пусть и ситуативно, решала проблему стремительно угасающего рейтинга Путина.
Из этого следует простой, но крайне важный вывод, помогающий относительно достоверно спрогнозировать поведение Москвы на ближайшую и среднесрочную перспективу. Путин и его окружение в вопросах войны (реальной – против Украины и политической – против США и ЕС) делают не то, что "выгодно", а то, что даст им больше возможностей для тактического маневра во внутренней и внешней политике. В долгосрочной перспективе слишком "дорогие" политические и военные операции могут привести к стратегическому поражению, но тут и сейчас российские власти получают преимущество.
Обострение на Донбассе произошло именно потому, что Путину выгодно именно сейчас девальвировать все "мирные инициативы" украинской власти. В том числе и предложение Зеленского о "совместных патрулях". Москва нанесла Киеву болезненный и унизительный удар именно в том момент, когда Офис президента Украины серьезно увяз в собственных "мирных инициативах".
Администрацию российского президента интересуют, главным образом, две важнейшие уступки. Прежде всего, вода для Крыма. Затем россияне потребуют снятия торговой блокады и запуска поездов на полуостров, но тут и сейчас их заботит дамба на территории Херсонской области, преграждающая поток воды из Днепра. Судя по "странной" активности народных депутатов от "Слуги народа" и противоречивым заявлениям фракционного лидера Давида Арахамии о готовности "обменять" воду для полуострова на вывод российских войск с Донбасса, окружение Зеленского реально рассматривало вариант снятия блокады. Лишь серьезная шумиха в СМИ и шквал общественного негодования заставил публично отказаться от такой идеи.
По одной из версий, Кремль требовал начать переговоры по подаче воды на полуостров как одно из предварительных условий проведения саммита "нормандской четверки" в Париже. Тогда совместными усилиями Запада такие требования удалось нивелировать. Судя по активности и противоречивым заявлениям власти по поводу воды, такая версия имеет право на существование.
Набор кремлевских инструментов не исчерпывается лишь наступлением со стороны оккупированных районов Донбасса. Давление со стороны Азовского моря, захват заложников в Крыму и поимка очередных "террористов" также укладываются в логику нынешней агрессии. Ничто не мешает ФСБ инсценировать на полуострове террористический акт, обвинив Киев в отправке в Крым диверсантов. Затем российские военные и МИД сварганят фальшивку о "лагерях подготовки" на территории Херсонской области, по которым Москва решит ударить. Никаких "лагерей террористов" там нет. Подлинной целью станет разрушение дамбы с последующим ультиматумом Киеву.
Москва начала готовить почву для такого варианта еще три года назад, когда "депутат Госдумы" из оккупированного Крыма Руслан Бальбек обвинил Киев в том, что на территории Херсонщины действуют "центры "ИГИЛ".
Подобные сценарии не могут быть "фантастикой" по очевидной причине: аннексированный Крым, который превратили в огромную военную базу, был и остается инструментом по демонтажу украинской государственности. Вторым инструментом является "конституционная реформа" в Украине под кремлевскую диктовку.
Москве нужно прописать "особый статус" для ОРДЛО в Конституцию Украины, дабы начать постепенный процесс перестройки Украины в рыхлую конфедерацию со всеми атрибутами картонной государственности. Один из таких атрибутов, на котором де-факто настаивает Москва, это "совместный парламент" Украины и захватчиков ОРДЛО, в котором оккупанты будут иметь право вето на внешнюю политику страны и особые отношения с Кремлем. Воду в Крым также можно будет пустить по решению такого "законодательного органа".
Готовність Трампа до зустрічі з Путіним також може виглядати певним послабленням позицій США у діалозі з Москвою. Таким чином Путін доведе, що ізоляція його режиму фактично зазнала фіаско не тільки у країнах глобального півдня, лідери яких підтримують ...
У тимчасово окупованому Криму в акваторії керченського суднобудівного заводу “Залив” росіяни встановлюють загородження для захисту від українських морських дронів. Про це повідомляє Телеграм-канал "Крымский ветер", передають Патріоти України. "В аквато...