"Президент Владимир Зеленский предложил провести в Украине Олимпиаду. Действительно ли это хорошая идея в перспективе развития экономики?" - пише у своєму блозі Олексій Кущ, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
В июле глава государства заявил буквально следующее: "Нам нужен определенный план, что мы, скажем, готовы за три-четыре года все построить, и тогда можем быть в очереди и принять Олимпиаду. Мы должны быть амбициозными". По его мнению, это позволит стране создать качественную спортивную инфраструктуру. С другой стороны, если такие деньги в Офисе президента уже нашли, то почему бы ее не построить просто так, например, распределив столь почетную финансовую нагрузку между олигархами, которые "об этом еще ничего не знают".
Хотя с деньгами должно быть все "зелено". Президент предлагает "дать задание нашим ребятам, которые ищут инвестиции, дать задание нашему бюджету, чтобы ежегодно выделялись деньги на объекты, которые нам нужны, а потом эти деньги будут использованы для Олимпиады". Хотя после упоминания о "наших ребятах" сразу вспоминается классическое: "Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать!.. Ведь на турнир с участием таких величайших вельтмейстеров съедутся любители шахмат всего мира".
Сколько здесь было реального желания войти в историю, а сколько рационального расчета на привлечение еще 1% электоральной поддержки, сказать сложно. Однако слово президента не ограничивается пространством предвыборной риторики, и если он говорит, то эти фразы необходимо облекать в тогу реальности, даже если последняя трещит по швам. Президент Национального олимпийского комитета Украины Сергей Бубка заявил, что чисто теоретически Украина могла бы подать заявку на проведение зимней Олимпиады в 2030 г. и летней в 2032 г. При этом наиболее реалистичен иной сценарий в формате лайт — проведение летних юношеских Олимпийских игр.
Одна из проблем Украины, которая всегда возникает при обсуждении принятия крупных спортивных соревнований, — это так называемый бюджетно-инфраструктурный уклон. Деньги, как правило, тратятся государственные, а единственный позитивный эффект — это остающаяся после соревнований "инфраструктура". С сомнительной экономической эффективностью, когда на некоторых стадионах просто некому играть в футбол.
В иных странах государство также существенно вкладывается в финансирование подготовки к таким мероприятиям, как Олимпийские игры, с тем лишь отличием, что и уровень государственно-частного партнерства там выше и прозрачнее, и позитивный эффект оценивается совершенно иначе. Прежде всего речь идет о притоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Инвестиции прямо или косвенно связаны с международной рекламой государства, которое успешно провело те или иные глобальные спортивные соревнования. Миллиарды телезрителей, сотни тысяч гостей, многие из которых связаны с крупным транснациональным бизнесом, — лучшей площадки для презентации национальных экономических проектов трудно и придумать. Это как раз тот случай, когда опосредованное влияние намного сильнее и ценнее в контексте той позитивной скрытой корреляции, которая возникает между успешностью самого мероприятия и притоком инвестиций в экономику в последующие 10–15 лет.
Но для получения столь сложного волнового эффекта роста нужна самая "малость": качественная предпринимательская среда, развитая инфраструктура, институциональная готовность принимать системные инвестиции и однородное качество внутреннего пространства экономики, когда цивилизация не заканчивается за пределами спортивного городка для гостей, спортсменов и журналистов. Немаловажную роль играет и преемственность политических решений: государственно-частное партнерство на длительном временном интервале в 10–15 лет может быть реализовано лишь при условии, что "подрядчиков" не меняют после каждых парламентских или президентских выборов.
Сам по себе прямой экономический эффект от проведения масштабных спортивных мероприятий невелик. В южнокорейском Пхенчхане последние зимние Олимпийские игры обошлись в $12,9 млрд — смета была превышена более чем в два раза.
В 2016 г. аналитики Оксфордского университета сделали детальный анализ стоимости проведения Олимпийских игр: наибольшая смета оказалась у Лондонской Олимпиады (летние игры) — $15 млрд, и у зимней Олимпиады в Сочи — $21,9 млрд.
Если взять усредненные показатели, то выходит, что стандартная смета зимних Игр составляет $3,1 млрд, а летних — $5,2 млрд. И практически все страны-организаторы превышают изначальный бюджет в среднем на 142–176%. Прибыль же Сочинской Олимпиады (подходит для сравнения с нами, ведь нам, равно как и россиянам в свое время, придется сооружать всю необходимую спортивную инфраструктуру практически с нуля) составила всего $53 млн, и то здесь есть серьезные сомнения в объективности расчетов.
