Державне фінансування партій було покликане зробити український політикум прозорим і незалежним, а за фактом стало способом спонсорування політичної агітації за гроші простих українців, пишуть Патріоти України із посиланням на Апостроф.
Лимиты, отчеты и криминальная ответственность
В середине 2015 года группа депутатов, которые вдохновились позитивным опытом зарубежных стран и необходимыми условиями для получения безвизового режима, зарегистрировали в Верховной Раде законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции". 16 июля того же года Верховная Рада приняла законопроект, который вносил комплексные изменения в существующую политическую систему.
Закон предусматривает прямое финансирование из госбюджета всех партий, которые получили на предыдущих парламентских выборах больше 2% поддержки избирателей. Но эта норма вступит в силу только после следующих выборов, а до той поры государственную субсидию получают только партии, преодолевшие 5-процентный барьер в 2014 году.
Суммы, которые выделяют партиям из бюджета, определяют по формуле – 2% минимальной заработной платы умножается на количество избирателей, которые приняли участие на последних парламентских выборах. При этом финансированием будет распределяться пропорционально полученным голосам. Проще говоря, какая партия наберет больше голосов, та и получит больше средств. Существует еще гендерный бонус, который начисляют партиям, где на каждую тройку избирательного списка приходится хотя бы одна женщина.
Так, на 2017 год Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции уже распределило деньги по партиям. Народный фронт станет лидером финансирования и получит 113,8 млн грн, Блок Петра Порошенко – 112,1 млн грн, Самопомич – 56,4 млн грн, Оппозиционный блок – 48,5 млн грн, Радикальная партия Олега Ляшко – 38,3 млн грн, Батькивщине достанется 29,2 млн грн. Кроме того, Самопомич получит дополнительные 44,2 млн грн за сохранения гендерной квоты на предыдущих выборах.
Другое нововведение в том, что установлено ограничение на максимальные взносы для партий. Для физических лиц они составляют 400 минимальных зарплат, для юридических – 800, и не ограничиваются только деньгами. На благо партии можно передать и разнообразные вещи, сумма которых также не должна превышать установленный лимит.
И еще одним изменением в украинском законодательства стала ужесточенная финансовая отчетность, которую теперь требуют от партий. Принятый закон обязывает все партии (не зависимо от того, получают ли они финансирование от государства) подавать ежеквартальные отчеты об имуществе и передвижении денег на их счетах. Контролировать этот процесс обязали НАПК.
Директор департамент предотвращения политической коррупции НАПК Роман Смык отметил, что сейчас агентство занимается анализом отчетов партий за четвертый квартал. После того, как отчеты попадают в руки НАПК, их рассматривают на комиссии и составляют протокол, в котором будет указано, есть какие-либо нарушения или же нет.
"Обычно эти правонарушения административного характера. Бывает неправильно составлена финансовая отчетность, или же партии скрывают свое имущество, автомобили, или берут взносы наличкой", - пояснил директор департамента в комментарии "Апострофу".
За невыполнение установленных требований (несвоевременную подачу отчетов, отображение в них неправдивой информации или нарушений получений взносов) предусмотрены штрафы, исправительные работы и даже лишение свободы.
Однако народный депутат и один из авторов законопроекта о госфинансировании партий Сергей Лещенко считает, что НАПК самоустранилось от выполнения своих обязанностей и не осуществляет жесткий контроль движения государственных финансов на партийных счетах.
"Главная цель была разрушить связь олигархии с политикой и дать партиям альтернативный источник существования взамен на их прозрачность, - говорит нардеп "Апострофу". – На сегодняшний день закон исполняется не просто неэффективно, а часто злоупотребляя доверием граждан. Это выливается в то, что деньги, которые партии получают из бюджета, стали просто дополнительным фондом наравне с деньгами от олигархов и с украинских коррупционных схем. НАПК самоустранилось от своей функции, которая должна быть реализована – это контроль за партийными финансами. Они формально подошли к своей роли и просто выдают деньги взамен на бумажные отчеты. Их не интересует, насколько эти отчеты соответствуют действительности, были ли попытки партий легализировать свои финансы через разнообразные схемы. Они выдают эти деньги вслепую. Идея, которая построена на европейском опыте, которая была призвана разрушить коррупцию, только усугубила ее".
Лещенко также заметил, что этот закон все же остается единственным вариантом контроля партий, просто для его эффективного функционирования НАПК нужно начать работать и выявлять коррупционные схемы.
Размытое законодательство
Председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель видит проблему с госфинансированием партий напротив – в самом законе, который не дает четких разграничений, на что партии могут тратить полученные деньги. По сути государство выделяет деньги на "уставную деятельность партий", но по факту эта норма звучит размыто, и никаких конкретных статей расходов не предусматривает.
