Після того, як Київ розірвав військово-технічне співробітництво з Москвою, Росія змушена обходитися без українських деталей і двигунів. DW з'ясувала, наскільки їй це вдається, передають Патріоти України.
В конце июля гендиректор самарского завода "Авиакор" Анатолий Гусев заявил о приостановке выпуска самолета Ан-140 из-за "отказа Украины поставлять детали" и "невозможности провести быстрое импортозамещение". Прекращение выпуска Ан-140 лишь частично демонстрирует масштаб проблем российского ВПК, которые возникли из-за украинского эмбарго на военные поставки, объявленного в связи с аннексией Россией Крымского полуострова и продолжающимся российским вмешательством в Донбассе.
"Осколки" прошлого
Серьезные потери есть сразу в нескольких сферах - создания новых самолетов, вертолетов, кораблей и ракет, поддержания годности старой техники. Оборонные системы России и Украины по сути являются "осколками" единого советского военно-промышленного комплекса. После развала СССР они продолжали активно взаимодействовать и даже наращивать сотрудничество.
По данным ежегодного доклада российско-французского аналитического центра "Обсерво", еще летом 2014 года из Украины в Россию было поставлено более 3 тысяч комплектующих для 200 образцов вооружения российской военной техники. Однако в мае 2015-го Киев расторг соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Москвой, поскольку "Россия представляет угрозу для безопасности Украины". Процесс ликвидации всех совместных проектов вступил в окончательную фазу.
Авиация: отказ от новых самолетов
Самарский "Авиакор" успел выпустить не более десятка самолетов Ан-140. 4 купила авиакомпания "Якутия", которая позднее отказалась от эксплуатации лайнера из-за дороговизны. Контракт еще на 15 машин удалось заключить с министерством обороны РФ. Этот проект постепенно закрывался и без украинских санкций. "Минобороны просило создать транспортную версию самолета. Разработчик, КБ "Антонова" в Киеве, постоянно требовал деньги, но отказывался отдавать права, в это все и уперлось", - пояснил DW эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
Ранее закрылось совместное производство военно-транспортного Ан-70. А теперь проблемы могут быть и с пассажирским Ан-148, производящимся в Воронеже. "Несмотря на все трудности, по несколько штук в год выпускаем таких самолетов, заказы есть. Жаль его потерять", - добавляет Гусаров. Ан-148 есть в авиапарке Минобороны РФ, ФСБ, МЧС, авиакомпаний "Россия" и "Ангара" и даже северокорейской AirKoryo. Произведено почти 40 самолетов.
"В течение нескольких лет все недостающие самолеты будут заменены новыми машинами семейства "Ильюшин". Они, правда, дороже самолетов "Антонова", - отметил в интервью DW глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Вертолеты: срыв поставок для армии и зарубежных партнеров
Гораздо хуже ситуация обстоит с вертолетостроением. Еще до недавнего времени практически все двигатели для российских вертолетов, а также для новых учебно-боевых самолетов ЯК-130 производились в Запорожье, в компании "Мотор Сич". Хотя для наиболее популярных машин Ми-8 и Ми-17 уже есть российский аналог, объема его производства пока недостаточно (потребность России - около 500-550 таких двигателей в год).
"Для некоторых вертолетов двигатели в России до сих пор не созданы", - добавляет эксперт Роман Гусаров. По его словам, отдельная серьезная проблема - срыв поставок вертолетов зарубежным партнерам: "Их наши отношения с Украиной не интересуют, мы обязаны уложиться в срок. Получается, мы несем репутационные риски".
Примечательно, что, по данным центра "Обсерво", частичные поставки продолжались весь 2014 год в обход украинского эмбарго. "Мотор Сич" "прикрывался" тем, что поставлял двигатели невоенной структуре - "Вертолетам России", отмечают авторы доклада. Подобная схема может работать, и в 2015 году, по мнению экспертов, не исключены поставки через третьи страны. "В компании понимают, что без сделок с Россией предприятие просто не выживет. Но на "Мотор Сич" продолжат давить политики", - уверен Гусаров.
Корабли и ракеты
Выпуск газовых турбин для боевых кораблей в России не налажен до сих пор - со времен СССР они производились только в Украине. На верфях в Калининграде и Санкт-Петербурге начато строительство 10 боевых фрегатов для обновления флота. До эмбарго Россия успела получить только пять установок и теперь пытается освоить выпуск турбин в Рыбинске. Строительство кораблей без турбин приостановлено. "Еще есть нетривиальная задача - научиться без украинской помощи монтировать и обслуживать эти установки", - говорит в интервью DW директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
В феврале Украина также отказалась поставлять системы управления для ракет-носителей "Рокот". Они использовались для запусков спутников. Впрочем, Россия уже сейчас может заменить "Рокот" другими ракетами с собственными комплектующими.
"В министерстве промышленности и торговли обещают все заменить к 2017 году, но уже ясно - все не успеют", - продолжает Руслан Пухов. По разным оценкам, процесс импортозамещения в сфере ВПК в России может занять до 10 лет. Все эксперты сходятся на том, что о восстановлении военно-технического сотрудничества между Россией и Украиной в ближайшее время не может быть и речи.
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...