В любом случае Украина как страна с полностью деградированной базовой спортивной инфраструктурой вынуждена будет построить многие объекты фактически с нуля, и на это пойдут десятки миллиардов долларов, а прямой положительный эффект составит в лучшем случае несколько десятков миллионов. Кстати, только на этапе подготовки заявки, когда еще нет никаких гарантий в победе, лишь на консалтинг и рекламу придется потратить как минимум $100–150 млн.
Что касается институциональной готовности для успешной конвертации глобального мероприятия в долгосрочный экономический рост и приток ПИИ (волновой эффект), то здесь у нас пока скорее минус, чем плюс. Наша экономика — это даже не "чистый лист", как у некоторых стран с переходной моделью развития. Необходимо избавиться от существенных токсичных вкраплений в виде коррупции, монополизма, асимметричных условий рыночной игры, а уже затем переходить к развитию экономики с помощью реализации дорогостоящих имиджевых международных проектов.
Как показывает статистика, Украина потратила на проведение Евро-2012 примерно 9% ВВП. Структурно эти затраты распределялись следующим образом: из $14 млрд на подготовку к чемпионату и инфраструктуру примерно $5 млрд составили прямые затраты из государственного бюджета, то есть 36%, притом что изначально траты государства и бизнеса планировались в пропорции 20/80.
А вот Польша потратила примерно $20 млрд, и это были преимущественно частные инвестиции. Относительно уровня ВВП данные затраты составили примерно 5%.
Каковы же результаты от проведения столь глобального спортивного мероприятия, которое должно было встряхнуть даже самую инертную модель экономики? Валовой продукт Польши увеличился на 2,1%. В Украине данный показатель должен был составить 2,8%, учитывая, что уровень государственных и частных инвестиций несоизмеримо выше по отношению к размеру ВВП (примерно в два раза).
На самом деле, Польша действительно приобрела устойчивый тренд для дальнейшего развития, подрастая на 3% в год и выше. Евро-2012 стало для нее настоящей витриной по продвижению национальных инвестиционных проектов. Плюс налаженные коммуникации и знакомство Европы с качеством местной предпринимательской среды и уровнем базовой инфраструктуры.
Что касается Украины, то ее ВВП в 2013-м, то есть именно в тот период, когда корреляция должна была быть самой сильной, сократился до нуля. Большая часть денег, выделенных на осуществление инфраструктурных затрат, была израсходована крайне неэффективно и непрозрачно, например, для ускорения "процесса" был введен упрощенный механизм реализации проектов с "одним исполнителем", без проведения необходимых тендерных процедур. В качестве заработка украинская экономика получила тогда примерно 720 млн евро.
В итоге после завершения Евро-2012 чистые инвестиции с учетом оттока составили в 2013-м всего $2,6 млрд, что было в два раза ниже показателя предыдущего года, а в 2012-м приток валовых ПИИ составил чуть более $6 млрд, или на 7% меньше аналогичного индикатора за 2011-й. Не говоря уже о том, что в 2013-м экономика попала в дефляционную ловушку.
Чтобы не повторять ошибки прошлого, когда неэффективная рентная, коррупционная и сырьевая экономика "надорвалась" на проведении глобальных имиджевых мероприятий, необходимо сперва сделать ее не рентной, а рыночной, с высокоразвитой предпринимательской средой и низким уровнем монополизма, снизить влияние коррупции до социально безопасного уровня и выйти из сырьевой парадигмы развития, сделав ставку на переход в постиндустриальную фазу роста".
У суботу, 23 листопада, на українців чекатиме похмура погода з дощем та мокрим снігом. Про це розповіла синоптикиня Наталія Діденко, передають Патріоти України. " У суботу вологи в Україні вистачатиме. Сніг, мокрий сніг, дощ. Вдень 23 листопада основна...
Кабінет міністрів пропонує встановити на рівні закону виплату 15 млн гривень родинам цивільним, які загинули при захисті України від агресії Росії. Про це заявив прем’єр-міністр Денис Шмигаль, передають Патріоти України. Як зазначив Шмигаль, уряд подає...