"Большая проблема в том, что партии тратят больше половины денег на прямую политическую рекламу. То есть политики взяли государственные деньги, отнесли их на телеканалы, в газеты, в интернет, и оплатили рекламу. Причина в качестве законодательства о государственном финансировании, потому что в нем указана размытая норма о том, что деньги могут тратиться на уставную деятельность партий. Уставная деятельность – это фактически что угодно. Под эту графу попадает полностью все, в том числе партии могут использовать государственные средства на легальные механизмы подкупа избирателей, предоставляя избирателям образовательные, транспортные услуги и т.д.", - пояснил Кошель.
На то, что деньги избирателей тратят на политическую рекламу, указывает народный депутат от Оппозиционного блока Юрий Павленко.
"К сожалению, если мы возьмем деньги, которые были потрачены партиями в 2016 году, то эти десятки миллионов пошли просто на политическую рекламу, которая не принесла никакой пользы стране. Учитывая то, что в этом году процедура, на что могут быть потрачены деньги, так до конца и не разработана, они опять будут использованы неэффективно с точки зрения потребностей страны. К сожалению, в современных условиях закон показал, что просто очередные миллионы будут потрачены впустую", - выразил свое мнение Павленко.
Для того, что повысить эффективность использования государственных средств, Комитет избирателей вместе с народным депутатом Вадимом Денисенко разработали законопроект №6026, в котором четко обозначили направления, по которым партии могут тратить деньги, запретили политическую рекламу и предусмотрели пропорцию – не менее 70% государственных денег должны распределяется среди областных организаций партий. Кошель уверен, что тогда политика и избирательные кампании будут значительно дешевле и эффективнее.
Финансовая прозрачность или лоббирование собственных интересов
До принятия этого закона украинцы могли только догадываться, кто стоит за той или иной партией и переводит на счета политсил круглые суммы. Существующий до этого закон о "Политических партиях в Украине" не обязывал партии как-либо освещать свою финансовую деятельность и давал полный карт-бланш на вливание дополнительных средств из любых источников.
Новый закон же должен был обеспечить прозрачную деятельность политикума и сделать партии независимыми от олигархии. Но партии смогли найти лазейки в существующем законодательстве и начали тратить деньги на что угодно: начиная от рекламы и заканчивая брендовой одеждой.
По финансовым отчетам все проходит гладко, ведь есть даже такой пункт, как "другие, не запрещенные законом траты", и уж там суммы частенько переходят миллионные границы. Например, БПП в прошлом году потратил чуть больше миллиона гривен только на услуги "Новой почты", а Радикальная партия умудрилась купить принтер за 49 тыс. грн.
На спонсирование партий в этом году выделено 442 млн грн. Для сравнения, на образование в 2017 года пойдет 85,2 млрд грн, на здравоохранения – 72,8 млрд грн, на обеспечение национальной безопасности и обороны – 129, 3 млрд грн, а на содержание аппарата Верховной Рады – 1,1 млрд грн. Поэтому сумма, отведенная на партийную деятельность, далеко не заоблачная. Так, по словам Алексея Кошеля, каждый украинец тратит на финансирование партий всего 13 грн в год. Однако это больше, например, чем в соседней Польше.
"Каждый польский избиратель платит приблизительно 8 грн в год на финансирование партий, а украинский – 13 грн. То есть, если учесть разницу в ценах и заработных платах, можно увидеть, что у нас требуется значительно больше средств, чем в Польше. Но их полностью хватает для того, чтобы партии полноценно работали", - объяснил Кошель в комментарии "Апострофу".
И вопрос не столько в выделении денег, сколько в том, что их конечное назначение так и осталось в тени, как это было и до принятия закона.
Украинскому обществу пока что сложно принять тот факт, что партии должны быть финансово независимы от бизнеса, олигархов и прочих темных фигур, поэтому им нужны государственные дотации. Прозрачность и открытость – это именно то, чего не хватает нашей политике. Но закон не должен восприниматься как грабеж налогоплательщиков. Для этого стоит пересмотреть указанные в нем нормы и прописать четкие направления, куда и на что партии могут тратить деньги. А пока этого не произойдет, украинцы будут вполне обосновано возмущаться тому, что они спонсируют политическую агитацию и пропаганду.
Президент Сполучених Штатів Джо Байден намагається витиснути максимум допомоги для України до завершення своїх повноважень, які добігають кінця на початку 2025 року. Зокрема, в Адміністрації розглядають можливість повернення ядерної зброї. Про це повід...
Російські окупанти планували наступальну операцію на Харківському та Сумському напрямку 1−15 червня 2024 року. Про це NV повідомило високопоставлене джерело в ЗСУ, передають Патріоти України. Підготовку до нового наступу окупанти завершили наприкінці т...